Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальное задание




Методические рекомендации

Для практических занятий

 

Специальность: Медико-профилактическое дело

Дисциплина: Гигиена питания

Кафедра: Питания и гигиенических дисциплин

Курс _4_

Темы № 1-40 (кредиты 1-8)

 

Составитель:

ст.преподаватель _____________Турдунова Г.К

 

 

Семей – 2013 г.

 

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения

________

________

________

________

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., проф.________________ Токанова Ш.Е.

 

 

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения________________________________

________

________

________

________

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., проф.________________ Токанова Ш.Е.

 

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения________________________________

________

________

________

________

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., проф.________________ Токанова Ш.Е.

 

 

Утверждены на заседании кафедры, Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения________________________________

________

________

________

________

 

Заведующий кафедрой, к.м.н., проф.________________ Токанова Ш.Е.

 

 

 

1. Тема №1.Значение в питании белков, жиров и углеводов.

2. Цель: научить студентов теоретическим основам значения белков, жиров и углеводов в питании и закрепить знания по изучаемой теме.

Задачи обучения.

Студент должен знать:

1. Общее представление об обмене веществ и энергии в организме.

2. Понятие «Основной обмен» и факторы, влияющие его уровень.

3. Биологическую роль и физиологическое значение белков в организме человека.

4. Биологическую роль и физиологическое значение жиров в организме человека.

5. Биологическую роль и физиологическое значение углеводов в организме человека.

Студент должен уметь:

o оценить сбалансированность пищевого рациона по белкам и жирам.

4. Основные вопросы темы:

1. Биологическая роль и физиологическое значение белков.

2. Характеристика заменимых и незаменимых аминокислот.



3. Нормы потребления белков для различных групп населения.

4. Продукты источники белков.

5. Белковая недостаточность.

6. Биологическая роль и физиологическое значение жиров.

7. Характеристика жирных кислот.

8. Нормы потребления жиров для различных групп населения.

9. Продукты источники жиров.

10. Недостаток и избыток жиров в питании.

11. Биологическая роль и физиологическое значение углеводов.

12. Недостаток и избыток углеводов в рационе.

13. Нормы потребления углеводов для различных групп населения.

Методы обучения и преподавания.

"КОТ В МЕШКЕ" - Преподаватель заранее готовит карточки с вопросами. Студенты наугад вытягивают карточки. Ответы на вопросы выполняются письменно. В конце занятия преподаватель объявляет количество баллов, полученных студентами, отмечая лучших.

6. Литература:

основная:

1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.

  1. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.

3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.

  1. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.

5. Терехин С.П., Ахметова С.В. Лечебное питание (учебно-методическое пособие). Караганда. – 2005. – 385 с.

дополнительная:

1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.

2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А. Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.

3. Потемкина Р.А. Физическая активность и питание 2012/2013 [Электронный ресурс] : руководство / Р. А. Потемкина; ред. Р. Г. Оганов. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 95 с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.):

1. Определение понятия «белки».

2. Перечислите функции белков.

3. Перечислите заменимые аминокислоты.

4. Перечислите незаменимые аминокислоты.

5. Суточные нормы потребления белков.

6. Перечислите основные источники белков.

7. Болезни белковой недостаточность.

8. Определение понятия «жиры».

9. Перечислите функции жиров.

10. Классификация жирных кислот.

11. Насыщенные жирные кислоты.

12. Полиненасыщенные жирные кислоты.

13. Суточные нормы потребления жиров.

14. Перечислите основные источники жиров.

15. Болезни избыточного потребления жиров.

16. Классификация углеводов.

17. Гигиеническая характеристика различных углеводов.

18. Суточные нормы потребления углеводов.

19. Источники простых и сложных углеводов.


1. Тема №2.Методика определения суточных энергозатрат организма.

2. Цель: научить студентов теоретическим основам значения углеводов в питании, освоить методику определения суточных энергозатрат таблично-хрононометражным методом.

Задачи обучения.

Студент должен знать:

1. Энергетический обмен в организме.

2. Энергетический баланс.

3. Методику определения суточных энергозатрат организма.

Студент должен уметь:

- оценить сбалансированность пищевого рациона по углеводам;

- определять энергетическую потребность организма;

- определять суточные энергозатраты организма хронометражным методом.

4. Основные вопросы темы:

1. Биологическая роль и физиологическое значение углеводов.

2. Классификация углеводов (моно-, ди-, полисахариды).

3. Характеристика усвояемых и неусвояемых углеводов.

4. Нормы потребления углеводов для различных групп населения.

5. Продукты источники углеводов.

6. Недостаток и избыток углеводов в питании.

7. Обмен энергии и энергетические затраты организма

8. Энергетический баланс.

9. Роль нутриентов в обеспечении организма энергией.

10. Болезни энергетического дибаланса.

11. Энергетические траты организма (нерегулируемые, регулируемые).

12. Методы определения суточных энергозатрат организма.

13. Хронометражный метод определения суточных энергозатрат.

5. Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных заданий.

Литература.

основная:

1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.

2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.

3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.

5. Терехин С.П., Ахметова С.В. Лечебное питание (учебно-методическое пособие). Караганда. – 2005. – 385 с.

дополнительная:

1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.

2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А. Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.

3. Потемкина Р.А. Физическая активность и питание 2012/2013 [Электронный ресурс] : руководство / Р. А. Потемкина; ред. Р. Г. Оганов. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 95 с.

4. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. - М., 2009. - 288 с.

Контроль.

Ситуационные задачи:

Задача №1.

Рассчитайте величину основного обмена для мужчины 25лет, рост 175см, вес 70кг.

Задача №2.

Рассчитайте величину основного обмена для себя.

Задача №3

Рассчитайте общие суточные энерготраты, исходя из следующих данных:

основной обмен – 1420 ккал, расход энергии на различные виды деятельности – 720 ккал.

Индивидуальное задание.

Проведите хрононометраж различных видов деятельности. Подсчитайте суточные энерготраты на примере своего «типичного дня».

 

Заполните таблицу №1 и рассчитайте регулируемые траты для себя, используя таблицу №2 «Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)».

 

Таблица №1.

Хронометраж рабочего дня студента

Вид деятельности Время (мин) Энерготраты в мин на кг массы тела Энерготораты на кг массы тела
Сон     В эту графу перенести соответствующие энерготраты из таблицы № 2 «Расход энергии при различных видах деятельности»   Для заполнения этой графы необходимо (время) х (энерготраты в мин. на кг массы тела)
Утренний туалет  
Прием пищи  
Ходьба  
Езда в транспорте  
Лекции  
Практические занятия  
Самоподготовка  
Приготовление пищи  
Хоз.работа (стирка, уборка помещения)  
Занятия спортом  
Чтение, просмотр теле-кино-передач  
Другие виды Вашей деятельности  
  1440 мин   Итого: сумма А

 

Для определения W регул. сумму А необходимо умножить на массу тела.

 


Таблица №2.

Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен)

 

Вид деятельности Энерготраты в минуту на 1 кг веса (в больших калориях)
Учебное время
Практические занятия: а) лабораторные б) семинарские в) семинарско-лабораторные г) на объектах (освоение методики проведения санитарного надзора) д) на клинических кафедрах терапевтического профиля (в палатах) е) на клинических кафедрах хирургического профиля (ассистирование во время операции) Лекции Перерывы   0,0360 0,0250 0,0300 0,0400   0,0260   0,0266   0,0243 0,0258
Внеучебное время
Подготовка к занятиям Сбор на занятия Дорога: а) ходьба по асфальтовой дороге (4-5 км/час) б) ходьба по полевой дороге (4-5 км/час) в) езда на транспорте Домашняя работа: а) работа в личном подсобном хозяйстве б) уход за помещением, мебелью, бытовыми приборами и пр. в) покупка товаров, продуктов г) уход за детьми д) стирка белья вручную е) мытье посуды ж) шитье вручную 0,0250 0,0453   0,0397 0,0625 0,0267   0,0757 0,0402   0,0450 0,0360 0,0511 0,0313 0,0264
Самообслуживание
Уборка постели Прием пищи (сидя) Умывание (по пояс) Душ Чистка брюк Чистка одежды на себе и обуви Одевание и раздевание обуви и одежды 0,0392 0,0236 0,0504 0,0570 0,0317 0,0439 0,0264
Свободное время
Отдых: а) стоя б) сидя в) лежа (без сна)   0,0264 0,0229 0,0183
Культурные мероприятия: а) чтение молча б) чтение вслух в) танцы, вальс г) пение д) игра в шахматы   0,0230 0,0250 0,0596 0,0290 0,0242
Общественная работа (агитатор) 0,0490
Воскресники (уборка территории) 0,0690
Занятия физкультурой и спортом: а) утренняя гигиеническая гимнастика (физические упражнения) б) бег со скоростью: 8 км/час 180 м/мин 320 м/мин в) гимнастика: комплекс ГТО II ступени вольные упражнения занятия на снарядах г) гребля д) езда на велосипеде 13-21 км/час е) катание на коньках ж) лыжный спорт: подготовка лыж передвижение по пересеченной местности учебные занятия з) плавание и) стрелковые занятия с оружием   0,0648     0,1357 0,1780 0,3200   0,0685 0,0845 0,1820 0,1100 0,1285 0,1071   0,0346 0,2086 0,1707 1,1190 0,0983
Работа на производстве
Легкая работа Средняя работа Тяжелая работа 0,0455 0,0690 0,1072
Сон 0,0155

 

 

Задача №5.

Рассчитайте величину основного обмена для себя. Определите величину СДДП и величину неучтенных энергозатрат. Определите величину общих суточные энергозатрат для себя.


1. Тема №3. Значение в питании витаминов и минеральных веществ.

2. Цель: научить студентов теоретическим основам значения в питании витаминов и минеральных веществ и закрепить знания по изучаемой теме.

Задачи обучения.

o Студент должен знать:

1. Биологическая роль основных пищевых веществ.

2. Классификацию витаминов.

3. Биологическую роль витаминов.

4. Источники витаминов.

5. Классификацию минеральных веществ.

6. Физиологическое значение минеральных веществ и их источники.

o Студент должен уметь:

o оценить сбалансированность пищевого рациона по витаминам и минеральным веществам.

4. Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «витамины».

2. Классификация витаминов (водо-, жирорастворимые).

3. Биологическую роль и физиологическое значение витаминов.

4. Витаминная недостаточность (виды, причины).

5. Источники витаминов.

6. Понятие «биогеохимические провинции».

7. Классификацию минеральных веществ.

8. Физиологическое значение минеральных веществ.

9. Продукты источники минеральных веществ.

5. Методы обучения и преподавания:работа вмалых группах с контрольными вопросами - Блиц-опрос по системе «Блум» Заранее готовятся разноцветные конверты. В зависимости от сложности вопросы раскладываются в разноцветные конверты. Вопросы по сложности делятся на 3 ступени. Каждая группа с каждого конверта достает по 1 вопросу, и готовят ответ, быстро и кратко.

Литература.

основная:

1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.

2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.

3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.

5. Витамины, макро- и микроэлементы. Ребров В.Г., Громова О.А. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.

6. Терехин С.П., Ахметова С.В. Лечебное питание (учебно-методическое пособие). Караганда. – 2005. – 385 с.

дополнительная:

1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.

2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А. Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.

3. Потемкина Р.А. Физическая активность и питание 2012/2013 [Электронный ресурс] : руководство / Р. А. Потемкина; ред. Р. Г. Оганов. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 95 с.

4. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. - М., 2009. - 288 с.

7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.):

1. Определение понятия «витамины».

2. Перечислите водорастворимые витамины.

3. Перечислите жирорастворимые.

4. Перечислите основные функции витаминов.

5. Виды витаминной недостаточности.

6. Причины гипо- и авитаминозов.

7. Перечислите источники витаминов.

8. Понятие «биогеохимические провинции».

9. Классификацию минеральных веществ.

10. Минеральные вещества щелочного характера.

11. Минеральные вещества кислотного характера.

12. Перечислите основные функции минеральных веществ.

13. Продукты источники минеральных веществ.

14. Болезни недостаточности минеральных веществ.


1. Тема №4.Методика расчета индивидуальных потребностей в нутриентах и биологически активных веществах. Составление дневника питания и меню-раскладки.

2. Цель:Освоить методику расчета индивидуальных потребностей в белках, жирах, углеводах и биологически активных веществах.

Задачи обучения.

o Студент должен знать:

- методику расчета индивидуальных потребностей в нутриентах и биологически активных веществах.

o Студент должен уметь:

- рассчитывать индивидуальные потребности в нутриентах и биологически активных веществах;

- составлять дневник питания;

- составлять меню-раскладку суточного рациона.

4. Основные вопросы темы:

1. Нормы потребления белков для различных групп населения.

2. Нормы потребления жиров для различных групп населения.

3. Нормы потребления витаминов для различных групп населения.

4. Нормы потребления минеральных веществ для различных групп населения.

5.Методика подсчета потребности в нутриентах.

5. Методы обучения и преподавания:

- решение ситуационных задач;

- выполнение индивидуальных заданий.

Литература.

основная:

1. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Королев А.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 528 с.

2. Гигиена питания : учебное пособие / ред. Т.Ш Шарманов . - Алматы : Эверо, 2013. - 210 с.

3. Нутрициология : учебник / Тель Л.З. [и др.]. - Алматы : Эверо, 2012. - 597 с.

4. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания: [Учеб. пос. для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] /В.Д. Ванханен, Е.А.Лебедева.

5. Витамины, макро- и микроэлементы. Ребров В.Г., Громова О.А. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.

6. Терехин С.П., Ахметова С.В. Лечебное питание (учебно-методическое пособие). Караганда. – 2005. – 385 с.

дополнительная:

1. Методические рекомендации «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан». Издание официальное.Астана 2012.

2. Химический состав российских пищевых продуктов. Справочник/ Под ред. И.М.Курихина и В.А. Тутельяна – Москва: ДеЛи принт, 2002. - 236с.

3. Потемкина Р.А. Физическая активность и питание 2012/2013 [Электронный ресурс] : руководство / Р. А. Потемкина; ред. Р. Г. Оганов. - Электрон. текстовые дан. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 95 с.

4. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. - М., 2009. - 288 с.

Контроль.

Задачи:

Задача №1.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)