Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: —проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; —помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; —контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; —не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; —стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; —избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; —реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.); —повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; —не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; —выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; —для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: — уделяйте ребенку достаточно внимания; —проводите досуг всей семьей; —не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: —установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; —чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; —снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; —оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; —избегайте по возможности больших скоплений людей; —помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; —организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. 4. Специальная поведенческая программа: —придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. —не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; —чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; —составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
— воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией; — не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
—постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; —не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; —не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; —помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; —не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; —объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: —лишение удовольствия, лакомства, привилегий; —запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; —прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); —чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»; —холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; — внеочередное дежурство по кухне и т.д. Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: —если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам; —если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. —если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие. —если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам. Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: —изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; —работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски; —оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. —измените режим урока с включением физкультминуток; —разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса; —предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения; —направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д. 2. Создание положительной мотивации на успех: —введите знаковую систему оценивания; —чаще хвалите ребенка; —расписание уроков должно быть постоянным; —избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ; — вводите проблемное обучение; — используйте на уроке элементы игры и соревнования: —давайте задания в соответствии со способностями ребенка; —большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; —создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний; —научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; —игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные; —стройте процесс обучения на положительных эмоциях; —помните, что с ребенком необходимо договариваться, 3. Коррекция негативных форм поведения: —способствуйте элиминации агрессии; —обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; —регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками. 4. Регулирование ожиданий: —объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы; —объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательно Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами. Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |