Темы контрольного сочинения. 1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в
1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в поэтическом творчестве. Лирика — это прежде всего отражение чувств, размышлений и переживаний автора, волновавших его в тот или иной период жизни. Воссозданию духовного мира Пушкина, круга его интересов, личных впечатлений на основе анализа лирических стихотворений должно быть посвящено данное сочинение. 2.Развитие основных тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина. В лирике Пушкина отчетливо прослеживаются темы, которые волновали поэта на протяжении всего творчества. Но в разные периоды жизни они раскрывались по-своему. В сочинении необходимо проанализировать динамику содержательных мотивов и художественных приемов в лирике Пушкина. 3. Человек и история в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина. Трактовка проблемы места человека в истории в двух поэмах Пушкина отличается. Выявлению общего и различного в содержании поэм, художественном воплощении исторической тематики посвящено данное сочинение. 4. Пушкин о человеческих страстях и пороках («Борис Годунов», Трагедии Пушкина посвящены разным темам. Но в них ставится одна и та же проблема — несвобода человека от собственных страстей и пороков. Какие человеческие пороки привлекают внимание Пушкина, какова его идейно-эмоциональная оценка поставленной проблемы, — эти аспекты необходимо раскрыть в сочинении. 5. «Поэзия» и «проза» жизни в повестях и романах Пушкина. В повестях и романах Пушкина нашли отражение различные стороны человеческой жизни: высокие, «поэтические», такие, как благородство, преданность, дружба, любовь, романтическая исключительность человека, и низкие, «прозаические», как, например, мелочность, бытовая повседневность и др. Что привлекает Пушкина в жизни человека, каковы его нравственные приоритеты, какими художественными средствами (романтическими или реалистическими) писатель «подсказывает» свои оценки — таковы содержательные грани данного сочинения. 6. Актуальные проблемы начала XIX века в художественной интерпретации Пушкина (на материале прозаических произведений). В сочинении необходимо проанализировать те проблемы, которые были актуальны для жизни русского общества в начале XIX века, — крестьянский вопрос, народ и власть, накопление капитала, жизнь «маленького человека» и др. Какие из них получили наибольшее распространение в прозе Пушкина, с помощью каких художественных средств они вопАощаются — эти аспекты должны быть раскрыты в сочинении. 7. Мотив денег в творчестве Пушкина. Мотив денег звучит в «Скупом рыцаре», «Повестях Белкина» («Выстрел», «Станционный смотритель»), «Пиковой даме», «Капитанской дочке» Пушкина. В некоторых произведениях он перерастает в серьезную проблему. В сочинении необходимо проанализировать содержательное значение этого мотива (в том числе и оценку автора) и художественные средства его воплощения. 8. Образ «маленького человека» в творчестве Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»). Пушкин впервые с реалистических позиций раскрыл образ «маленького человека». В сочинении необходимо осветить содержательные и художественные особенности его воплощения. 9. Женские образы в творчестве Пушкина. В лирике, драматургии, прозе Пушкина ощущается необыкновенно возвышенное отношение к женщине. Пушкин создал галерею прекрасных женских образов, в которых отразил сущностные черты русской женщины, — верность, жертвенность, мудрость. В сочинении необходимо рассмотреть женские образы (по выбору) и черты характера пушкинских героинь. 10. Образ Петербурга в творчестве Пушкина. В творчестве Пушкина впервые так ярко был воплощен образ Петербурга («Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Медный всадник»). В сочинении необходимо раскрыть содержательные и художественные особенности его воплощения. 11. Образ народа в творчестве Пушкина. Образ народа, верность народным традициям, социальное положение народа, отношение власти к народу — эти и другие содержательные грани народной тематики нашли отражение в творчестве Пушкина. Проанализируйте их в таких произведениях, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Дубровский» «Капитанская дочка». 12. Образы автора и рассказчика в произведениях Пушкина. В некоторых произведениях Пушкин ведет повествование от первого лица, принимает участие в событиях, делает авторские отступления («Евгений Онегин») или, напротив, самоустраняется, доверяя повествование рассказчику («Повести Белкина», «Капитанская дочка»). В сочинении необходимо раскрыть содержательное и художественное значение этого приема. 13. Комическое на страницах пушкинских произведений. В произведениях Пушкина достаточно часто звучит смех автора (сцены из «Евгения Онегина», «Повестей Белкина», «Капитанской дочки»). Что это за сцены, каков характер пушкинского смеха (юмор, ирония, сарказм, сатира), какие комические приемы использует писатель, — таков содержательный объем данного сочинения. 14. Символика и фантастика в творчестве Пушкина. Символические и фантастические детали и образы не так часто встречаются в творчестве Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). Тем более необходимо выявить их содержательный смысл, художественную природу (романтическую, психологическую и т. д.), — такова главная цель сочинения. 15. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина. Во всем творчестве Пушкина наблюдается сложное взаимодействие романтических и реалистических элементов: и в содержании (проблемы, идеи), и в художественной форме (приемы). В сочинении важно показать этот синтез, обосновать преобладающие тенденции в творчестве Пушкина. 16. «Ужасный век, ужасные сердца!»: актуальные проблемы начала XIX века в поэзии, драматургии, прозе Пушкина. Все основные общественно-политические, социально-экономические, нравственно-философские тенденции в жизни России начала XIX века нашли отражение в творчестве Пушкина. В сочинении важно не только их проанализировать, но и обратить внимание на средства художественного воплощения проблематики, ее вневременное, общечеловеческое звучание. 17. Размышления Пушкина о роли личности в истории, власти и народе. В таких произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Дубровский, «Капитанская дочка», Пушкин пытается ответить на глобальные вопросы, которые волновали его на протяжении всей жизни, — о судьбах личности, власти, страны. Какова точка зрения Пушкина, менялась ли она с течением лет, — таковы содержательные грани данного сочинения. 18. Жизнеутверждающий характер творчества Пушкина. Несмотря на то что в жизни Пушкина было много драматических событий и потрясений, его творчество в целом очень оптимистично. В сочинении необходимо показать, в чем проявляется жизнеутверждающий пафос пушкинского творчества. 19. Тема России — главная тема творчества Пушкина. Все творчество Пушкина — о России, ее людях, природе, быте, традициях, истории. Каким предстает обобщенный образ России в творчестве Пушкина, о чем болит душа поэта, чему он искренне радуется, что ненавидит и чем восхищается, — попытайтесь ответить на эти вопросы в своем сочинении. Творческие задания 1. Внимательно перечитайте стихотворение Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». В каком контексте в стихотворении упоминается Г.Р. Державин? Прочитайте стихотворения Державина «На взятие Измаила», «Водопад». Какие исторические события отражены в державинских стихотворениях, как они трактуются? Какие патриотические идеи объединяют стихотворения Державина и Пушкина? Как оценивается двумя поэтами деятельность Екатерины II? 2. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина «Видение Мурзы». Сравните начало стихотворения с пейзажной частью «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкина. Насколько они близки? Прочитайте стихотворение Державина «Прогулка в Сарском Селе» и сравните его с «Воспоминаниями...» Пушкина. Что отличает две «прогулки» по Царскому Селу? 3. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «На развалинах замка в Швеции». Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Что общего в композиции двух стихотворений? Какие воспоминания описываются в стихотворении Батюшкова, какие — в стихотворении Пушкина? Какие патриотические идеи звучат в двух стихотворениях? 4. Прочитайте стихотворение «Царскосельский лебедь» В. Жуковского. Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Каким образом в двух стихотворениях раскрываются проблемы прошлого и настоящего России, молодого поколения? Имена каких русских царей упоминаются в двух стихотворениях и в какой связи? Что общего в 5. Сравните стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак» Пушкина со стихотворениями К.Н. Батюшкова «Ответ Тургеневу», «К другу», «Вакханка». Какие мотивы объединяют стихотворения Пушкина и Батюшкова? Можно ли утверждать, что поэзия Батюшкова в определенной степени влияла на раннее творчество Пушкина? 6. Сравните стихотворения «Певец» Пушкина и «Певец» В.А. Жуковского. Какие мотивы, настроения объединяют два стихотворения? Каково значение повторов строк «Слыхали ль вы?», «Встречали вы?», «Вздохнули ль вы?», «Бедный певец!»? Сопоставьте «Элегию» («Я думал, что любовь погасла навсегда...», 1816) Пушкина со стихотворением Жуковского «Пловец». Что общего и различного в содержании стихотворе ний? Каково значение образов пловцов, челна, океана, паруса и др. в двух стихотворениях? Можно ли сказать, что на раннем этапе творчества Пушкин испытывал влияние Жуковского? 7. Прочитайте оду «Вольность» А.Н. Радищева. Как Радищев осмысливает проблемы закона, свободы, власти, народа? Какие исторические события и герои упоминаются в оде? Как Радищев оценивает прошлое, настоящее, будущее России и всего человечества? Сравните оду Радищева с одой «Вольность» Пушкина. Чем отличается способ изложения поэтического материала, композиция, образное решение двух од? Что общего и различного в идейном осмыслении темы свободы? 8. Вспомните стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Как поэтом-декабристом раскрываются тема власти и народа, образ временщика? Какие политические декларации звучат в стихотворении? Сравните стихотворение Рылеева с одой «Вольность» Пушкина. Что общего и различного в двух произведениях в трактовке темы власти и народа? Каково значение исторических героев и событий, упоминаемых в двух стихотворениях? Насколько близки политические идеалы Рылеева и Пушкина? 9. Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Море». Какие чувства вызывает у Жуковского образ моря? Какова характеристика образа моря? Сравните элегию Жуковского со стихотворением Пушкина «К морю». Чем отличается образ моря Пушкина? Какие идеи он вкладывает в этот образ? Каково значение олицетворений в двух стихотворениях? Что сближает и отличает два стихотворения о море? 10. Вспомните стихотворения Пушкина о поэте и поэзии, их основные мотивы и идеи. Сравните их с мотивами и идеями стихотворений «Я ль буду в роковое время...», «Бестужеву» К.Ф. Рылеева и «К мимо- пролетевшему знакомому гению», «Невыразимое» В.А. Жуковского. Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина получают развитие мотивы и Рылеева, и Жуковского, то есть двух поэтических направлений: гражданского и этико-психологического романтизма? 11. Сравните стихотворения М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», Г.Р. Державина «Памятник», Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как три автора определяют свои заслуги перед поэзией, страной? В чем их различия? Какие автобиографические мотивы звучат во всех трех стихотворениях? Почему в стихотворении Ломоносова встречаются антологические мотивы и образы, у Державина — русские географические названия, у Пушкина перечисляются народы, населяющие «Русь великую»? Как это связано с основными идеями стихотворений? Чем они отличаются? 12. Перечитайте стихотворение В.А. Жуковского «Лалла Рук». Сравните его со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Чем отличается образ лирической героини, «гений чистой красоты» у Жуковского и Пушкина? Каково значение мотива сна, видения в стихотворениях? Какие романтические черты присутствуют в прочтении темы любви Жуковским? Как тему любви трактует Пушкин? 14. Какие вы знаете романсы русских композиторов на стихи Пушкина? (Для ответа на этот вопрос обратитесь к справочнику «Пушкин в музыке» — М., 1974.) Как вы думаете, почему поэзия Пушкина так привлекала композиторов? Сравните главных героев поэм «Цыганы», «.Полтава», «Медный всадник» Пушкина. Какие идеи связаны с этими образами, каковы художественные средства их воплощения? Насколько они отражают идейные поиски автора? 15. Докажите, что общей темой «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» является тема власти (в общественно-историческом и нравственно-психологическом смысле). 16. Какие высказывания в пьесах Пушкина можно рассматривать как афоризмы? Выпишите их в рабочую тетрадь. Напишите небольшое сочинение-эссе по одному из них («Ужасный век, ужасные сердца!», «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», «Жалок тот, в ком совесть нечиста...» и др. — по выбору). 17. Сравните образ Светланы из баллады В.А. Жуковского «Светлана» и образ Татьяны Лариной из романа Пушкина «Евгений Онегин». Каково идейное различие в трактовке женских образов Жуковским и Пушкиным? Что объединяет два женских образа? Какие фольклорные мотивы и элементы используются поэтами для воплощения женских персонажей? Каковы содержательные функции фольклорных приемов? 18. Чацкий и Онегин — «герои своего времени». Проведите сопоставительный анализ двух образов, выявив общее и различное в миропонимании, взглядах, характерах, судьбах героев и сравнив их с конкретно-историческими особенностями эпохи. 19. Проведите сравнительный анализ «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Станционного смотрителя» Пушкина. Что сближает и отличает два произведения на тему жизни «маленького человека»? 20. Выявите общее и различное в трактовке главных образов, тематике, проблематике двух прозаических произведений Пушкина: «Дубровский» и «Капитанская дочка». Какие актуальные вопросы первой половины XIX века нашли отражение в этих произведениях? 21. Сравните «Повести Белкина» и «Пиковую даму» Пушкина. Каковы содержательные функции сюжетных неожиданностей, случайных коллизий, фантастических событий в произведениях? Как эти приемы соотносятся с реалистической проблематикой повестей? 22. Перечитайте эпиграфы, которые Пушкин использует в «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Капитанской дочке». Из каких источников заимствует их Пушкин? Насколько они взаимосвязаны с основными идеями отдельных глав, произведений в целом? 23. Сравните сцену пира Пугачева и его сподвижников из «Капитанской дочки» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы». Какие идеи сближают эти сцены? В чем проявляется философско-символический смысл трагедии Пушкина «Пир во время чумы»? 24. В творчестве Пушкина активно используются внесюжетные элементы, среди которых наиболее распространен прием сна, вид'ния. Проанализируйте сны Татьяны из «Евгения Онегина», Гринева из «Капитанской дочки», Григория Отрепьева из «Бориса Годунова», Германна из «Пиковой дамы», Прохорова из «Гробовщика» («Повести Белкина»), Луизы из «Пира во время чумы». Какие содержательные функции выполняет этот прием? Как он связан с романтической или реалистической направленностью произведений? 25. Среди внесюжетных элементов, распространенных в творчестве Пушкина, очень значимы письма героев. Проанализируйте переписку в «Барышне-крестьянке» («Повести Белкина»), «Дубровском», «Пиковой даме», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Как письма способствуют раскрытию характеров героев? Каково их место в развитии действия? Какие художественные приемы используются для воспроизведения переписки героев? 26. Какие русские художники писали портреты Пушкина? Чем отличаются изображения поэта? Какой пушкинский портрет кажется вам наиболее глубоко раскрывающим личность поэта? Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкин на портрете кисти русского художника» (по одной из картин - на выбор). 27. Какие русские художники иллюстрировали произведения Пушкина? Найдите несколько иллюстраций и сопоставьте их с литературным источником. Какие пушкинские идеи воплощаются в иллюстрациях? Напишите сочинение-эссе «Произведения Пушкина в иллюстрациях художника» (по выбору). 1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма, сентиментализма, романтизма. Цель реферата — доказать, что творчество Пушкина не было изолированным и развивалось в соответствии с литературной ситуацией начала XIX века. На разных этапах в поэтическом творчестве Пушкина наблюдаются черты трех художественных направлений. Их выявлению необходимо посвятить реферат. Рекомендуемый план: 1) Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в лицейской лирике Пушкина. 2) Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в поэзии Пушкина 1817—1820 годов. 3) Романтическая доминанта в поэтическом творчестве периода южной ссылки. 4) Формирование индивидуального поэтического стиля в творчестве второй половины 1820—1830-х годов. Литература: 1) Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970. 2) Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н. Новгород, 1994. 3) А.С. Пушкин. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. — СПб., 1994. 4) Стенник Ю.В. Пушкин и русская литертура XVIII века. — СПб., 1995. 5) Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986. 2. Поэмы Пушкина: от романтизма к реализму. Цель реферата — выявить в поэмах Пушкина наиболее отчетливую тенденцию, характерную для развития всей литературы первой половины XIX века, — движение от романтизма к реализму. Рекомендуемый план: 1) Романтические поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». 2) Поэма «Цыганы», ее особое место в творчестве Пушкина. 3) Взаимодействие романтических и реалистических элементов в поэме «Полтава». 4) Поэмы «Граф Нулин», «Домик в Коломне»; их место в творческой биографии Пушкина. 5) «Медный всадник» — реалистическая поэма Пушкина. Литература: 1) Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». — М., 1990. 2) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. 3) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980. 3. Творчество К. Рылеева и А. Пушкина. В творчестве Рылеева и Пушкина наблюдаются общие романтические черты. Между тем для Пушкина романтизм был всего лишь этапом на пути к реализму. Выявление общего и различного в думах и поэмах Рылеева и Пушкина — главная цель реферата. Рекомендуемый план: 1) Личное общение Пушкина и Рылеева. Сохранившиеся высказывания поэтов о творчестве друг друга. 2) Сходство и различие лирического «я» в стихотворениях Пушкина и Рылеева. 3) Думы Рылеева (по выбору) и поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): тематика, проблематика, образы, черты романтической поэтики. «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина: различие принципов историзма. 4) Поэма Рылеева «Войнаровский» и поэма Пушкина «Полтава»: тематика, проблематика, система персонажей, образ Мазепы, художественные особенности поэм. Литература: 1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. 2) Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. — М., 1987. 3) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980. 5) Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. — М., 1955. 4. Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи. Цель реферата — проследить динамику личных и творческих отношений поэтов, определить, что наследует и что отвергает Пушкин в поэтике Жуковского. Рекомендуемый план: 1) История личных отношений Пушкина с В.А. Жуковским. Современники о дружбе поэтов. Сохранившаяся переписка как источник сведений о взаимоотношениях. 2) Лирика Жуковского в творческом сознании Пушкина-лицеиста. Послание «Жуковскому» (1818) как художественное осмысление Пушкиным сущности творчества старшего поэта. 3) «Арзамас» в жизни и поэзии Жуковского и Пушкина. 5) Пушкин о балладах Жуковского.Творческое взаимодействие Пушкина и Жуковского во второй половине 1820-х и в 1830-е годы. 6) Жуковский о дуэли и смерти Пушкина. Литература: 1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. 2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 3) Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., 1975. 4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980. 5. Драматургическое новаторство Пушкина. Драматургия Пушкина имела принципиально новаторский характер и в плане содержания, и в области художественной формы. Выявить новаторское значение драматургии Пушкина — главная цель реферата. Рекомендуемый план: 1) Реалистические принципы воссоздания событий русской истории в «Борисе Годунове». 2) «Маленькие трагедии» Пушкина: принципы художественной типизации, проблематика, художественные особенности. 3) Жанр трагедии в творчестве Пушкина. Литература: 1) Рассадин С.Б. Драматургия Пушкина: поэтика, идеи, эволюция. — М., 1977. 2) Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. — М., 1974. 3) Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. — М., 1984. 6. «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» (Пушкин): художественное своеобразие «Евгения Онегина». Стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин» уникален и не имеет аналогов во всей русской литературе. В чем заключается его художественная специфика — главный предмет анализа в реферате. Рекомендуемый план: 1) «Энциклопедичность» содержания романа «Евгений Онегин». 2) Единство «энциклопедичного» содержания и стихотворной формы романа. 3) Художественные особенности стихотворного романа: система персонажей, образ автора, сюжетика, композиция, язык и стих. 4) Роль романа в творчестве Пушкина и в истории русской литературы. Литература: 1) Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина». — М., 1990. 2) Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1996. 7. Проза А. Пушкина и романтическая проза начала XIX века. В прозе Пушкина, несмотря на ее реалистическую основу, наблюдаются некоторые романтические элементы: где-то во взаимодействии с романтической прозой, где-то в полемических и пародийных отношениях с ней. Каково значение прозы Пушкина для развития реализма в русской литературе? . Рекомендуемый план: 1) Романтическая проза В. Одоевского, А. Бестужева-Марлинского: особенности характеров героев, сюжетики, стиля. 2) «Повести Белкина» Пушкина: пародийный смысл прозаического цикла. 3) Черты романтизма в повести «Пиковая дама», романах «Дубровский», «Капитанская дочка», и их содержательное значение в контексте реалистического повествования. 4) Преодоление романтизма в прозе Пушкина. Литература: 1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. 2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 3) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1960. 4) Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. — Л., 1987. 8. Образ Петра I в творчестве Пушкина. Образ Петра I привлекал внимание Пушкина, как и писателей XVHI века. Продолжая литературные традиции, Пушкин художественно переосмыслил образ царя-реформатора, представил несколько его интерпретаций и связал с реалистической проблематикой. Анализ пушкинских трактовок образа Петра — главная цель реферата. Рекомендуемый план: 1) Петр I в поэзии Пушкина. 2) Поэма Пушкина «Полтава»: героический пафос в интерпретации образа Петра. 3) Поэма Пушкина «Медный всадник»: реалистическая проблематика, связанная с образом Петра I; необычность художественного воплощения образа царя. Литература: 1) Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». — М., 1990. 2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 9. Проблема взаимоотношений личности и общества в творчестве Пушкина. Пушкин много размышлял о человеке, его характере, жизни, взаимоотношениях с обществом. Эти размышления нашли художественное воплощение в стихотворном и прозаическом творчестве Пушкина. Выявлению основных идей, пушкинского видения проблемы должен быть посвящен данный реферат. Рекомендуемый план: 1) Поэма «Цыганы». Алеко: полемика с романтическим героем-ин- дивидуалистом. 2) Поэма «Медный всадник». Евгений: судьба «маленького человека». 3) Роман «Евгений Онегин»; его главный герой — «лишний человек» в обществе. 4) Повесть «Пиковая дама». Германн: новый герой-«индивидуалист» и его судьба. Литература: 1) Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. — Л., 1983. 2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. 3) Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. — М., 1987. 4) Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. — М., 1973. 10. Исторические события и герои в художественной трактовке Пушкина. Пушкин серьезно занимался русской историей: ездил в путешествия, работал в архивах, изучал историческую литературу. Это нашло отражение в его художественном творчестве. Какие исторические события и герои привлекали внимание Пушкина, с чем это было связано, какие идеи вкладывал он в прочтение событий исторического прошлого, — все эти аспекты должны быть раскрыты в реферате. Рекомендуемый план: 1) Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая трагедия о народе и власти. 2) Поэма «Полтава» — героическая поэма о даре-реформаторе. 3) Поэма «Медный всадник» — новые содержательные грани образа Петра I. 4) Повесть «Пиковая дама» — Наполеон в качестве характеристики образа Германна. 5) Повесть «Капитанская дочка» — размышления Пушкина о народном бунте. Литература: та же, что и для реферата № 9. 11. Творчество Пушкина и музыка. Практически все значительные произведения Пушкина получили музыкальное прочтение. Какие русские композиторы обращались к творчеству Пушкина, в каких музыкальных жанрах интерпретировали пушкинские произведения, что привлекало композиторов в произведениях Пушкина, — все эти вопросы необходимо раскрыть в реферате. Рекомендуемый план: 1) Трагедия «Моцарт и Сальери»: размышления Пушкина о музыке, таланте, гениальности и нравственности. 2) Романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др. на стихи Пушкина. 3) Оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского- Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Э.Ф. Направника «Дубровский», С.В. Рахманинова «Алеко» и др. Литература: 1) Винокур Н.Г., Каган Р.А. Пушкин в музыке. Справочник. — М., 1974. 2) Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816— 1837). - М., 1974. 12. Творчество Пушкина и изобразительное искусство. Пушкин обладал несомненными способностями к изобразительному искусству. Этот талант художественного изображения проявился не только в его многочисленных рисунках, но и в литературных произведениях, что было замечено русскими художниками-иллюстраторами Пушкина. Показать различные грани взаимодействия творчества Пушкина с изобразительным искусством — главная цель реферата. Рекомендуемый план: 1) Рисунки Пушкина. 2) Мастерство Пушкина в изображении природы (пейзажи), внешности человека (портреты) в литературных произведениях Пушкина. 3) Художники-иллюстраторы пушкинских произведений. Литература: 1) Иллюстраторы А.С. Пушкина: 1799—1999. — М., 1999. 2) Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках. — М., 1988. 3) Московская изобразительная Пушкиниана. Альбом. — М., 1991. 4) Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. — М., 1989. 5) Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. — М., 1986. 13. Переписка А.С. Пушкина. Переписка — важный источник сведений о личности, жизни и творчестве Пушкина. Показать это на основе пушкинской йереписки — главная цель реферата. Рекомендуемый план: 1) Пушкин-человек в переписке с друзьями, писателями, женой. 2) Пушкинские замечания о художественном творчестве в переписке с друзьями-писателями. Литература: 1) Левкович ЯЛ. Автобиографическая проза и письма Пушкина. — Л., 1988. 2) Переписка А.С. Пушкина.: В 2 т. — М., 1982. 3) Пушкин А. С. Письма к жене. — Л., 1986. 14. Пушкин в воспоминаниях современников. В воспоминаниях современников отражены многие черты характера Пушкина, его поэтического гения. Понять их, а также проследить изменения в миропонимании, отношении Пушкина к жизни — главные цели реферата. Рекомендуемый план: 1) Воспоминания о детстве и юности Пушкина. 2) Воспоминания о поэте в период южной ссылки. 3) Пушкин во время ссылки в Михайловское. 4) Пушкин в Москве. 5) Жйзнь Пушкина в Петербурге в 1830-е годы. 6) Современники о смерти Пушкина. Литература: 1) А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.: В 2 т. — М., 1985. 2) Бартенев П.И. О Пушкине. Страницы жизни поэта. Воспоминания современников. — М., 1992. 3) Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Переписка. Воспоминания. Дневники. — М., 1987. 15. Пушкинские места России. Пушкин много ездил по России. Потомки свято хранят память о его пребывании в разных уголках страны. Познакомиться с некоторыми пушкинскими музеями — главная цель во время работы над рефератом. Рекомендуемый план: 1) Музей Пушкина в Царском Селе под Петербургом. 2) Мойка, 12 — музей Пушкина в Петербурге. 3) Пушкинские музеи Москвы. 4) Пушкинское Болдино. 5) Пушкинские Горы — знаменитый музей в Псковской области. Литература: 1) Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979. 2) Гейченко С.С. Пушкиногорье. — М., 1987. 3) Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: последняя квартира А.С. Пушкина. — Минск, 1983. 4) Гордин А.М., Гордин М.А. Путешествие в пушкинский Петербург. — Л., 1983. 5) Гордин А.М. Пушкин в псковском крае. — Л., 1970. 6) Левина Ю.И. Пушкинское Болдино. — Горький, 1974. 7) Овчинникова С. Т. и др. Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате. — М., 1998. 8) Пушкинские места России. Путеводитель. — М., 1984. Рекомендуемая литература: 1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. — М., 1984. Книга представляет собой переиздание первой научной биографии Пушкина, созданной в 50-е годы XIX века. Основана на живых свидетельствах современников поэта; рассказывает об окружении и дружеских и литературный связях Пушкина, восприятии его произведений чи- тателями-современниками. 2. Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина. — М., 1979. Проблемы поэтики пушкинских произведений, созданных во второй половине 1820-х — 1830-е годы, рассматриваются в связи с основными этапами внутренней жизни поэта; особое внимание уделяется социальноисторическим взглядам Пушкина, его художественным пристрастиям. 3. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. — М., 1983. Книга посвящена проблемам исследования текста пушкинских произведений, прежде всего лирике. Особое внимание уделяется истории создания текстов, специфике творческого мышления поэта. 4. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. — Л., 1989. Целостное монографическое исследование творческой биографии Пушкина. 5. Вересаев В.В. Пушкин в жизни: В 2 т. — М., 1987. Свод документальных свидетельств о жизни и творчестве поэта, заимствованных из его писем, переписки и воспоминаний современников, литературно-критических статей, журнальных публикаций Пушкин- ской эпохи. Разнообразные фрагменты, собранные вместе, создают целостное представление о культурной среде, которая питала творчество Пушкина. 6. Грановская Н.И. «Род Пушкиных мятежный...»: из истории рода А.С. Пушкина. — СПб., 1992. В книге собраны свидетельства о предках Пушкина, выясняются проблемы родословной поэта. Все это позволяет лучше понять пушкинскую гордость духовным наследием семьи и дома, рода; более глубоко проникнуть в смысл таких произведений, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Дубровский», «Капитанская дочка». 7. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. Монография рассматривает личные и творческие связи поэта с русским романтизмом 1810 — 1820-х годов. Особое внимание уделено проблеме творческой самостоятельности, новаторства Пушкина. 8. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Пособие для учащихся. — Л., 1983. Личность и творчество Пушкина рассматриваются на широком и разнообразном фоне русской литературы пушкинской поры. Особое внимание уделено поэтике, художественной специфике воплощения философского содержания в поэзии Пушкина. 9. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981. Целостное исследование творческой биографии Пушкина посвящено в первую очередь выявлению художественного новаторства пушкинской поэтики, эволюции формального мастерства Пушкина-писателя. 10. Непомнящий В С. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. — М., 1987. В книге были впервые поставлены вопросы православных корней пушкинской духовности. Судьба и творчество поэта осмысливаются как следование «веленью Божию», как исполнение высокой пророческой миссии на земле. Подробно рассматривается духовно-философский смысл лирики Пушкина, особенно стихотворения «Пророк», сказок, романа «Евгений Онегин». 11. Скатов С.М. Русский гений. — М., 1999. Очерк биографии и творчества Пушкина начиная от детских лет и лицея до последних лет жизни. Особое внимание уделяется духовной, философской проблематике пушкинских произведений, тому, как поставлены и разрешены в них наиболее значительные проблемы русской жизни, национального самосознания русского человека. 12. Томашевский Б.В. Пушкин. — М., 1990. Целостная характеристика биографии и творчества поэта с 1813 по 1825 год. Особое внимание уделено периоду южной ссылки Пушкина: лирике, «южным поэмам», началу работы над романом в стихах «Евгений Онегин».
[1] Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) — граф, русский государственный деятель. С 1808 года ближайший советник императора Александра 1. автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного Совета (1810).
[2] Куницын Александр Петрович (1783— 1840) читал в лицее нравственные и политические науки; блестящий ученый, широко образованный, с самостоятельными взглядами.
[3] Илличевский Алексей Демьянович (1798— 1837) в лицее был особенно силен в эпиграммах, рисовал карикатуры
[4] Лициний — условный адресат стихотворения Пушкина. Этот имя носили многие знаменитые граждане Рима, память о которых сохранила история. Оратору и поэту, противнику императора Цезаря Гаю Лицинию Кальву было адресовано одно из гражданственных стихотворений римского поэта Катулла.
[5] X а р и т ы — то же, что грации, богини, воплощающие доброе начало. [6] А о н и д ы — музы. [7] Давыдов Василий Львович (1792—1855)—один из деятельных членов «Южного общества» декабристов; в нему в Каменку ежегодно съезжались для совещания члены общества.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |