Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия



2015-11-07 1028 Обсуждений (0)
Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным звеном в системе работы в процессе педагогической практики руководителя практики и практиканта, далее-эксперта - является посещение и анализ конкретного учебного занятия, оценка урока. Работа эксперта в связи с посещением и анали­зом и оценкой урока включает в себя следующие основные этапы:

1 Подготовка к посещению урока.

2 Наблюдения за ходом урока, деятельностью учи­теля и учащихся.

3 Заслушивание самоанализа урока, постановка во­просов автору (учителю).

4.Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и автора, советы и рекомендации в адрес учителя.

Подчеркнем, что «выпадение» или низкое качество проведения каждого из этапов неизбежно ведут к снижению качества и эффективности анализа.

[. Подготовка эксперта к посещению урока может включать в себя:

а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей педагогической практики;

б) уточнение конкретного назначения посещения урока — изучение учебно-воспитательного процесса в целом, целостной системы работы учителя, отдельных моментов этой системы, учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон.

в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями но данной теме, а также с результатами психолого-едагогического изучения учащихся класса

г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и контроля знаний, умений и навыков, с домашними заданиями (по журналам);

д) просмотр выводов, предложений, материалов по ранее посе­щенным урокам данного учителя; е) психологическую настройку на посещение данного урока, общение с данным учителем;

ж) подготовку материалов для фиксации наблюдае­мого по ходу урока и последующего анализа.

2. Наблюдение за ходом занятия, деятельностью учителя и учащихся.

Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел учителя, выполнение им программно-методических требований оказы­ваются в стороне, а при анализе выпячивается проблема, интересующая эксперта, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает учителя на показуху.

Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для руководителя практики или в виде протокола (практикантом). Для того, чтобы. лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы, обучения, требования к совре­менному уроку, целесообразно иметь в виду следующий примерный комплекс вопросов, выбор и компоновка которых в программу наблюдений зависит от конкретных целей посещения:

Как решаются задачи урока:

а) познавательные задачи:

- как формируются (контролируются, закрепляют­ся, совершенствуются) знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерно­стей, важнейших фактов, оценок явлений и собы­тий; специальные предметные и общеучебные умения и навыки;

как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьни­ков;

- соответствуют ли эти задачи требованиям про­граммы (Стандартов);

- полно ли используются образовательные возмож­ности урока;

б) воспитательные задачи:

- как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможно­сти учебного материала;

- правильно ли выделены и раскрываются важней­шие воспитательные, мировоззренческие идеи;

- как используются воспитательные возможности методов, средств, форм, условий обучения, орга­низации учебной деятельности школьников, общения в классе, возможности классного коллектива и личности учителя; как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в воспи­танности школьников; полно ли используются воспитательные возможности урока;

в) задачи развития учащихся:

- как используются возможности урока для разви­тия интеллектуальной (внимание, восприятие, па­мять, мышление, воображение) сферы школьни­ков, их речи; эмоциональной и волевой сферы;

- как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в психическом развитии школьников;

- полно ли используются развивающие возможно­сти урока;

- правильно ли учтены учителем особенности клас­са и отдельных групп учащихся;

- комплексно ли решаются задачи урока; выделены ли среди них главные, доминирующие задачи.

Как осуществлен выбор содержания учебного мате­риала:

соответствует ли материал программным требова­ниям, задачам урока; рациональна ли логика его изуче­ния; правильно ли используются внутрикурсовые и межпредметные связи; соответствует ли отобранное содер­жание принципам научности, доступности, связи с жиз­нью, практической, политехнической, трудовой и профориентационной направленности, доступности, систематичности и последовательности, системности; обеспечена ли воспитательная роль содержания, раскрытие ведущих мировоззренческих идей, обеспечено ли развивающее влияние содержания; рационально ли использован до­полнительный (к учебнику) материал; удалось ли ото­брать в содержании урока главное, существенное сконцентрировать на этом главном внимание и деятель­ность учащихся?

Как осуществлен выбор методов и средств обучения:

рационально ли избранное учителем сочетание словесных, наглядных и практических; репродуктивных и проблемных; индуктивных и дедуктивных методов; методов самостоятельной работы школьников и работы под руко­водством учителя; различных методов стимулирования учащихся и контроля; обеспечивают ли эти методы акти­визацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников; позволяют ли они обеспечить усвоение главного содержания урока, его воспитывающее и развивающее влияние; рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая ТСО, средства информатики и т.д.?

Как осуществлен выбор форм обучения:

рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, группо­вых и индивидуальных форм работы; есть ли необходимость в дифференцированном подходе к учащимся и если да, то как он осуществляется; обеспечивается ли коллективный характер учебно-воспитательной деятельности школьников?

Как организована учебная деятельность школьников и общение в классе :

сделано ли все необходимое для стимулирования у учащихся мотивов интереса, а также долга, ответственности и сознательности в учении; для рациональной организации труда (четкая постановка задач работы, заданий, инструктаж о выполнении, сроках и видах контроля, обеспечение всем необходимым для работы и т.п.); для контроля учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля и т.п.); для оценки деятельности учащихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, меры по накопляемости отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки и т.д.); для своевременной работы над ошибками; правильно ли организовано общение, взаимодействие учителя с учащимися, их общение друг с другом; полно ли использо- ваны возможности учебной деятельности и общения для образования, воспитания и развития школьников?

Создание условий для обучения:

а) учебно-материальные - правильно ли использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала и т.д.) на уроке; есть ли необходимое существенного совершенствования оборудования кабинета и (или) улучшения использования этого оборудования;

б)морально-психологические - благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач; полно ли используются педагогические возможности личности учителя, его примера; создаются ли на уроке ценные традиции, ритуалы деятельности, поведения, общения и отношений учителя и учащихся;

в) гигиенические - поддерживается ли работоспособность учащихся в течение всего урока; учитываются ли место урока в расписании, день недели, время года, сте­пень утомления учащихся; нет ли переутомления, пере­грузки школьников из-за нерациональной работы на уроке;

г) эстетические - оказывает ли работа на уроке эсте­тическое воздействие на школьников (с помощью офор­мления кабинета, эстетики оборудования, самого про­цесса взаимодействия учителя с классом, эстетики обще­ния, поведения, отношений, внешнего вида и т.д.);

д) фактор времени - рационально ли использовано время урока; оптимален ли темп работы на уроке; пра­вильно ли и вовремя ли было задано домашнее задание.

Правильно ли определено место данного урока в теме, разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, верно ли определен тип урока?

Рациональна ли избранная учителем структура урока :

можно ли согласиться с выделением именно таких эта­пов урока, с их последовательностью, есть ли необходи­мая связь, логика переходов от этапа к этапу, правильно ли распределено время на каждый этап и элемент урока?

Удалось ли решить поставленные задачи урока на не­обходимом уровне :

первый критерий оптимальности уро­ка — максимум результатов с учетом конкретных усло­вий?

Удалось ли избежать перегрузки школьников:

второй критерий оптимальности урока — экономичность, отсут­ствие перегрузки?

Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока третий критерий оптимальности урока — критерий качества жизни.

Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы, учитывает требования оптимизации обучения — требования к современному уроку. Ответы в ходе наблюдений на вопросы 1—8 дают (вместе с самоанализом урока учителем) основу для ответов на главные вопросы; 9—11, по которым производится оценка и самооценка урока и деятельности учителя.

3. Заслушивание самоанализа урока, постановка во­просов автору урока:

— самоанализ урока оказывает существенную по­мощь учителю: учитель лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недос­татки, быстрее осваивает на практике методику выбора оптимальных методических вариантов, нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков не по формальным, а по сущностным основаниям и т.д.;

— самоанализ урока оказывает серьезную помощь руководителю педпрактики и практиканту: он дает уникальную возможность знаком­ства с системой творческой работы учителя, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока); через самоанализ легче усваиваются советы и рекомен­дации по улучшению работы учителя.

 

Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем (практикантом) предусматривает ответ пи следующие вопросы:

A. Каков был замысел, план данного уроки и почему?

1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? как он связан с предыдущими, на что в них опирается? как он работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе — по другим предметам)? как были учтены про­граммные требования к уроку? как были учтены особен­ности урока, его специфика? как был определен тип урока и почему?

2 Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3.Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4. Почему была избрана именно такая структура урока?

5. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, избрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифферен­цированный подход к учащимся на уроке? Как осущест­влялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

6. Какие условия были созданы для проведения уро­ка (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные)? Как осущест­влялась экономия времени?

Б. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока, если да, то какие, поче­му, и к чему они привели?

B. Удалось ли решить на необходимом уровне постав­ленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Какова общая самооценка урока учителем?

Г Каковы причины успехов и недостатков проведен­ного урока? Что в этом уроке стоило бы изменить, сде­лать по-другому?



2015-11-07 1028 Обсуждений (0)
Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1028)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)