Обменные реакции в растворах электролитов
Пример решения задач Задача 5.1. Записать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций между следующими веществами: CH3COONa и H2SO4; Na2CO3 и HNO3; HCN и Ca(OH)2; Pb(NO3)2 и K2CrO4. Решение: Так как CH3COOH, HCN и H2O - слабые электролиты, а CO2 и PbCrO4 - малорастворимые в воде вещества, искомые уравнения будут иметь вид: CH3COO– + H+ → CH3COOH CO32– + 2H+ → CO2↑ + H2O HCN + OH– → CN– + H2O Pb2+ + CrO42– → PbCrO4↓ Задачи для самостоятельной работы: 5.2. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малорастворимых осадков или газов: а) Pb(NO3)2 + KI; б) NiCl2 + H2S; в) K2CO3 + HCl; г) CuSO4 + NaOH; д) CaCO3 + HCl; е) Na2SO3 + H2SO4; ж) AlBr3 + AgNO3. 5.3. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций, приводящих к образованию малодиссоциированных соединений: а) Na2S + H2SO4; б) FeS + HCl; в) HCOOK + HNO3; г) NH4Cl + Ca(OH)2; д) NaOCl + HNO3. 5.4. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций нейтрализации: а) HCl + Ba(OH)2; б) HF + KOH; в) Fe(OH)3 + HNO3; г) CH3COOH + NH4OH; д) HNO2 + NH4OH; е) H2S + NH4OH. Указать, какие из этих реакций протекают обратимо, а какие – необратимо. 5.5. Составить в молекулярной форме уравнения реакций, которые выражаются следующими ионно-молекулярными уравнениями: NO2– + H+ = HNO2; Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓; Pb2+ + 2I – = PbI2↓. 5.6. Написать в ионно-молекулярной форме уравнения реакций взаимодействия между водными растворами следующих веществ: а) NaHNO3 и HCl; б) FeCl3 и KOH; в) Pb(CH3COO)2 и Na2S; г) KHS и H2SO4; д) Zn(NO3)2 и KOH (избыток); е) Ca(OH)2 и CO2; ж) Ca(OH)2 и CO2 (избыток). Для каждого случая указать причину смещения равновесия в сторону прямой реакции. 5.7. В каком направлении будет смещено равновесие реакции AgI (к.) + NaCl (водн.) AgCl (к.) + NaI (водн.): а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции? 5.8. В каком направлении будет смещено в водном растворе равновесие реакции CH3COONa+CH2ClCOOH CH3COOH+CH2ClCOONa: а) в направлении прямой реакции; б) в направлении обратной реакции? 5.9. Указать какой порядок расположения растворов равной молекулярной концентрации соответствует возрастанию рН: а) NH4Cl−NaNO3−CH2ClCOONa−NaF−CH3COONa−NaCN; б) NaCN−CH3COONa−NaF−CH2ClCOONa−NaNO3−NH4Cl. 5.10. Раствор кислоты и раствор основания смешивают в эквивалентных соотношениях. Для каких из перечисленных пар (кислота + основание) раствор будет иметь нейтральную реакцию: а) NH4OH + HCl; б) NH4OH + CH3COOH; в) NaOH + HCl; г) NaOH + CH3COOH? 5.11. Какие из перечисленных ниже солей, подвергаясь частичному гидролизу, образуют основные соли: а) Cr2(SO4)3; б) Na2CO3; в) AgNO3; г) AlCl3?
ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 Константы диссоциации некоторых слабых электролитов в водных растворах при 25оС
Продолжение Таблица 2 Коэффициенты активности (f) ионов при различных ионных силах раствора
Таблица 3 Произведение растворимости некоторых малорастворимых электролитов при 25 оС
Продолжение
Таблица 4 Интервалы перехода и окраска в различных средах наиболее распространенных кислотно-основных индикаторов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Некрасов Б.З. Курс общей химии.–М., 1948.–1004 с. 2. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.–М.: Интеграл-Пресс, 2001.–240 с. 3. Латыпова Ф.Н., Сыркин А.М. Методическое руководство к лабораторным работам по теме «Растворы электролитов».–Уфа: УНИ, 1987.–29 с. СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные положения теории электролитической диссоциации Сванте Аррениуса ………………………………………………………………………1 2. Механизм диссоциации …………………………………………………….....1 3. Диссоциация солей, оснований и кислот …………………………………….3 4. Степень диссоциации электролита. Закон разбавления Оствальда ………..4 5. Растворы сильных электролитов ……………………………………………...7 6. Ионно-обменные реакции в растворах ……………………………………….8 7. Произведение растворимости ………………………………………………...9 8. Ионное произведение воды и водородный показатель …………………….10 9. Индикаторы …………………………………………………………………...12 Лабораторные работы по теме «Растворы электролитов» …………………...14 Задания для самостоятельной работы …………………………………………16 Варианты домашних заданий ………………………………………………….26 Приложение ……………………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………………………29
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |