ФГОС в сфере хореографии: методология, идеология, структура
Новые условия, сформировавшиеся на сегодняшний день в российской экономической и общественной жизни в связи с интеграций России в европейское экономическое пространство, подписание Россией Болонской декларации ведут к необходимости смены парадигмы стандартизации высшего профессионального образования, разработки и реализации хореографическими учебными заведениями основных образовательных программ нового поколения. В России в последнее десятилетие развивались две ветви высшего профессионального образования: непрерывная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ с присвоением выпускникам степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» на базе бакалавриата (срок обучения 6 лет, включая время обучения в бакалавриате). В соответствии с действующим Перечнем направлений подготовки (специальностей) в системе ВПО до 2011 года действовала следующая система стандартов в области хореографического искусства: 070300 Хореографическое искусство (бакалавр, магистр) 070301 Хореографическое исполнительство (специалист) 070303 Искусство хореографа (специалист) 070304 Педагогика балета (специалист) 070305 История и теория хореографического искусство (специалист) Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, введенные в области хореографии в 2002 году расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ до 30-40%, но в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель образования. В этой модели основной акцент сделан на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, т.е. результатах учебного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по направления подготовки в сфере хореографического искусства разработывались с учетом стратегических целей современного развития высшего образования, ориентированы на потребности обучающихся, общества и рынка труда. Достижение вышеуказанных характеристик стало возможным благодаря использованию при разработке предлагаемого проекта ФГОС ВПО компетентностного подхода, кредитно-модульной структуры, соотнесению требований к уровню подготовки выпускников, содержания образования, компетентностных моделей с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России и актуальными потребностями работодателей в лице не только федеральных органов исполнительной власти и прежде выполнявшими роль работодателей, но и с организациями, являющимися непосредственными потребителями кадров (театрами, высшими и средними учебными заведениями и др.). Компетентностные модели были сформированы на основе анкетирования выпускников, преподавателей и работодателей в соответствии с рекомендациями, изложенными в работе В.И. Байденко. Анкетирование включало несколько этапов: · создание рабочей группы по выявлению компетенций, · анализ рабочей группой предложенных в вышеуказанной работе анкет и их адаптация к требованиям и специфике хореографического искусства, · составление перечня компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства и оформление анкет, · рассылка анкет по учебным заведениям и организациям работодателей (театрам, органам управления культурой и т.п.), · проведение анкетирования в указанных организациях, · обобщение результатов и выявление актуального состава компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства, · формирование компетентностной модели специалиста. Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов через их сравнение с действующими тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Экспертиза показала обоснованность большинства положений тарифно-квалификационных характеристик, но в тоже время, указала на необходимость их частичной модернизации – обновления в соответствии с актуальными запросами рынка труда и в ряде случаев на необходимость их расширения и уточнения. Кроме того, результаты анкетирования работодателей продемонстрировали необходимость в существенном расширении количества образовательных программ в области хореографического искусства. Для решения этой задачи и, исходя из сформированной компетентностной модели, рабочей группой была избран двухуровневый (бакалавр-магистр) принцип разработки ФГОС ВПО по направления в области хореографического искусства. Реализация уровневой подготовки в области хореографического искусства должна основываться на следующих принципах: - преемственность - для обеспечения сохранения содержания, традиций, фундаментальности, качества исторически сложившихся форм и принципов образования в области хореографического искусства; - постепенность - для возможности корректировки стандартов и их адаптации в зависимости от дальнейшего развития реформы образования; - узнаваемость - для создания условий и механизмов узнавания и признания Российского образования в Болонском процессе; - конкурентоспособность - для создания условий существования российской системы ВПО на мировом рынке образовательных услуг; - участие в разработке работодателей и в связи с этим: формирование терминологической базы направления хореографическое искусство, содержательное разведение областей в области хореографического искусства, анализ тарифно-квалификационных характеристик, приведение перечня квалификаций в стандартах в примерное соответствие с наименованиями ключевых должностей в области хореографии; - компетентностный подход - выявление актуального состава компетенций в области хореографического искусства; - студентоцентрированное обучение – обеспечение допустимой свободы учебных заведений в формировании программ, создание механизмов контроля качества и системы оценок при процедурах аттестации, разработка оценочных средств; - кредитно-модульная структура и введение системы зачетных кредитных единиц; - создание условий для введения приложения к диплому европейского образца. Структура ФГОС ВПО соответствует разъяснениям по формированию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки магистра на основе технического задания на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовании (макета) утвержденным 1 сентября 2008 г. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. ФГОС ВПО по направления подготовки в сфере хореографического искусства определяет следующие основные параметры для проектирования основных образовательных программ (ООП): · вводит конкретные уровни и типы основных образовательных программ (бакалавра, магистра), входящих в данное направление подготовки; · определяет нормативные сроки, общую трудоемкость (в зачетных единицах) и присваиваемые в результате освоения квалификации (степени) для каждой основной образовательной программы (ООП) определенного уровня и типа, входящей в данное направление подготовки; · задает общие требования к каждой ООП определенного уровня и типа: - требования к уровню подготовки бакалавра в виде, универсальных и профессиональных компетенций; - требования к структуре подготовки в виде набора циклов с заданными «вилками» трудоемкости как по всему циклу так и по его базовой (обязательной) части, выраженной в зачетных единицах) и содержанию; - требования к вузам при проектировании основных образовательных программ (как общие, так и для каждой ООП определенного уровня и типа); - требования к условиям реализации ООП; - требования к оценке качества подготовки. На основе полученных компетентностных моделей бакалавра и магистра рабочей группой было сформировано примерное содержание циклов дисциплин: для бакалавриата – гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и профессионального (с выделением в них базовой и вариативной частей); для магистратуры – общенаучного и профессионального (с выделением в первом базовой и вариативной части, во втором – только вариативной). В понятие «содержания» входит описание знаний, умений и навыков, проектируемых к получению выпускником по окончании изучения указанных циклов. Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов в части содержания циклов через их сравнение с дисциплинарным наполнением циклов и дидактикой в ГОС ВПО 1 и 2 поколений. Экспертиза продемонстрировала возможность сохранения в предлагаемом проекте ФГОС ВПО традиционной фундаментальности образования в области хореографического искусства, зафиксированной в ГОС ВПО предшествующих поколений. Традиционно фундаментальность образования в области хореографии обеспечивалось за счёт широкого спектра искусствоведческих дисциплин (истории искусств) дисциплин общепрофессионального цикла. Практически без изменений данный цикл сохранён в данном проекте. ФГОС ВПО третьего поколения уровня бакалавриата предусматривает значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 50% объема вариативной части. Кроме того, в качестве основного методологического принципа при разработке избрана модульная структура. Это позволило при проектировании стандарта существенно расширить количество программ – профилей – в основной образовательной программе в сравнении со стандартами 1 и 2 поколений, а также избежать чрезмерной регламентации в содержании стандарта. Однако частичная регламентация сохраняется за счет введения следующего (открытого) перечня профилей: Профиль 1 «Педагогика балета» Профиль 2 «Педагогика народного танца» Профиль 3 «Педагогика современного танца» Профиль 4 «Педагогика бального танца» Профиль 5 «Педагогика истории и теории хореографии» Профиль 6 «Искусство балетмейстера» Профиль 7 «Искусство балетмейстера-репетитора» Профиль 8 «Менеджмент исполнительских искусств» Профиль 9 «Танцевально-эстетическая педагогика» ФГОС ВПО третьего поколения уровня магистратуры предусматривает еще более значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 70% объема вариативной части. В целях установления соответствия имеющихся в Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО образовательных программ уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры в области хореографического искусства проектируемому набору профилей направления подготовки Хореографическое искусство рабочей группой разработан Указатель соответствия. Если в бакалавриате профили подготовки являются фиксированными, то формирование образовательных программ в магистратуре передано в компетенцию вуза. В целях обеспечения качества высшего образования в области хореографии для конкретных профилей подготовки уровня бакалавриата и магистратуры признано целесообразным разработать Примерные основные образовательные программы (силами образовательно-профессиональных объединений, ведущими вузами или на конкурсной основе). На основе сформированных во ФГОС требований и с учетом разработанных Примерных образовательных программ (при их наличии) высшее учебное заведение должно будет самостоятельно разрабатывать и утверждать основные образовательные программы вуза разного уровня и типа по данному направлению подготовки. При этом высшее учебное заведение вправе полностью самостоятельно формировать профильные (вариативные) части всех ООП, либо делать это на основе профессионально-профилированных образовательных модулей, которые будут в соответствующих примерных основных образовательных программах данного направления подготовки. Вуз обязан при проектировании ООП пользоваться системой зачетных единиц с учетом общих требований, сформулированных в ФГОС. Вузу рекомендуется применять модульное построение образовательных программ, особенно в профессиональной и профессионально-профилированной части ООП. Вуз вправе использовать любую образовательную технологию при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных ООП целей и достигает требуемых во ФГОС результатов обучения (требуемого уровня компетенций обучающихся и выпускников). Высшее учебное заведение обязано формировать и ежегодно обновлять информационные пакеты с полным описанием реализуемых образовательных программ: набора модулей образовательных программ и их содержания, требований к подготовке, системы промежуточного и итогового контроля, методик обучения, структур кафедр, ведущих подготовку и т.д.
Хронологическая таблица развития системы образования, театрального и хореографического образования, балетных профессий и методических основ балетного образования
Вопросы для самоконтроля: 1) Охарактеризовать основные тенденции в развитии системы хореографического образования. 2) Дать характеристику ФГОС в сфере хореографии. 3) Дать определение понятиям «программа», «учебное пособие», «основная образовательная программа».
Практикум
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |