Краткие теоретические сведения. 4.1.1. Постановка задачи:
4.1.1. Постановка задачи: Требуется вычислить интеграл вида , где f(x) - подынтегральная функция, непрерывная на [a,b]; a, b - нижний и верхний пределы интегрирования. Геометрически вычисление определенного интеграла интерпретируется как вычисление площади, ограниченной осью OX и графиком f(x) на промежутке [a,b] изменения х. Аналитически эта задача решается в два этапа: 1) Вычисляется первообразная функции f(x), т.е. неопределенный интеграл ; 2) По формуле Ньютона-Лейбница вычисляется значение определенного интеграла: На практике зачастую выполнить первый этап бывает затруднительно или в принципе невозможно, поэтому приходится использовать какие-либо численные методы. Суть большинства методов численного интегрирования состоит в замене подынтегральной функции f(x) аппроксимирующей функцией , для которой можно легко записать первообразную в элементарных функциях, т.е. , где S - приближенное значение интеграла; R - погрешность численного вычисления интеграла J. При численном интегрировании независимо от выбранного метода необходимо вычислять приближенное значение S интеграла и оценивать погрешность R. Наиболее популярными являются методы Ньютона-Котеса, в которых промежуток интегрирования [a,b] разбивается на некоторое число n интервалов, на каждом из которых подынтегральная функция f(x) заменяется на полином некоторой степени и вычисляется частичный интеграл, а конечный результат S есть сумма всех частичных интегралов. Методы Ньютона-Котеса отличаются друг от друга степенью используемого полинома. Например, методы прямоугольников (левых, правых, средних) используют полином нулевой степени, т.е. константу, метод трапеций – полином первой степени, т.е. наклонную прямую линию, метод Симпсона – полином второй степени и т.д. 4.1.2. Метод средних прямоугольников.
Обозначим ее через h: ; xi= xi-1 + h, i =1,2,...,n. Тогда в методе средних прямоугольников площадь каждого i-го прямоугольника Si определяется формулой , i = 0,1,2,...,n-1, а конечный результат: . Главный член погрешности метода средних прямоугольников, являющийся первым членом разложения ошибки R в ряд Тейлора, определяется формулой . 4.1.3. Метод трапеций
, а численное значение интеграла на всем [a,b] . Главный член погрешности метода трапеций определяется формулой . 4.1.4. Уточнение метода трапеций по Ричардсону Если в формуле главного члена погрешности метода трапеций величину , независящую от шага разбиения h, обозначить через С, то сама формула принимает вид R0=h2C. Для уточнения метода трапеций можно применить следующую манипуляцию: вычисляются два значения Sh1 и Sh2 одного и того же интеграла для разных разбиений h1 ≠ h2. Тогда можно записать: и . Если вычесть эти два уравнения друг из друга, то можно определить . Тогда, подставляя это выражение для С в одну из формул для J, получаем: . Вычисленное таким образом значение интеграла является гораздо лучшим приближением, чем Sh1 или Sh2. Этот метод называется экстраполяционным переходом к пределу или уточнением по Ричардсону. Задание Изучить теоретический материал: численные методы вычисления определенного интеграла: методы левых, правых, средних прямоугольников, метод трапеций, уточнение по Ричардсону. Требуется вычислить интеграл вида , где f(x) – подынтегральная функция, непрерывная на [a,b]; a, b – нижний и верхний пределы интегрирования. Требуется вычислить значение интеграла SC методом средних прямоугольников при числе N=20 разбиений промежутка [a,b], а также для двух разных разбиений N1=10, N2=20 значения ST1,ST2 методом трапеций, по которым определить уточнение SR по Ричардсону. Для визуальной оценки точности вычислений требуется также вычислить точное значение интеграла J, для чего в качестве подынтегральных функций f(x) в приводимой ниже таблице вариантов выбраны такие, для которых известны первообразные функции F(x) в аналитическом виде (они также даны в таблице вариантов). Значение J вычисляется по формуле Ньютона-Лейбница: J=F(b)-F(a). Для защиты контрольной работы представить на компьютере EXCEL-файл решения задачи и рукописный отчет. В отчете по задаче 4 представить: 1) значение интеграла SC, вычисленное методом средних прямоугольников для N=20; 2) значения интеграла ST1,ST2, вычисленные методом трапеций для N1=10 и N2=20 соответственно; 3) уточнение по Ричардсону SR; 4) точное значение определенного интеграла J; 5) ошибки RC, RT1, RT2, RR значений SC, ST1, ST2, SR по сравнению с J. Пример решения задачи В данном примере рассматривается вычисление интеграла . Первообразная подынтегральной функции: A1’Вычисление определенного интеграла Из таблицы вариантов выбрать интеграл, пометить его, скопировать и поместить как графический объект следом за введенным текстом. A2’Промежуток интегрирования: Объединяем клетки A2:C3, центрируем по вертикали и горизонтали. D2’a E2’b . В клетки D3, E3 помещаем пределы интегрирования. В данном примере: D30,2 E21,4 . Готовим таблицу для метода средних прямоугольников: A4’Метод средних прямоугольников Объединяем клетки A4:В4, центрируем по вертикали и горизонтали. Перенос текста на новую строку внутри клетки можно выполнить одновременным нажатием клавиш Alt и Enter. A5’N= B5’20 A6’h= B6’ =($E$3-$D$3)/B5 . Здесь знак абсолютной адресации $ используется для копирования в дальнейшем формулы из клетки B6 в клетки E6 и G6. A7’х В7’f(x) A8=D3+B6/2 B8==1/(SIN(A8)*COS(A8)) – это формула для вычисления подынтегральной функции f(x). A9= A8+$B$6 Копируем клетку В8 в В9 Копируем клетки А9:В9 в А10:В27 В результате получили таблицу значений f(x) в серединах интервалов разбиения промежутка интегрирования. Готовим таблицу для метода трапеций: D4’Метод трапеций Объединяем клетки D4:G4, центрируем по горизонтали. D5’N1= E5’10 F5’N2= G5’20 D6’h1= F6’h2= Копируем клетку В6 в клетку Е6 и в клетку G6 Копируем клетки А7, В7 в клетки D7,E7 и в клетки F7,G7 D8=D3 F8=D3 D9= D8+$E$6 F9= F8+$G$6 Копируем клетку В8 в клетки E8, E9, G8, G9 Копируем клетки D9:E9 в D10:E18 В результате получили таблицу значений f(x) в точках разбиения промежутка интегрирования на 10 частей. Копируем клетки F9:G9 в F10:G28 В результате получили таблицу значений f(x) в точках разбиения промежутка интегрирования на 20 частей. По результатам табулирования подынтегральной функции в ячейках F7:F28, G7:G28 строим график f(x). Переходим к вычислению значений интеграла и ошибок методов: A28’Первообразная Из таблицы вариантов выбрать запись F(x), пометить ее, скопировать и поместить как графический объект следом за введенным текстом. A29’J= B29 =LN(ABS(TAN(E3)))-LN(ABS(TAN(D3))) A30’Sc= B30 =B6*СУММ(B8:B27) A31’ST1= B31 =E6/2*(E8+E18)+E6*СУММ(E9:E17) A32’ST2= B32 =G6/2*(G8+G28)+G6*СУММ(G9:G27) A33’Sr= B33 =(B31*G6^2-B32*E6^2)/(G6^2-E6^2) Вычисляем значения ошибок методов: С29’ошибка метода С30’Rc= D30 =ABS($B$29-B30) С31’RT1= Копируем D30 в D31, D32, D33 С32’RT2= С33’Rr= Для косвенной проверки полученных результатов вычислим отношения ошибок и . Если они будут приблизительно равны соответственно 0,5 и 4, то это означает, что вычисления произведены верно. E30’Rc/RT2= F30 =D30/D32 E31’RT1/RT2= F31 =D31/D32 Полученная в результате описанных действий электронная таблица:
Таблица индивидуальных заданий
4.5. Контрольные вопросы 1. Как вычисляется определенный интеграл аналитически? 2. В чем состоит суть методов Ньютона-Котеса? 3. На что и как влияет количество разбиений при численном интегрировании? Можно ли увеличивая количество разбиений промежутка интегрирования бесконечно повышать точность интегрирования? 4. Как определяется значение частичного интеграла в методах прямоугольников? 5. В чем отличие методов левых, средних и правых прямоугольников? 6. Выберите правильный ответ на вопрос: «Чем отличаются методы прямоугольников, трапеций, Симпсона?» а) числом разбиений промежутка интегрирования; б) порядком аппроксимирующего полинома; в) шагом интерполяции. ЗАДАЧА 5. Решение задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |