Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комплексная медико-психологическая экспериза



2016-01-02 632 Обсуждений (0)
Комплексная медико-психологическая экспериза 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из комплексных экспертиз, развившейся в результате взаимодействия наук по предмету исследования, является комплексная медико-психологическая экспертиза (КМПЭ).
В данном случае объекты изучения в базовых науках соотносятся как часть и целое; в психологии — это психика человека, в медицине — здоровье человека. На стыке медицины и психологии возникла и развивается пограничная наука — медицинская психология. Она изучает психологические особенности больных, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и течении болезней, в их лечении и предупреждении, а также в укреплении здоровья. Специалистов в данной области науки пока еще немного, поэтому если предмет экспертного исследования требует и медицинских, и психологических знаний, то назначается комплексная медико-психологическая экспертиза с привлечением специалистов-психологов и медиков по профилю того заболевания, которым страдает интересующий суд и следствие человек. Наиболее часто в подобных случаях привлекаются медики-психиатры, так как и для психологии, и для психиатрии объектом изучения является психика человека.
С предметом комплексной медико-психологической экспертизы тесно связана ее компетенция. Под компетенцией КМПЭ следует понимать совокупность задач, которые ставятся перед экспертами, их возможностей и полномочий.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производство экспертизы, рассчитаны на большое число случаев и являются универсальными. К тому же многие действующие сегодня в этой области нормы приняты двадцать — тридцать лет тому назад. Понятно, что они не учитывают возможностей современной науки, в частности психологии, отдельные отрасли которой зародились совсем недавно. В этом плане представляет интерес работа П.А. Колмакова.
В юрисдикции действуют общие условия, характерные для назначения экспертизы, однако здесь имеется и определенная специфика: экспертиза не должна касаться специальных познаний в области юриспруденции.
Единоличная экспертиза высококвалифицированного врача-специалиста бывает недостаточной, если имеется потребность « глубоком узконаправленном исследовании объекта. Усложнение объектов исследования, растущая специализация медицинских знаний нередко делают необходимым обращение к специалистам различных областей знаний или одной отрасли знания, но разных научных школ и течений. Это дает возможность разнообразить формы и методы экспертизы, разрабатывать четкие варианты решений, минимизировать затраты времени и средств, обеспечить коллегиальность высказываемых мнений.
К примеру, существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать эндокринные и другие заболевания. Для экспертного исследования этих лиц необходимо назначение КМПЭ, перед которой могут быть поставлены следующие вопросы.
• Какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом заболевания?
• Могло ли данное лицо правильно воспринимать события или правильно их воспроизводить?
• Имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность?
• Могло ли подэкспертное лицо в результате определенной болезни сознавать значение своих действий и руководить ими?
Комплексная медико-психологическая экспертиза назначается постановлением следователя, судьи, другого полномочного органа или мотивированным определением суда. В этих процессуальных документах указываются: основания для назначения данного вида экспертизы; фамилии экспертов или наименование учреждения, где должна быть проведена экспертиза; вопросы, подлежащие экспертному исследованию, а также материалы, предоставляемые в распоряжение экспертов. Указывается также лицо, подлежащее экспертному исследованию, описываются его процессуальный статус и обстоятельства дела. В отношении лица, совершившего правонарушение, КМПЭ в уголовном процессе целесообразно проводить после предъявления обвинения или перед составлением обвинительного заключения.
Если комплексную медико-психологическую экспертизу проводят в специальном экспертном учреждении, то дознаватель, следователь или суд направляют постановление или определение о назначении экспертизы и необходимые для этого материалы руководителю учреждения, который поручает проведение данной экспертизы нескольким своим сотрудникам. Он разъясняет экспертам их права, обязанности и ответственность, берет у них об этом подписку, которую вместе с заключением экспертов направляет следователю.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь может присутствовать при производстве любой назначенной им экспертизы, в том числе и медико-психологической.
Хотя в любом из видов юрисдикции следователь, судья или другое полномочное лицо должны иметь возможность присутствовать при проведении медико-психологической экспертизы, но пользоваться этим правом они должны лишь в исключительных случаях. Присутствие следователя, судьи, другого лица, особенно на стадии экспериментального обследования, не только нежелательно, но в большинстве случаев вредно. Как показывает опыт, эти лица, как правило, вмешиваются в ход эксперимента, подсказывают испытуемым решения, а в тех случаях, когда они занимают наблюдательную позицию, уже своим присутствием отрицательно влияют на испытуемых, нарушая атмосферу доверительности, необходимую для проведения медико-психологической экспертизы.
Важным моментом в назначении КМПЭ является выбор экспертов. Экспертизу должна проводить экспертная комиссия в составе не менее двух-трех специалистов. Предпочтение в привлечении в качестве экспертов следует отдавать научным и педагогическим работникам, имеющим ученые степени, и крупным специалистам-практикам. Важно правильно выбрать эксперта — специалиста узкого профиля. В экспертной комиссии необходимо участие специалистов по общей медицине, медицинской судебной психологии, патопсихологии и врачей — специалистов по профилю болезни испытуемого. Все члены комиссии обладают равными правами, обязанностями и несут равную уголовную ответственность.
Все назначенные эксперты на координационном совещании определяют такую оптимальную последовательность исследования объекта, которая гарантирует сохранение информации на каждом последующем этапе. Экспертиза может проводиться как амбулаторно, так и стационарно. Преимущества последней состоят в том, что она позволяет проводить наиболее полные и неоднократные обследования. Время проведения экспертизы не имеет жестоких ограничений.
Результаты КМПЭ оформляются актом (заключением). Если мнения экспертов совпадают, то составляется общее заключение. Высказывается точка зрения, согласно которой по результатам лично проведенных исследований каждый специалист должен составить самостоятельное заключение. Такой порядок нам представляется наиболее целесообразным и юридически правильным, поскольку, подписывая общее заключение, эксперт невольно подтверждает результаты не только своих исследований, но и исследований, проведенных другими специалистами, для оценки которых он не имеет необходимых знаний. Однако закон указывает, что при расхождении мнений каждый эксперт оформляет отдельное заключение с обоснованием своей точки зрения (ст. 80 УПК РСФСР).
В заключении КМПЭ приводятся сведения в отношении подэкспертного и указываются данные, послужившие основанием для назначения экспертизы. В анамнестической части содержатся сведения (субъективные и объективные, в том числе почерпнутые из материалов истории болезни) о прошлой жизни и истории настоящего заболевания (если таковое имеется), описание физического, неврологического и психического состояния, установленного в ходе обследования подэкспертного. Заключительная часть состоит из выводов экспертов и их обоснований. Выводы экспертов должны быть даны в категорической форме, предположительные заключения не допускаются. Поскольку экспертное заключение предназначено для судебно-следственных органов, оно должно быть понятно не только врачам-психологам и врачам общей медицины, но и неспециалистам. Поэтому по возможности в заключении следует избегать специальных терминов, а там, где их использование необходимо, —
давать пояснения.
Экспертная информация должна быть прежде всего научно достоверной, полученной в результате применения апробированных методов исследования.
Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подлежит оценке следователем и судом. Экспертное заключение не является обязательным для судебно-следственных органов, однако несогласие с экспертными выводами должно быть мотивировано.
Медицина и психология оказывают взаимное влияние друг на друга. Специфичность материала медико-психологического исследования требует использования медициной знаний психологии. Возникает необходимость внесения в медицину ряда новых для психологии и ценных для нее фактов, понятий и методов, вновь выявленных закономерностей. Таким образом, объединяясь, медицина и психология взаимообогащаются.
Заключение комплексной медико-психологической экспертизы подписывается всеми экспертами, проводившими исследование.

1. Предмет, методы и структура юридической психологии

2. Предмет юридической психологии и ее задачи

3. Методы юридической психологии

4. Система (структура) юридической психологи

5. Правовая психология

6. Психология личности преступника

7. Типология личности преступника

8. Психологические особенности отдельных категорий преступников

9. Насильственный тип преступника

10. Корыстный тип личности преступника

11. Психологические особенности преступников-профессионалов

12. Психология преступного деяния

13. Психология преступных организаций

14. Психологические аспекты юридической ответственности

15. Психология предварительного расследования

16. Психология следователя и следственной деятельности

17. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого.

18. Психология потерпевшего

19. Психология свидетелей

20. Психологический (коммуникативный) контакт в следственной деятельности

21. Психология допроса

22. Особенности стадий допроса

23. Психология допроса потерпевшего

24. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

25. Психология допроса свидетелей

26. Психологическая ставка

27. Психологические аспекты осмотра места происшествия

28. Психологические аспекты осмотра трупа

29. Психологические аспекты освидетельствования

30. Психологические аспекты обыска

31. Психологические аспекты выемки и предъявления объектов для опознания

32. Психологическая проверка показаний на месте. Психологические аспекты проведения следственного эксперимента

33. Психологические особенности судебной деятельности

34. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства

35. Психология судебного следствия

36. Психология судебных прений и судебной речи

37. Психологические особенности деятельности прокурора в суде. Речь прокурора

38. Психологические особенности деятельности адвоката в суде. Речь адвоката

39. Последнее слово подсудимого

40. Психологические аспекты оценки судом преступления и назначения уголовного наказания

41. Психология гражданского судопроизводства

42. Принципы и стадии гражданского процесса. Психология участников гражданского процесса 43. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству

44. Психология судебной речи в гражданском процессе

45. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе

46. Психологические аспекты деятельности прокурора в гражданском процессе

47. Психология познания гражданским судом обстоятельств дела, их оценки и принятия судебных решений

48. Судебно-психологическая экспертиза

49. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

50. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

51. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

52. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

53. Комплексная медико-психологическая экспертиза



2016-01-02 632 Обсуждений (0)
Комплексная медико-психологическая экспериза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комплексная медико-психологическая экспериза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)