Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 1 Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы правового воспитания



2015-12-07 2117 Обсуждений (0)
Вопрос № 1 Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы правового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Путем формирования правовой культуры является правовое воспитание. В настоящее время в юридической литературе существуют различные определения правового воспитания.

В.К. Бабаев: "Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения".

А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: "правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности". "Отсюда, - продолжает автор, - необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон".

Л.П. Рассказов: "Правовое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование:

а) знаний о праве;

б) внутреннего уважения к праву;

в) умения применять правовое знание на практике;

г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями". Далее Л.П. Рассказов раскрывает сущность правового воспитания, которое представляет: "...систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты (воспитателей), объекты (воспитываемых), правовоспитательные мероприятия (формы, методы, средства)"

Правовое воспитание — составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.;

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право — свое и чужое.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости - главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость - руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.

28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". Основы являются в определенной степени программным документом, основные положения которого носят ярко выраженный декларативный характер, однако его значение в настоящее время особенно велико, поскольку с утверждением Основ на высшем уровне (не с политической трибуны, а в официальном документе) был признан сам факт существования правового нигилизма, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства и, что наиболее важно, в качестве одной из целей государственной политики отмечена необходимость "скорейшего и безболезненного" преодоления правового нигилизма.



2015-12-07 2117 Обсуждений (0)
Вопрос № 1 Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы правового воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 1 Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы правового воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2117)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)