Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетиповые особенности балетного образования



2015-11-07 1247 Обсуждений (0)
Нетиповые особенности балетного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе системного толкования действующих сегодня в системе образования нормативно-правовых актов выявляются серьезные противоречия между ними и однозначно и жестко реализуемой практикой подготовки артистов балета, исходя из современных профессиональных требований балетного искусства. Анализ действующих законов и нормативных актов показывает, что существенная часть принципиальных положений этих документов либо не применима, либо частично применима, либо создает условия для неоднозначного толкования исторически и правомерно сложившейся практики балетного профессионального образования.

Однако следует отметить, что п.7 ст.5 Закона «Об образовании» предусматривает со стороны государства содействие в получении образования «гражданами, проявившими выдающиеся способности». Если проявление «нетиповой» физиологии (~ до 0,1 % населения) в сочетании с неистовым интересом к балетному образованию включить в реестр выдающихся способностей, которые могут быть выявлены (как это делается на практике) с помощью специальных категорий отбора, то тогда и п.13 ст.50 Закона «Об образовании» позволяет создавать для таких лиц «нетиповые образовательные учреждения высшей категории». Все это находится в соответствии с государственной политикой в области образования, провозглашенной в 2000 году: – «индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности (мы добавим: не только познавательные, творческие, но и физиологические, возрастные, физические) личности».

Ст.17 закона «Об образовании» посвященная реализации общеобразовательных программ, содержит в п.2 регламентацию реализации общеобразовательных программ для воспитанников с отклонениями в развитии, но не содержит особенностей реализации общеобразовательных программ для воспитанников с выдающимися способностями, которые могут обучаться в нетиповых учреждениях высшей категории. Подобное замечание можно сделать и в адрес ст.19, 20, 21. Особенно это касается п.1 ст.21, ибо профессиональная балетная подготовка как особо творческий процесс обязана сопровождаться (и сопровождается) повышением образовательного уровня обучающегося в области национальной и мировой культуры и искусства, их истории и теории.

Уже п. 5 ст. 2 этого закона, где говориться об ограничении прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования не охватывает «физиологические» и другие ограничения для граждан при обучении профессии «артист балета». Ведь именно с совершенно нетипового приема конкретной личности начинается совершенно неповторимая ни в какой другой профессии цепочка особым образом интегрированных ступенек основного общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Балет, являясь высшей формой танцевального искусства, синтетически соединяет в себе хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство, пантомиму и поднимается в проявлениях этих видов искусства до уровня музыкально-сценического представления. Единство проявлений в артисте балета отмеченных видов искусства и системы обязательных особых профессиональных (включая, физические) требований превращает профессию артиста балета, в отличие от многих профессий в области искусства и культуры, в исключительно нетипический феномен, который не поддается типизации содержания по основным факторам.

Именно поэтому исторически сложилось так, что эта сложнейшая сфера образования, традиционно обусловленная только присущей ей многовековой спецификой в существенной степени не урегулирована действующим законодательством. Более того, все известные на сегодня в области образования и действующие законодательные нормы не содержат понятий, нормативно-правовых предписаний, однозначно относящихся к практике всего установившегося цикла профессионального исполнительского балетного образовательного процесса, в котором создается не только интеллект и творческий потенциал артиста, но и чрезвычайно сложный и ранимый его профессиональный инструмент – тело артиста балета, неповторимое, но обязательно отвечающее жестким профессиональным критериям.

Неумолимые профессиональные требования к будущему артисту балета оставляют за бортом огромное количество мечтающих приобщиться к исполнительству в балете. И далеко не все ответившие этим требованиям в 9-10 лет смогут удовлетворять им на протяжении обучения, а потом и короткой профессиональной карьеры (15-20 лет). Такого жесткого выбора абитуриента и студента нет ни в какой другой профессии: выбора по совокупности функциональных профессиональных и физиологических данных, включая их возрастную динамику, по внешним сценическим данным, эмоциональности, темпераменту и, только в последнюю очередь, выбора по музыкальным, танцевальным и ритмическим способностям.

Воспитание и обучение юных танцовщиков в балете чрезвычайно сложно. За время обучения с 9-10 лет они осваивают большое количество специальных предметов, сочетая занятия по специальности с прохождением курса по общеобразовательным предметам с добавлением к нему цикла искусствоведческих дисциплин. Кроме того, начиная уже с первого класса, все ученики проходят обязательную производственною практику, участвуя в репертуарных спектаклях театров, а также в спектаклях и концертах, создаваемых самой Академией.

В девяностые годы в России подготовка специалистов по специальности «Хореография» (0509) осуществлялась в различных городах в хореографических средних специальных учебных заведениях. Эти хореографические ССУЗ признавались по действовавшему тогда «Положению» «Элитарными учебными заведениями» для «наиболее одаренных детей с особыми способностями опорно-двигательного аппарата и музыкальным талантом». Вся деятельность этих заведений, регламентируемая этим «Положением», со всех позиций основывалась на нетиповой специфике образовательного процесса для обучения артиста балета: от особого финансирования всех этапов обучения и его материально-технического снабжения до особого порядка зачисления и отчисления, физического воспитания обучающихся в стенах заведения и т.п. В частности: п.5.4 «…Хореографическое ССУЗ имеет право без согласования с комиссией по делам несовершеннолетних отчислять учащихся (студентов) по профнепригодности, неуспеваемости по спецдисциплинам, по состоянию здоровья, за систематическое грубое нарушение правил и норм поведения, другие нарушения Устава учебного заведения». Сегодня подобные положения не предусмотрены ни в каких нормах и законах.

В настоящее время в Российской Федерации профессиональный образовательный процесс осуществляется в различных областях деятельности от начального до высшего образования в соответствии с Гражданским кодексом, Законом РФ «Об образовании», законом РФ «О Высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовыми положениями об образовательных учреждениях», государственными образовательными стандартами, национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной правительством в октябре 2000г. и другими нормативными документами.

Однако все упомянутые документы и даже самый последний (доктрина) не охватили специфики, проблем и особенностей (т.е. нетипичности) профессионального образовательного процесса балетного исполнительского искусства, имеющего более чем двухвековые традиции. Таким образом, этот образовательный процесс остался вне правового поля, (см. например п.1 ст.5 Закона «Об образовании») т.к. во всех упомянутых документах провозглашается общедоступность образования независимо от … возраста и состояния здоровья …; конкурсная основа высшего и среднего профессионального образования, подразумевающая уровень и качество знаний абитуриента, но нигде не предусмотрено, то основное, что типично для балетной подготовки, но нетипично для всех других видов профессиональной подготовки: ограничения в получении балетного образования по физиологии конкретной личности: требования к инструменту танцовщика – телу и его частям; требования к функциональным профессиональным данным (выворотность ног в тазобедренном суставе, подъем стопы, гибкость, прыжок и т.д.); эмоциональность и темперамент; требования к состоянию, динамике и прогнозу физического развития абитуриента.

Очевидно, что проблема раннего определения профессиональной пригодности к исполнительству в балетном искусстве была, есть и будет в обозримом будущем важнейшей социально-педагогической и медико-психологической проблемой, требующий «нетипичного» внимания. Пока подобные неконституционные ограничения на получение балетного образования никаким законом не учтены.

Однако следует отметить, что п.7 ст.5 Закона «Об образовании» предусматривает со стороны государства содействие в получении образования «гражданами, проявившими выдающиеся способности». Если проявление «нетиповой» физиологии (~ до 0,1 % населения) в сочетании с неистовым интересом к балетному образованию включить в реестр выдающихся способностей, которые могут быть выявлены (как это делается на практике) с помощью специальных категорий отбора, то тогда и п.13 ст.50 Закона «Об образовании» позволяет создавать для таких лиц «нетиповые образовательные учреждения высшей категории». Все это находится в соответствии с государственной политикой в области образования, провозглашенной в 2000 году: – «индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности (мы добавим: не только познавательные, творческие, но и физиологические, возрастные, физические) личности».

И тут пора вспомнить о п.2 ст.7 закона «Об образовании», где говориться «об обучающихся с отклонениями в развитии». Очевидно, что имеются в виду отклонения от нормального развития вниз (недоразвитие). А если ребенок по своему физиологическому развитию имеет диапазон возможностей, превосходящий нормальный (самый распространенный) уровень? Для его обучения ведь тоже, наверное, нужны специальные (нетиповые) государственные стандарты, если общество хочет реализовать его возможности себе на пользу? Это тем более требуется, т.к. любая образовательная программа (п.2 ст.9) направлена еще и на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ гражданина в 9-10 лет. Как парадоксально и нетипично опять звучит закон?!

И конечно для рассматриваемого случая не подходит общая формулировка п.7 ст.9 о «нормативных сроках освоения» образовательных программ. «Нормативные сроки» в нашем случае должны устанавливать (п.7 ст.9) соответствующие (специальные и нетиповые) государственные образовательные стандарты.

Наиболее эффективной формой получения исполнительского балетного образования является очное обучение с проживанием обучающегося при учебном заведении в специализированном интернате, т.к. совокупный учебный процесс будущего артиста балета идет с утра до вечера и, по сути, очень специфичен и является сочетанием очной, очно-заочной форм (летом - заочной), самообразования и самосовершенствования.

С точки зрения ст.12 «Образовательные учреждения» в Академии настолько специфическим является фактический ход учебного процесса, что по п.4 ст.12 его скорее можно отнести к десятому типу: «другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс», где нетипично, а скорее интегрально сочетаются сразу несколько типов образовательных учреждений. Именно поэтому статус образовательного учреждения Академии балета так непросто устанавливается при государственной аккредитации (см.п.6 ст.12).

Ст.17 закона «Об образовании», посвященная реализации общеобразовательных программ, содержит в п.2 регламентацию реализации общеобразовательных программ для воспитанников с отклонениями в развитии, но не содержит особенностей реализации общеобразовательных программ для воспитанников с выдающимися способностями, которые могут обучаться в нетиповых учреждениях высшей категории. Подобное замечание можно сделать и в адрес ст.19, 20, 21. Особенно это касается п.1 ст.21, ибо профессиональная балетная подготовка как особо творческий процесс обязана сопровождаться (и сопровождается) повышением образовательного уровня обучающегося в области национальной и мировой культуры и искусства, их истории и теории.

Практика и суть профессионального исполнительского балетного образования противоречит п. 1 ст. 22, который регламентирует получение начального профессионального образования на базе основного общего или среднего общего образования. По сути, артисты балета начальное профессиональное образование получают на базе начального общего образования.

Далее, безусловно, и в ряде статей, которые не упомянуты прямо, требуются уточнения и дополнения, обеспечивающие введение обучения исполнительскому балетному искусству со всеми его нетиповыми особенностями в правовое поле. Это касается, прежде всего, IV и V глав закона «Об образовании», где регламентируются права и социальная защита обучающихся, охрана их здоровья, а также права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Ведь как показано выше нетиповой образовательный процесс подготовки артиста балета (сверх напряженный и творческий, основанный на физиологических ограничениях, требующий особой психологической подготовки, специфического состояния здоровья за время обучения и кратковременной профессиональной работы) нуждается, несомненно, в особой поддержке со стороны государства, направленной как на обучающихся, обладающих выдающими способностями, так и на педагогов и других работников этих нетиповых учреждений высшей категории.

Рассмотрение Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» также показывает, что традиционно сложившаяся и выверенная временем система обучения профессии «артист балета» в основном оказалась вне правового поля и этого Закона.

Уже п. 5 ст. 2 этого закона, где говориться об ограничении прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования не охватывает «физиологические» и другие ограничения для граждан при обучении профессии «артист балета».

Можно отметить, что в п. 2-3 ст. 5 закона, посвященной государственным образовательным стандартам и требованиям к ним, допускаются сроки освоения образовательных программ высшего образования в соответствии с положениями о вузах соответствующих видов. Это дает возможность устанавливать в положениях Академий балета нетиповые сроки для обучения артистов балета квалификации (степени) бакалавр. Степень бакалавра для артиста балета никоим образом не противоречит, а наоборот согласуется с задачей вуза по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Ведь сегодня общепризнанно, что Академии балета (Москвы и Санкт-Петербурга) при подготовке артистов балета на базе созданных методик обучения, традиций, с содружестве с ведущими театрами страны в нетиповые (но проверенные практикой) сроки удовлетворяют потребности студентов (этих выдающихся личностей) не только в балетном искусстве, но и в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формируют у обучающихся способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации, гражданскую позицию. Учебные планы обучения, включающие философию, искусствоведческие дисциплины, социологию, основы экономики, правоведения и другие дисциплины, формируют у обучающихся навыки принятия здравых и обоснованных решений в сложной и постоянно меняющейся системе современных связей в сферах культуры, права, семьи, экономики и др. Статья 11 закона, которая регламентирует прием в вуз, также не включает особенности и практику приема граждан, посвятивших себя исполнительскому балетному искусству. Ведь именно с совершенно нетипового приема конкретной личности начинается совершенно неповторимая ни в какой другой профессии цепочка особым образом интегрированных ступенек основного общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Именно неординарное, нетиповое сложение знаний, убеждений и навыков на всех этих ступеньках в установленные природой и практикой сроки рождают творческого специалиста с особыми физическими возможностями, качественно отличающегося от выпускника любого другого вуза. Речь идет именно об этом, т.к. описанный выше процесс создания артиста балета выходит за правовое поле п.3 ст.8 обсуждаемого закона, ибо он сформулирован в адрес типовых схем получения последовательно общего и профессионального образования, что для артиста балета нереализуемо в принципе.

Тем более удивительно, что выдающиеся способности, если судить по п.19 порядка приема в вузы (см.приказ Минобразования России от 24.02.1998 № 500), признаются за спортсменами, победителями и призерами международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике (т.е. лицами, занимающимися типовой деятельностью). А вот артисты балета (личности с нетиповой физиологией, творческими и психологическими способностями и т.д.) – победители международных конкурсов, триумфальных турне и участники всемирно признанных балетных спектаклей (произведений искусства) в список лиц с выдающимися способностями не попали. Это еще раз доказывает, что до сих пор они находятся вне правового поля системы образования.

Следует обратить особое внимание на те, казалось бы «привычно типовые» положения действующих законов, которые не вместили и не отражают специфику обучения балетному искусству, тем самым, выводя эту сферу образования из типовых схем и подходов.

Во-первых, необходимо остановиться на том существенном, что является абсолютно нетиповым для артистов (солистов) балета даже среди профессионалов других видов искусства: интенсивность и сжатость во времени единого, исключающего всякие отклонения от принятых норм профессиональной подготовки артиста балета. Ведь он в полном объеме должен профессионально овладеть всеми видами классического сценического танца (вариация, дуэт, кордебалет…?). Именно овладеть, ведь инструмент для него – его собственное тело.

Действительно, только личность с выдающимися способностями (см.п.13 ст. 50 Закона «Об образовании») к 18 – 19 годам пройдет этот до чрезвычайности тернистый путь, требующий от нее и самопожертвования и героизма и беспримерного напряжения сил физических и неугасимого творческого интеллектуального и многотрудного порыва.

Артист балета должен состоятся в основном так рано, в отличие от других профессий, ибо он уже, в основном, "отработал" и теорию и практику своей профессии в совершенно нетиповом учебном заведении, у него нет времени на накопление практического опыта уже после окончания учебного заведения (как это имеет место в других профессиях, включая и сферы искусства). Даже у медиков дается время на приобретение практических навыков после обучения, чтобы потом трудиться до пенсии в 55-60 и более лет. Артист балета сравним с мотыльком в природе. Его трудовой профессиональный путь совершенно обоснованно и уже давно отмерен длиною в 20 лет. И это сверх того срока, который складывается суммарно в трудовой стаж, когда с «согласия обучающихся и их родителей» студенты привлекаются к непростому, почти профессиональному труду в театрах в соответствии с образовательной программой (п. 14 ст. 50). Даже детский хор или оркестр не предусматривают профессионального статуса. А студенты Академии балета на сцене профессионального театра – это специалисты с конкретным уровнем профессионального образования.

Во-вторых, сформировавшийся в основном к 18-19 годам, выпускник нетипового образовательного учреждения высшей категории – Академии балета (артист балета) в Санкт-Петербурге или Москве, воспитанный на лучших культурных и балетных традиций этих двух центров мировой и отечественной культуры, обязан быть творцом (практика показывает, что так оно и есть), участником творческого процесса по решению задач в области балетного искусства, по созданию новых произведений мирового уровня. А это удел специалистов с высшим образованием (см. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), выращиваемых в упомянутых выше специфических и нетиповых высших учебных заведениях. Именно для этих нетиповых высших учебных заведений с учетом вышесказанного, а также с учетом и ниже отмеченных противоречий в законах об образовательной деятельности целесообразно на основании п. 3 ст. 14 закона «Об образовании» либо в отдельном, может быть «Временном положении о нетиповом вузе» либо в Законе «Об образовании», например в ст. 24 ввести пункт 5 о статусе выпускника Академии балета по профессии «артист-балета» как о специалисте высшего образования, имея в виду квалификацию (степень) бакалавра:

«5. Лица, получившие начальное и среднее профессиональное образование в нетиповых областях деятельности (например, артист балета) могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам к традиционно и объективно признанному началу профессиональной карьеры (артист балета – 18-19 лет)».

Здесь слово «получившие», а не «имеющие» фиксирует то обстоятельство, что за такими лицами уже (см. п. 13 ст. 50 Закона «Об образовании») признается уровень способностей молодого человека в области исполнительского балетного искусства как выдающийся (в год в двух указанных академиях выпускается 50-60 человек на всю страну).

Ниже, в таблице представлены основные черты обучения артистов балета, которые вступают в противоречие с действующим законодательством или не учтены им. Отмеченные здесь и другие особенности и реалии обучения артистов балета, как представляется, дают достаточные основания к отнесению этого учебного процесса, сочетающего общее и профессиональное образование к нетиповому.



2015-11-07 1247 Обсуждений (0)
Нетиповые особенности балетного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетиповые особенности балетного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)