Себестоимость продукции: понятие, виды, тенденции в современных условиях
Министерство сельского хозяйства РФ Орловский государственный аграрный университет Кафедра «Аграрная экономика»
Курсовая работа По дисциплине Экономика организации (предприятий) На тему: Себестоимость продукции и пути её снижения (на примере ОАО ОПХ «Красная Звезда»
Выполнил: Извекова Н.В. Группа Б 303с Проверил:
Орел – 2013 Содержание
Введение. 3 1. Теоретические и методологические аспекты себестоимости продукции 5 1.1.Себестоимость продукции: понятие, виды, тенденции в современных условиях 5 1.2. Методические исчисления себестоимости продукции. 16 2. Экономическая характеристика предприятия. 19 3. Себестоимость продукции ОАО ОПХ «Красная Звезда» пути ее снижения. 35 3.1.Характеристика уровня, структуры себестоимости продукции и фокторов, ее определяющих. 35 3.2.Оценка влияния себестоимости на эффективность производства. 52 3.3. Пути снижения себестоимости продукции. 57 Выводы и предложения. 61 Список литературы.. 64 Приложение………………………………………………………………………
Введение Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет управление затратами на производство, включающее контроль и регулирование. Возникает задача снижения издержек производства до нормативного уровня. Соблюдение нормативов в этом случае является целью управления затратами на производство. В современных условиях становления рыночных отклонений и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятия усиливается роль и значение системы учета и отчетности, где особое место занимает учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, выполняемых работ или услуг. Одной из наиболее актуальных проблем является в настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). По мере развития в экономике страны конкуренции, свободной системы ценообразования возрастает роль себестоимости продукции, как важнейшего фактора влияющего на рост массы прибыли. Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем коммерческой деятельности, которой находит отражение уровень всей хозяйственной деятельности: организация и технологии производства, производительности труда, эффективности использования земли и других средств производства, осуществление режима экономии. Исчисление себестоимости необходимо для определения экономической эффективности производства. Уровень себестоимости оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность предложенных товаров на рынке. В настоящее время в практике работы многих предприятий усиливается противоречие между необходимостью в исчислении достоверного показателя себестоимости продукции, работ, услуг с точки зрения именно его экономической сущности и природы, что вызвано потребностями управления предприятиями в рыночной среде и налоговым регламентом в формировании данного показателя. Показатель себестоимость выпускаемой продукции позволяет оценивать работу предприятия с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные результаты его работы, поскольку ощутимое снижение издержек производства, в первую очередь, достигается путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами предприятия. Себестоимость является исходным показателем для определения выгодности того или иного производства, и лежит в основе определения цен на продукцию. Целью курсовой работы является изучение себестоимости продукции и путей её снижения на конкретном предприятии теоретических аспектов понятия себестоимости продукции, а также анализ затрат на производство продукции на предприятии и её себестоимости, рассмотрение путей понижения себестоимости на этом предприятии. В соответствии с целью данной работы необходимо решить следующие основные задачи: - рассмотреть теоретические и методологические аспекты себестоимости продукции; - дать экономическую характеристику предприятию; - проанализировать себестоимость продукции на предприятии и предложить пути её снижения. В процессе написания данной работы были использованы материалы учебной литературы, а также статьи периодических изданий. В курсовой работе использовались следующие методы: монографический, аналитический и логический. Теоретические и методологические аспекты себестоимости продукции Себестоимость продукции: понятие, виды, тенденции в современных условиях В связи с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности изменились определения таких понятий как затраты, расходы и издержки. Определение расходов было уточнено и дополнено новым содержанием, повысилась их роль. Понятие затрат не изменилось, а понятие издержек ушло на второй план. Затраты – денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов, которые задействованы на производстве и в реализации продукции. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции представляют собой расходы производственных ресурсов, включающих стоимость оборотных фондов, основных производственных фондов в виде амортизационных отчислений, трудовых ресурсов в виде оплаты труда. В хозяйственной практике нашей страны для определения затрат используется категория «себестоимость». Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Таким образом, себестоимость продукции отличается от издержек производства на величину затрат, связанных с реализацией продукции, осуществляемых непосредственно товаропроизводителем и составляющих незначительную часть общих затрат на производство и реализацию продукции, т.е. себестоимости. Себестоимость — важнейший качественный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также являющийся инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и образования общегосударственного денежного фонда — бюджета. В себестоимости продукции находят отражение уровень технической оснащенности предприятия, уровень организации производства и труда, рациональные методы управления производством, качество продукции. Снижение себестоимости является важнейшим условием роста прибыли. Себестоимость является ценообразующим фактором. В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию. Другими элементами себестоимости являются затраты: - на подготовку и освоение производства; - непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; - связанные с обслуживанием производственного процесса; - связанные с управлением производством; - по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; - на выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное время: оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнение государственных обязанностей; - отчисления на социальные цели (единый социальный налог) от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции; - на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов; - износ по нематериальным активам. В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет прибыли и убытков: затраты по аннулированным производственным заказам и на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки и арбитражные сборы, штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, убытки от списания безнадежных долгов. Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: затраты на финансирование НИОКР, проектных и технологических работ, расходы, связанные с выпуском и реализацией ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.). Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важных функций: 1. Обеспечивает учёт и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции; 2. Является основой для формирования уровня цен на продукцию, определения прибыли, рентабельности и исчисления налогов; 3. Служит для экономического обоснования целесообразности вложения инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия, осуществления агрозоотехнических, технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производства; принятия различных управленческих решений. [5, с.189] В зависимости от экономического содержания и производственного назначения при анализе хозяйственной деятельности используют следующие виды себестоимости сельскохозяйственной продукции. В сельскохозяйственном производстве различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции. Среднеотраслевую себестоимость рассчитывают как средневзвешенную величину по каждому виду продукции по стране в целом. Показатель характеризует средние затраты на единицу продукции по отраслям, поэтому близок к общественно необходимым затратам труда. Различают такие его формы, как среднезональная и сводная себестоимость. Сводную себестоимость рассчитывают в соответствии с существующим административно – территориалным делением – по районам, областям, республикам. Зональная себестоимость определяется уровнем затрат, сложившимся по определённой зоне, является основой в размещении производства.[5, с.192] В зависимости от включённых в себестоимость затрат исчисляют следующие её виды: 1. Цеховая себестоимость представляет собой текущие затраты предприятия по выпуску продукции исключая общехозяйственные расходы, связанные с управлением предприятием. Затраты по управлению цехами, роль которых в сельском хозяйстве выполняют отдельные бригады, звенья и иные структурные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, включаются в состав цеховой себестоимости. 2. Производственная себестоимость представляет собой цеховую себестоимость, увеличенную на сумму общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы распределяются между видами сельскохозяйственной продукции и отчётными периодами в соответствии с отраслевыми инструкциями по формированию себестоимости. 3. Полная себестоимость сельскохозяйственной продукции – это производственная себестоимость, увеличенная на сумму расходов, связанных с реализацией. В зависимости от методов определения и сфер применения себестоимость принято классифицировать на плановую и фактическую. [6, с.159-160] Плановая себестоимость рассчитывается при планировании объёмов производства и затрат на конкретную продукцию. Она базируется на нормативных данных расхода материально-денежных средств и намечаемом объёме производства продукции. Плановая себестоимость определяется как при расчёте производственной, так и полной себестоимости. Фактическую или отчётную себестоимость находят при подведении итогов хозяйственной деятельности предприятия на основе производственного отчёта. Сравнение фактической и плановой себестоимости по видам затрат позволяет установить допущенный перерасход или экономию средств и труда, наметить мероприятия по снижению себестоимости продукции в будущем производственном цикле. [3, с.311-312] Кроме того, в сельском хозяйстве существует особый вид себестоимости – так называемая провизорская, или ожидаемая. Она рассчитывается постоянно на 1 октября отчётного года и представляет собой сумму фактических расходов за 9 месяцев и плановую себестоимость продукции последнего квартала. [11, с.197] Все затраты в денежной форме предприятия по текущей деятельности находят отражение в показателе себестоимости продукции. Через показатель себестоимости осуществляется формирование фонда возмещения, направляемого на воспроизводство оборотных фондов, трудовых ресурсов, основных фондов. Остановимся на некоторых особенностях формирования себестоимости в современных условиях хозяйствования. Материальные затраты. В элементе «материальные затраты» отражается стоимость: - приобретаемых сырья и материалов, непосредственно входящих в состав продукции: - покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции; - покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; - приобретенных со стороны всех видов топлива, расходуемых на технологические цели; - всех видов энергии (тепловой, сжатого воздуха, холода, электрической). Наряду со стоимостью материальных затрат в этом элементе себестоимости отражается стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на рекультивацию земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за воду). Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, вычитается стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, которые образуются в процессе производства продукции и которые частично или полностью утратили свои потребительские свойства «исходного ресурса». Возвратные отходы оцениваются по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного сырья; отходы оцениваются по пониженным ценам, если они могут быть использованы для основного производства самого предприятия, но с повышенными затратами. Затраты на оплату труда. В состав расходов на оплату труда включается стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам, что практиковалось ранее только в сельском хозяйстве. Если на предприятии производится вместо денежных выплат по заработной плате выдача товаров исходя из рыночных цен, увеличивается фонд оплаты труда. В фонд оплаты труда включаются компенсационные выплаты матерям и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. В фонд оплаты включается также стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока. В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты: - премии, - материальная помощь (в том числе безвозмездная), беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий; - оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков; - надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; доходы, выплачиваемые по акциям и вкладам трудового коллектива; компенсационные выплаты в связи с повышением цен; - оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами; - ценовая разница по продукции, предоставляемой работникам предприятия или отпускаемой подсобными хозяйствами для общественного питания предприятия; - оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий и другие аналогичные выплаты. Отчисления на социальные нужды. Наряду с фондом оплаты труда отчисления на социальные нужды обеспечивают возмещение затрат на воспроизводство живого труда. В настоящее время в себестоимость продукции по установленным государством нормам включается единый социальный налог. Амортизация основных фондов. Износ основных фондов возмещается путем постепенного включения их стоимости в затраты на выработку продукции на протяжении срока функционирования основных фондов. Процесс перенесения по частям стоимости основных фондов на изготовляемую продукцию (услуги) есть амортизация. Амортизационные отчисления — денежные средства, накапливаемые предприятием за срок службы основных фондов для их полного восстановления. Это собственный источник финансирования предприятия, величина которого зависит от двух факторов: стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений. В качестве стоимости основных фондов принимается их балансовая оценка, как правило, первоначальная стоимость. По состоянию на 1 января 1997 г. предприятия провели переоценку основных фондов, в результате которой была получена восстановительная оценка фондов, которая сейчас и служит базой для определения амортизационных отчислений. Прочие затраты. а) Затраты, предназначенные для частичного воспроизводства основных фондов (проведения ремонтных работ), могут отражаться в себестоимости продукции двояко. 1. Предприятия, образующие резерв средств (ремонтный фонд), отражают отчисления на его образование. Ремонтный фонд формируется исходя из стоимости основных фондов и нормативов отчислений, устанавливаемых самим предприятием. 2. В остальных случаях затраты на ремонтные работы отражаются в соответствующих элементах затрат (материальные, оплата труда и др.). Для равномерного списания этих затрат допускается их включение в пределах установленного предприятием норматива, а разница относится на расходы будущих периодов. б) Затраты по оплате процентов за пользование банковским кредитом и по процентам поставщиков за приобретение товарно-материальных ценностей. В настоящее время на себестоимость продукции относятся платежи по кредитам банков и затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков (производителей) на приобретение товарно-материальных ценностей в пределах учетной ставки, установленной ЦБ РФ, увеличенной на три пункта. Расходы же на оплату процентов, превышающих этот предел, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Оплата процентов по ссудам, полученным на восстановление недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных фондов и нематериальных активов, а также по отсроченным и просроченным ссудам, осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. в) Платежи за выбросы загрязняющих веществ. В настоящее время действуют нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, которые представляют собой компенсацию за экологический ущерб от загрязнения окружающей среды. Установлены два вида нормативов платы. Во-первых, за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. И, во-вторых, за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду. Первые осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение предельно допустимых выбросов — за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. г) Нематериальные активы. К нематериальным активам относятся затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место), торговые марки и товарные знаки и т.п. Нематериальные активы по своим характеристикам имеют много общего с основными фондами: используются длительное время, приносят прибыль, с течением времени большая часть их теряет свою стоимость. Но есть и отличия: отсутствуют материально-вещественная структура, сложность определения стоимости, неопределенность в расчете величины прибыли от их использования. При взносе нематериальных активов в уставный фонд их оценка производится по договоренности сторон на основе цен мирового и внутреннего рынков. При покупке нематериальных активов их оценка складывается из покупной цены и расходов, связанных с их приобретением и приведением этих объектов в состояние готовности. По нематериальным активам, как и по основным фондам, начисляется износ, который относится на себестоимость продукции. Износ начисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным самим предприятием исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования.. К моменту окончания срока полезного использования нематериальных активов их стоимость должна быть полностью перенесена на затраты производства продукции (работ, услуг). д) Представительские расходы. К данной категории затрат относят связанные с коммерческой деятельностью расходы предприятий по приему и обслуживанию представителей других хозяйственных структур (предприятий, организаций, учреждений), включая иностранных, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников заседаний совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. Указанные расходы включаются в себестоимость продукции в пределах утвержденных норм при наличии оправдательных первичных документов, в которых указываются место и дата встречи, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники встречи со стороны предприятия, величина расходов. Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции трактуют для предприятий, выполняющих работы по созданию научно-технической продукции, понятие представительских расходов шире. При этом к соответствующим расходам относятся затраты научной организации по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранные), прибывшие для переговоров с целью поддержания делового сотрудничества, а также участников, приглашенных на заседание совета правления научного учреждения или ревизионной комиссии в соответствии с действующими нормативами. К представительским относятся расходы, связанные с проведением официального приема представителей, завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия, их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия. При этом в состав представительских расходов включаются лишь затраты по приему представителей других предприятий непосредственно данной организацией. Следует отметить, что данные лимиты нельзя использовать для оплаты мероприятий или сувениров при посещении других предприятий. е) Расходы на рекламу. К ним относятся расходы на рекламу и издание рекламных изделий, на рекламные мероприятия через средства массовой информации, на изготовление рекламных щитов, указателей, на оформление витрин, выставок-продаж и на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью. Величина расходов на рекламу включается в себестоимость продукции в пределах утвержденных норм. Представительские расходы, а также расходы на рекламу, превышающие предельные размеры, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Точка самоокупаемости предприятия. Совокупная сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции сравнивается с результатами работы предприятия (выручкой от реализации). Это сравнение показывает, покрываются ли все расходы предприятия результатами его деятельности. Объем производства продукции, при котором достигается равенство затрат результату, соответствует точке самоокупаемости. Точка самоокупаемости показывает, что при данном объеме реализации предприятие окупило свои затраты. Точку самоокупаемости можно получить из следующего равенства: СД = СР, (1) где СД — совокупный доход (выручка); СР — совокупные расходы (себестоимость производства и реализации продукции).[ 12, с.354-361]
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |