Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия
Важным звеном в системе работы в процессе педагогической практики руководителя практики и практиканта, далее-эксперта - является посещение и анализ конкретного учебного занятия, оценка урока. Работа эксперта в связи с посещением и анализом и оценкой урока включает в себя следующие основные этапы: 1 Подготовка к посещению урока. 2 Наблюдения за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся. 3 Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов автору (учителю). 4.Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и автора, советы и рекомендации в адрес учителя. Подчеркнем, что «выпадение» или низкое качество проведения каждого из этапов неизбежно ведут к снижению качества и эффективности анализа. [. Подготовка эксперта к посещению урока может включать в себя: а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей педагогической практики; б) уточнение конкретного назначения посещения урока — изучение учебно-воспитательного процесса в целом, целостной системы работы учителя, отдельных моментов этой системы, учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон. в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями но данной теме, а также с результатами психолого-едагогического изучения учащихся класса г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и контроля знаний, умений и навыков, с домашними заданиями (по журналам); д) просмотр выводов, предложений, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя; е) психологическую настройку на посещение данного урока, общение с данным учителем; ж) подготовку материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего анализа. 2. Наблюдение за ходом занятия, деятельностью учителя и учащихся. Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел учителя, выполнение им программно-методических требований оказываются в стороне, а при анализе выпячивается проблема, интересующая эксперта, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает учителя на показуху. Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для руководителя практики или в виде протокола (практикантом). Для того, чтобы. лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы, обучения, требования к современному уроку, целесообразно иметь в виду следующий примерный комплекс вопросов, выбор и компоновка которых в программу наблюдений зависит от конкретных целей посещения: Как решаются задачи урока: а) познавательные задачи: - как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются) знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, оценок явлений и событий; специальные предметные и общеучебные умения и навыки; как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников; - соответствуют ли эти задачи требованиям программы (Стандартов); - полно ли используются образовательные возможности урока; б) воспитательные задачи: - как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала; - правильно ли выделены и раскрываются важнейшие воспитательные, мировоззренческие идеи; - как используются воспитательные возможности методов, средств, форм, условий обучения, организации учебной деятельности школьников, общения в классе, возможности классного коллектива и личности учителя; как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в воспитанности школьников; полно ли используются воспитательные возможности урока; в) задачи развития учащихся: - как используются возможности урока для развития интеллектуальной (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) сферы школьников, их речи; эмоциональной и волевой сферы; - как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в психическом развитии школьников; - полно ли используются развивающие возможности урока; - правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп учащихся; - комплексно ли решаются задачи урока; выделены ли среди них главные, доминирующие задачи. Как осуществлен выбор содержания учебного материала: соответствует ли материал программным требованиям, задачам урока; рациональна ли логика его изучения; правильно ли используются внутрикурсовые и межпредметные связи; соответствует ли отобранное содержание принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической, политехнической, трудовой и профориентационной направленности, доступности, систематичности и последовательности, системности; обеспечена ли воспитательная роль содержания, раскрытие ведущих мировоззренческих идей, обеспечено ли развивающее влияние содержания; рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал; удалось ли отобрать в содержании урока главное, существенное сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся? Как осуществлен выбор методов и средств обучения: рационально ли избранное учителем сочетание словесных, наглядных и практических; репродуктивных и проблемных; индуктивных и дедуктивных методов; методов самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя; различных методов стимулирования учащихся и контроля; обеспечивают ли эти методы активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников; позволяют ли они обеспечить усвоение главного содержания урока, его воспитывающее и развивающее влияние; рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая ТСО, средства информатики и т.д.? Как осуществлен выбор форм обучения: рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; есть ли необходимость в дифференцированном подходе к учащимся и если да, то как он осуществляется; обеспечивается ли коллективный характер учебно-воспитательной деятельности школьников? Как организована учебная деятельность школьников и общение в классе : сделано ли все необходимое для стимулирования у учащихся мотивов интереса, а также долга, ответственности и сознательности в учении; для рациональной организации труда (четкая постановка задач работы, заданий, инструктаж о выполнении, сроках и видах контроля, обеспечение всем необходимым для работы и т.п.); для контроля учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля и т.п.); для оценки деятельности учащихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, меры по накопляемости отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки и т.д.); для своевременной работы над ошибками; правильно ли организовано общение, взаимодействие учителя с учащимися, их общение друг с другом; полно ли использо- ваны возможности учебной деятельности и общения для образования, воспитания и развития школьников? Создание условий для обучения: а) учебно-материальные - правильно ли использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала и т.д.) на уроке; есть ли необходимое существенного совершенствования оборудования кабинета и (или) улучшения использования этого оборудования; б)морально-психологические - благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач; полно ли используются педагогические возможности личности учителя, его примера; создаются ли на уроке ценные традиции, ритуалы деятельности, поведения, общения и отношений учителя и учащихся; в) гигиенические - поддерживается ли работоспособность учащихся в течение всего урока; учитываются ли место урока в расписании, день недели, время года, степень утомления учащихся; нет ли переутомления, перегрузки школьников из-за нерациональной работы на уроке; г) эстетические - оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, поведения, отношений, внешнего вида и т.д.); д) фактор времени - рационально ли использовано время урока; оптимален ли темп работы на уроке; правильно ли и вовремя ли было задано домашнее задание. Правильно ли определено место данного урока в теме, разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, верно ли определен тип урока? Рациональна ли избранная учителем структура урока : можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, с их последовательностью, есть ли необходимая связь, логика переходов от этапа к этапу, правильно ли распределено время на каждый этап и элемент урока? Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне : первый критерий оптимальности урока — максимум результатов с учетом конкретных условий? Удалось ли избежать перегрузки школьников: второй критерий оптимальности урока — экономичность, отсутствие перегрузки? Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока третий критерий оптимальности урока — критерий качества жизни. Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы, учитывает требования оптимизации обучения — требования к современному уроку. Ответы в ходе наблюдений на вопросы 1—8 дают (вместе с самоанализом урока учителем) основу для ответов на главные вопросы; 9—11, по которым производится оценка и самооценка урока и деятельности учителя. 3. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов автору урока: — самоанализ урока оказывает существенную помощь учителю: учитель лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивает на практике методику выбора оптимальных методических вариантов, нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков не по формальным, а по сущностным основаниям и т.д.; — самоанализ урока оказывает серьезную помощь руководителю педпрактики и практиканту: он дает уникальную возможность знакомства с системой творческой работы учителя, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока); через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы учителя.
Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем (практикантом) предусматривает ответ пи следующие вопросы: A. Каков был замысел, план данного уроки и почему? 1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? как он связан с предыдущими, на что в них опирается? как он работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе — по другим предметам)? как были учтены программные требования к уроку? как были учтены особенности урока, его специфика? как был определен тип урока и почему? 2 Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему? 3.Какие задачи ставились и решались на уроке и почему? 4. Почему была избрана именно такая структура урока? 5. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, избрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему? 6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные)? Как осуществлялась экономия времени? Б. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока, если да, то какие, почему, и к чему они привели? B. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Какова общая самооценка урока учителем? Г Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Что в этом уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1074)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |