Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы педиатрии и гигиены»
для студентов очной формы обучения направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии и гигиены». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 30 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от _________________ г. № ______.
Рекомендована к печати методической комиссией социального института РГППУ. Протокол от _______________ № _________
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» являются формирование у студентов базиса знаний о закономерностях роста и развития детей и подростков; заболеваниях, возникающих в этом возрасте, их предупреждении, об основных гигиенических требованиях к окружающей среде, а также к различным видам деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), направленных на сохранение и улучшение здоровья. Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» преследует решение следующих задач: 1) обучение студентов базовым знаниям о развитии и здоровье детей, основах профилактике заболеваний, гигиенических мероприятиях, способствующих созданию здоровьесберегающей окружающей среды. 2) овладение методами формирования здоровья, рационализации питания и двигательной активности, гигиенического обоснования организации учебно-воспитательного и трудового процесса, организации мероприятий по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся. 3) формирование навыков организации учебно-воспитательного и трудового процесса, приемов оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены» входит в федеральный компонент «Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:изучение в средней общеобразовательной школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Анатомия и возрастная физиология». 2.1. Из курса«Основы безопасности жизнедеятельности»: Знания:теоретические основы безопасности жизнедеятельности; последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов, принципы их идентификации; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Умения:выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации Владения:оказывать первую помощь при переломах костей, кровотечениях, утоплении, обмороке, ожогах и других экстремальных ситуациях 2.2. Из курса «Анатомия и возрастная физиология»: Знания: о строении и функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системе, нервной системе, опорно-двигательного аппарата, основные возрастные анатомо-физиологические особенности развития, патологические состояния. Умения: : оцениватьзакономерности роста и развития организма человека Владения: организовывать рациональный режим учебы и отдыха, применять гигиенические правила с учетом анатомо-физиологических особенностей человека.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · Безопасность жизнедеятельности. Профессиональный цикл, базовая часть. · Дефектология. Профессиональный цикл, модуль 1. · Клиническая психология детей и подростков. Профессиональный цикл, модуль 1. 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании изучения курса студент должен: Знать: · Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3). · этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8) · Знает общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1). Уметь: · Выполнять требования гигиены, охраны труда, способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); · Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); · Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); · Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности. Учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12). Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); · Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10). 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены» Тема 1.1. Введение в педиатрию Педиатрия как область медицины, изучающая закономерность роста и развития ребенка, подростка, заболевания, возникающие в этом возрасте, их предупреждение и лечение. Предмет, цель и задачи педиатрии, ее связь с другими науками. Значение педиатрии для обеспечения здоровья подрастающего поколения, решения демографической ситуации. Связь педиатрии и гигиены с другими направлениями медицины, с проблемами обучения и воспитания детей и подростков. Методы исследования в педиатрии. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Тема 1.2. Особенности развития плода Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
Тема 1.3. Постнатальный период Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию. Смешанное и искусственное вскармливание. Психическое и физическое развитие детей в различные периоды детства. Тема 1.4. Структура заболеваемости и профилактика заболеваний детей и подростков. Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата, зрения, хронические расстройства питания, рахит, гипервитаминоз D, неврозы, заболевания органов дыхания, сердечно- сосудистой системы, выделительной системы (энурез). Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Тема 1.5. Детские инфекции Общие закономерности возникновения, распространения, проявления и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков. Характеристика детских инфекционных заболеваний: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок. Тема 1.6. Неотложные состояния и первая помощь Краткая характеристика состояний: гипертермия, ложный круп, инородное тело гортани и бронхов, молочница, диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма. Особенности оказания первой помощи детям.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |