Практическое занятие № 3: Педагогическое общение в структуре деятельности учителя
1. Педагогическое общение и его роль в педагогической деятельности. 2. Функции педагогического общения. 3. Стили педагогического общения. 4. Способы коммуникативного воздействия. 5. Профессиональная этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения. 6. Педагогическое мастерство и его компоненты. 7. Педагогическое мастерство, педагогическая техника и педагогическая интуиция. 8. Конфликт и его разрешение. Методические материалы к занятию Общение – это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов) Функции: - Нормативная; - Коммуникативная; - Познавательная; - Актуализирующая. Виды общения: 1. По составу участников: а) межличностное (человек-человек); б) личностно-групповое (человек – группа); в) межгрупповое (группа – группа). 2. По степени опосредованности: а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи; б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д. Структура: - коммуникативная сторона – обмен информацией; - интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями. - перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга. Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система). Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе. Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д. Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц. Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы. Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела). Визуальное – информационный контакт с помощью глаз. Педагогическое общение – это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи. Выделяют 2 вида педагогического общения: 1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. 2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности. В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами. Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика». Стили педагогического общения. Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский. Авторитарный стиль общения – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика. Характеристика: 1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов. 2. Монологизм 3. Директивность 4. Внешнее мотивирование 5. Репрессивность 6. Единоличное разрешение конфликтов 7. Прямое управление и регулирование взаимодействия. Внешние показатели: - Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны. - Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная. Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Внешние показатели: 1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. 2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны. Демократический стиль общения (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация. Характеристика: 1. Совместное целеполагание и подведение итогов. 2. Диалогизм 3. Сотрудничество 4. Внутреннее мотивирование 5. Ненасилие 6. Совместное преодоление противоречий 7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |