Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ii психическая устойчивость руководителя





из них. В способности познавать истину Декарт °дел здоровье души. Гельвеции (1938) считал, что отли-Вительный признак здорового ума заключается в его спо-бности правильно осуществлять сравнение сходств и С азличий, соответствий и несоответствий между различ­ными предметами. По замечанию А.Ф. Лазурского (1925), один из признаков здоровой личности предполагает уме­ние человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. В качестве одного из важней­ших признаков душевного здоровья личности А.А. Мег-рабян (1978) называет способность к саморегуляции, то есть умение человека свободно управлять в бодрствую­щем состоянии своими сенсорно-перцептивными про­цессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Единство Я и эффективная адаптация к социуму являют­ся, согласно Т. Рибо (1886), условиями психического здо­ровья личности. Если в здоровом человеке между его дву­мя Я, субъективным и объективным, существует правиль­ное, нормальное отношение, то, по мнению Н. Страхова (1894), в больном—эта связь нарушена. Психическое здо­ровье ассоциируется с потребностью человека в саморе­ализации как личности, то есть психическое здоровье обес­печивает ту сферу жизни, которую мы называем соци­альной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психи­ки, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адек­ватным его требованиям.

По мнению ученых, психическому фактору, который является наиболее близким и прямым регулятором кон­кретной деятельности и образа жизни, уделяется недо­статочное внимание. Учет возрастающего значения пси­хических факторов в возникновении, течении, компен­сации и декомпенсации различных соматических болез­ней определяет одну из особенностей психологии здоро­вья — ее «неспецифичность». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по мнению боль­шинства авторов, не менее 50% больных, обращающих­ся с соматическими жалобами в поликлиники и стацио-ры, составляют, по существу, практически здоровые Ца, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмо­ционального состояния.





Т т


психическая дстеИчивпстьрдшоднтеля

опросник, мы получили результаты, пред- Г 128
.ей гпелнего звена со стажем работы на занимае- лителеи y-f^tv ^ й должности более 5 лет, а группу «2» составили моло-М° руководители со стажем работы до 3 лет (36 чел.). Каждый вопрос начинался со следующего утверж-ения: «В последнее время я начал замечать, что у меня часто...». Опрос имел анонимный характер. В таблице представлен перечень выявленных призна­ков (жалоб), которые начали отмечать испытуемые в пос­леднее время. Вторая и третья колонки таблицы показы­вают процент лиц каждой группы испытуемых, отмеча­ющих у себя тот или иной симптом, влияющий на трудо­способность и впоследствии ведущий к психосоматичес­ким заболеваниям. В четвертой колонке отмечена разни­ца (в процентах) положительных выборов выявленных признаков каких-либо недомоганий у руководителей обе­их групп, колонка пять — номера вопросов. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что руководители, испытывая огромные психо­физиологические нагрузки, «расплачиваются» различ­ными психосоматическими нарушениями. Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что в группе лиц, достигших определенного про­фессионального мастерства, появляются отдельные при-Нами было проведено исследование на определенкЯзнаки нарушения функционального состояния, влияю-

28


Статистика свидетельствует, что лиц, свободных oJ каких-либо психических нарушений, то есть «абсолют] но здоровых» в настоящее время насчитывается в сред, нем лишь 35%. Прослойка людей с предболезненныы состояниями (донозологические формы психической д задаптации) в населении достигает немалых размеров' по данным разных авторов — от 22 до 89%. Однако, со] гласно мнению экспертов, половина носителей псих» ческой симптоматики не нуждаются в психиатрическо{ помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде а возможно, нуждаются только в психологическом коц сультировании.

Исследования, проведенные в одном крупном на' но-производственном объединении, показали, что 4 работников предприятия имеют те или иные медико-пс хологические проблемы. У 10% обследованных выявл ны выраженные социально-психологические дезада тации. Актуальными проблемами для работников НП( являются следующие: 1) проблемы, связанные с физи ческим здоровьем; 2) проблемы, касающиеся психи ческого состояния, контроля эмоциональной сферы, р* гулирования настроения; 3) проблемы общения, в toj числе сексуального; 4) проблемы, связанные с семье! 5) проблемы, вызванные курением и злоупотребление

алкоголем

состояния здоровья руководящего звена госслужбы. В » следовании приняли участие две группы управленце: Первую группу (А) представляют мужчины с высши! образованием, в возрасте 43 — 50 лет, занимающие вьн шие должности руководителей коллективов на протяж нии 4 — 7 лет. Вторую группу (Б) составили мужчины высшим образованием, в возрасте 30 — 35 лет, проходи шие переподготовку в связи с назначением науправле] ческие должности

Используя тест общего здоровья Лангнера—Амъел мы выявили отдельные симптомы — жалобы испыту мых в двух группах управленцев. Постепенно из отдел ных донозологических признаков и складывается ка] тина того или иного заболевания. Используя разработа

1 Ананьев В.А., Никифоров Г.С. и др. Психология здоровья. СГ
2000. С. 42. ,«:-<.йл.а.чу„>у.,


 

 

сШ р

НЫ ленные в таблице. Группу «1» составили 28 руково-сТаВй лнего звена со стажем работы на занимае-

щего на работоспособность. И процент таких признаков достаточно высок, чтобы не обратить на него внимание с точки зрения статистики.

Таким образом, на примере данного исследования можно увидеть, что большая часть управленцев в той или иной степени нуждается в помощи специалистов-пси­хологов, психотерапевтов и др.

Раннее тестирование и внимательное отношение к своему здоровью поможет выявлению тревожных сим­птомов и предотвращению развития заболевания до того, как это скажется на выполнении профессиональной де-йтельности.

Интерес к психологическим факторам в развитии за­болеваний связан с тем, что они в большей степени под-£ *^ся к°нтролю и во многом зависят от самого челове-• Следовательно, одним из руководящих принципов вентивного подхода должна быть установка на поиск



№учешеданньи,свидегельсгвующихоб имеющихся донозолсяическихпризнакахуруководигелей государсгвенныхучреждений,потесгу общего здоровья,в%
Признаки

!ычитание »-«2»)

Группа «2»

р вопросов опроса
руппа «1»

Повышенная раздражи-тельность, напряженность

Ощущениеодиночесгва

Факторы, вызывающие физический дискомфорт

Снижение настроения, грусть

Безразличие ко всему

Впечатление «черной полосы» вжизни, сплошные неудачи

Ощущение неусидчивости, трудно находиться на одном месте

Трудности с запоминанием обыденных вопросов

Ощущениеусгалостикисходу рабочего дня



Трудно приступить к работе, решению вопроса



Внезапные приливы жара

Тяжесть в голове, нет ясности мысли ______

Частые расстройства сна, трудно уснуть



Частые головные боли

Изжога, дискомфорт в желудке

Частые ощущения сердцебиения

Ощущение нехватки воздуха, удушье без видимых внешних причин_________________

Чувствоозабоченности, излишняя суетливость_______________

Частые ощущения холодного пота

Дрожь в пальцах рук в несложных ситуациях

Плохой аппетит
Полуобморочные состояния

30


 

образом, психология здоровья занимается психо-Эгическими причинами здоровья, а также разработкой Л° одов и средств его сохранения, укрепления и разви­то Основная задача психологии здоровья — как делать ^больных людей здоровыми, где само здоровье можно осматривать в качестве оптимальной предпосылки (ус-овия) для выполнения человеком намеченных жизнен­ных целей и задач, что перекликается с основной гипо­тезой и предметом данного исследования. Сущность пси­хологии здоровья как фактора психической устойчивос­ти в нашем исследовании заключается в подходе к изу­чению психического здоровья и управления им.

Психология здоровья опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается гармо-21 ] ничное развитие всех составляющих человека. Реализа-ция холистического подхода идет через раскрытие по­тенциалов человека. Целью превентивной работы, на­правленной на сохранение психического здоровья, яв­ляется раскрытие: эмоционально-волевой сферы, интел­лектуальной и профессионально-важных качеств, отра­жающих различные аспекты психического здоровья че­ловека (в частности, управленца). Гармоничность разви­тия этих сфер и является психической устойчивостью, как было выявлено в исследованиях (М.Ф. Секач, 1999). Раскроем составляющие психической устойчивости уп­равленцев.

 

Существенное значение в формировании психичес­кой устойчивости руководителя имеют эмоции. Эмо­ция — особый класс субъективных психологических со­стояний, отражающих в форме непосредственных пе­реживаний приятного или неприятного процесса и ре­зультаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. В различной литературе по психологии эмоции характеризуются обычно как переживания человеком его отношения к 1—, каким-либо значимым для него объектам, событиям. С их помощью выражается оценка факторов внешней и внут­ренней среды, их биологическое и социальное содержа­ние и значение.

каз Физиологических исследованиях их значение по-„, _ывается чаще всего через участие мозгового аппара-

_ ренн°ЦИИ "*" его отАельных структур в процессе внут-

его подкрепления, определяющим выбор поведен-


D I



шатт

Руководителя


 
 

ческих реакций и способ их осуществления. Например ИП Павлов считал что сложнейшие безусловные рф
вении сложных условий, мобилизуя новые силы, что- леть возникающие трудности опасности
И.П. Павлов считал, что сложнейшие безусловные р лексы связаны с деятельностью ближайшей к

в

риям подкорки, и это есть то, что психологами называет ся эмоциями. По мнению академика П.К. Анохина, ции не что иное, как приспособительные реакции, во:
никшие в процессе эволюции, для сохранения жизни! 2) физиологический процесс усиления или понижения г,™,, „„„., ™™™ ™»а ci™ ^,r^oTT^DUtTO г-ПгтПат,г.. 1 с^^ветствук)щИх функций организма в ответ на данные возмущающие факторы. В большом количестве случаев эти реакции целесообразны и по крайней мере детерми­нированы удовлетворением потребностей'. Особенно это характерно для стенических эмоций, когда они опреде­ляют некоторый оптимальный уровень возбуждения, со­ответствующий максимуму длительной работоспособно­сти, или же обеспечивают мощный всплеск функцио-

д i преодолеть возникающие трудности, опасности. R эмоциональной реакции в таком аспекте можно выде­лить два взаимосвязанных компонента: 1) отражение в сознании отношения к таким возмущающим факторам, как чувства удовлетворения или неудовольствия и т. д.;

проддения своего рода. Эти субъективные состояния провождаются целым рядом объективных биохимии ких и физиологических изменений в нашем организ: Известный нейрофизиолог П.В. Симонов считает, эмоции — как бы дополнительный инструмент для знания окружающего мира и быстрого приспособле: организма к меняющимся условиям среды

нальных резервов организма. Эмоции как психические процессы находятся в орга­ническом единстве с потребностями и соответствующи­ми психофизиологическими и физиологическими явле­ниями в нервной системе и других органах и системах человека. Как мы говорили, что важное предназначение эмо­ций — это их сигнальная, регулирующая роль, усиление функциональных возможностей, мобилизация резервов, но часто бывает и наоборот. Они могут привести и к об­щей астенизации и диссоциации функций организма, :нижают или парализуют волю, резко нарушают устой-

Итак, занимая столь значительное место в психо. гической структуре индивидуальности, эмоции не мом не оказывать влияния на процесс и продуктивность щ тельности руководителя. Принципиальный вывод сосц ит в том, что в управлении собой эмоции для руководит^ ля имеют доминирующее значение, так как относятся) процессам внутренней регуляции поведения. Являяв субъективной формой выражения потребности, эмоци предшествуют деятельности по их удовлетворению, Щ буждая и направляя ее. Таким образом, эмоции отраж! ют состояние психической устойчивости.

чает функции оценки и побуждения. Значение эмоци<

Возникая в деятельности, эмоции также способа выполнять свою ведущую функцию — функцию вну! ренней регуляции деятельности, которая, по сути, вкли чивость психических процессов. Одним из наиболее ха-

рактерных в таком аспекте состояний является эмоцио-

нальности как индивидуально-устойчивой характери( нальная напряженность2. Под эмоциональной напряжен-тики субъекта в его психическом развитии подчеркив< тостью понимается состояние, характеризуемое времен-лось многими исследователями. Указанные функцй ным понижением устойчивости психических и психомо-эмоций свидетельствуют о той огромной роли, котору) г°рных процессов, падением работоспособности, эмоции играют в процессе порождения и протекания д< Если человек отправляет сознательную активную ятельности. Эмоциональные проявления настолько раз деятельность на основе волевых актов, развивается нообразны, что практически не укладываются в рамЯ °Циональное напряжение как сигнальный процесс какой-либо строгой классификации. Мы обратимся пр« * Регуляция функциональных резервов, преимуще-

но их мобилизация. Однако при чрезмерных по

имущественно к их влиянию на функциональные резер вы человека, а следовательно, и на возможность успей ного выполнения определенных задач, в том числе й профессиональной деятельности.

ивекл ' ЕвЯокимов В.И. Поведение и саморегуляция а в условиях стресса. СПб., 2001. С. 77-78. пп 1амже. С. 78-81 00

Биологическая сущность эмоций в их целесообрз3 ности. Они как бы стимулируют активность при возни*


Психология


здоровья


ошичвсш устойчивость руководителя

34


 

Правомерно утверждение, что одни исследователи во уоценки ставят сознательный аспект волевых про-Л ний ДРУ™6их ЦеленапРавленность> избиратель- ВЛ6
ЯВЛ6 ь третьи — иные признаки проявления воли в дея-Н° ности, в том числе и управленческой. С акмеологи-тесК0Й т0чки зрения можно утверждать, что воля харак-Черизует человека как субъекта деятельности, своего раз­вития, жизненного пути, которая во многом определяет его личные особенности и результаты достижения цели. Но также доказана биполярность волевой регуляции, из которой следует, что чем более волевой человек, тем ме­нее психически устойчив. Нарушение волевой регуля­ции также характеризует снижение психической устой­чивости. Анализ ряда исследований, проведенных отечествен­ными и зарубежными учеными, позволяет выделить наи­более существенные признаки, механизмы и условия развития интеллекта и личностно-профессиональных качеств. В частности, ряд исследователей определяет «интел­лект» как систему «наиболее жизненных и актуальных операций», совокупность мыслительных способностей и регулирующих функций психики, например С.Л. Ру­бинштейн (1946), систему ориентировки на существен­ные отношения к решаемой задаче П.Я. Гальперин (1966), ответственности за качество процесса мышления Ф. Клике (1983), способности изменять свое знание

силе или астенических по окраске и направленно^ эмоциях может развиться состояние эмоциональц0] напряженности. Характерны в таком аспекте излиц," няя мотивация и самовозбуждение, очень сильям всплеск стенических эмоций, неоправданно тревожность и др.

Наряду с эмоциями в психической устойчивости щ ководителя особое значение придается волевой регу/щ ции. Следует отметить, что в европейской культуре net вым обозначил проблему воли Аристотель. Воля пониищ лась им как особая часть души, способная «приводить] пространственное движение», как «сообразное разум] стремление». Это понятие было призвано объяснить, ким образом осуществляется поведение человека в сооц ветствии со знанием (которое само по себе лишено поб» дительности). В историческом плане выделяются разлщ ные направления изучения воли, в которых ее природ сводилась к сложным психическим процессам нево* вого характера, среди них можно отметить интеллекту листические, где проявления воли сводились к борш представлений, ассоциативной связи между мотивом действием; эмоциональные, в которых основой волевм! действия является стремление продлить удовольстви или избежать страдания; моторные, вводившие понята «моторная идея» как основу воли, которая сопровождав движения, обусловленные нервными процессами, со«п ветствующими идеями и др.

Существенным фактором, влияющим на формироЯБ.ф. Андерсон (1977), процесс подготовления возможно-

ние психической устойчивости руководителя, являет воля как способность преодолевать препятстви В.А. Крутецкий рассматривает волю как «ядро, стерже характера»; В.К. Калин рассматривает волю как важн)

ста осуществлять ту или иную операцию или навык А.Н. ^еонтьев и др.

Характеризуя различные стороны интеллекта как яв­ления, исследователи указывают на его сложную струк-

внутреннюю предпосылку, волевой стиль обеспечевШгуру и функции. В нем существуют не только знания, ин-успешной деятельности; В.И.Селиванов связывал рев№идуальные семантические структуры— знания ляцию деятельности с созданием психической устоиясубъекта об объекте, мыслительные способности, но и

вости, контролем эмоций и психических состоя Н.П. Рапохин предложил учитывать эмоционально-в* вую устойчивость как необходимую при функцио] вании в сложных условиях деятельности; А.Н. Лео охарактеризовал волю «как особый вид внутреннего лия и произвольных и преднамеренных действий»

пособности знания, контролирующие процесс мышле-[ия. Кроме этого, в систему интеллекта входят динами-• ские составляющие — интеллектуальные интересы и реддочтения, интеллектуальная направленность (осоз-анные или неотрефлексированные).

амечено, что интеллект тесно связан как с личност-

торые характеризуются наличием выбора, принятие^Г труктурой человека, его способностями, так и фун-

шений и преодолением препятствий.
па-

нальной структурой личности — восприятием,


W



 


 



мятью, мышлением и рефлексией. В целевой т

ции — с личностно-профессиональными качествами.

М.А. Холодная подразделяет интеллектуальную ощ
низацию субъекта на интеллектуальные структуры (ф
сированные и накопленные формы опыта — как ф
организации индивидуального познавательного опыта
Эта модель является наиболее подходящей для анализ!
профессиональных особенностей интеллекта руководЛ
теля, поскольку объединяет, синтезирует и включает
себя многие элементы, входящие в другие модели. Это]
база знаний субъекта, его понятийные психически
структуры, субъективное когнитивное пространство лад
ности; интеллектуальные способности; интеллектуала
ный контроль; интеллектуальная направленность и ад
теллектуальные критерии1. I

К интеллектуальным способностям руководителя mJ относим: интеллектуальную продуктивность, способ! структурирования, кодирования информации, креатив ность, оригинальность, комбинаторные свойства, спс собности к анализу, синтезу и т. п. Интеллект руководи теля является сложной психологической системой, ко торая без определенных норм мышления, присвоен! «культуры мышления» прошлого и своего времени в может выполнить исключительно важную функцию в са морегуляции психической устойчивости руководители Интеллект как всякая совокупность умственных способ ностей человека обеспечивает целостность и гармони ность отражательной деятельности мозга. Oi но, интеллект руководителя целесообразно рассматр! вать как дифференцированную целостность, состоящу] из психологических процессов, механизмов, функций свойств.

Анализ психической устойчивости указал на актуаЛ ность и такого компонента, как личностно-професо» нальные качества госслужащего. Как категория дни2 мичная, личностно-профессиональные качества фикО руют степень познания на данной стадии развития, данный момент, отражают особенность этой стадий потому являются одновременно и ступенью Познани* ступенью развития руководителя как личности и К*

1 Холодная МЛ. Интегральные структуры понятийного
ния. Томск, 1983.,м& ~* s ■ v,« ,,>и<.,..■>*


-Ь|)Шап,и_адашы1 и всихичесш устойчивость руководителя

бъекта деятельности. Неразрывно связаны личност-СУ офеСсиональные качества с понятиями деятельно-Нти Деятельность определяют как специфическую фор-Cfv активности, содержанием которой является целесо-боазное изменение и преобразование мира и себя. В де­ятельности проявляется сущность личностно-професси-ональных качеств руководителя.

С точки зрения деятельностного подхода личностно-профессиональные качества можно определить как си­стемное образование государственного служащего, ко­торое представляет собой сущностное содержание его соответствия процессу деятельности, взаимосвязи с со­циальной средой и имеет субъективную форму выраже­ния. Анализ психолого-акмеологических особенностей госслужащих позволяет осуществить структурное пред­ставление личностно-профессиональных качеств:

• уровень общих способностей к управленческой де­
ятельности;

• характеристики ценностных ориентации и моти­
вации достижений;

• уровень интеллектуальных качеств и умений; уро­
вень профессиональной компетентности; уровень
развития профессиональных умений и навыков;

• уровень развития конкретных личностно-деловых
качеств.

Все компоненты психической устойчивости: эмоцио­нально-волевые, интеллектуальные и личностно-профес­сиональные качества в органической взаимосвязи созда­ют базу психической устойчивости госслужащего. Че­рез раскрытие и развитие составляющих психической устойчивости мы формируем психически здоровую лич­ность, которая имеет способность адекватно восприни­мать самого себя и окружающих, имеет развитую систе­му ценностей, сознательно руководит своими действия­ми и поступками, имеет тенденции к развитию, росту и амореализации. Только деятельность психически здо-Р^вого управленца будет эффективной, так как он как ^ециалист будет стремиться знать и уметь больше, чем н тРебУется для выполнения конкретной работы в дан-АУт В^СЛОВИЯХ- Э™ дополнительные знания и умения бу-альн Ы(\Тупать в качестве функциональных (интеллекту-°бесп резервнь1хвозможностеи управленца, которые ечат эффективность и надежность деятельности в


       
 
   
 


случае осложнения ситуации, в частности, действия э* стремальных факторов.

Еще раз подчеркнем, что для сохранения психичес кого здоровья важным являются превентивные мерьц, гармонизации всех составляющих психической ycrojj чивости управленца. Для этого и нужна психология здо. ровья как наука, изучающая здоровье здорового, чере-. раскрытие различных аспектов психического здоров^ человека (в частности управленца). Но не разработащ надежные методы определения и измерения уровня здо. ровья, количественного выражения его динамики и тен денции его изменения, методики контроля своего сосн> яния, простые и доступные населению тесты для опре. деления состояния здоровья и начальных стадий заболе вания. Для сохранения психической устойчивости ynpas ленцев необходимы методы именно донозологической дв агностики.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько гра даций здоровья. Гален сформировал понятие «третьей состояния» — переходного между здоровьем и болез нью. В той или иной степени этой проблемы касалио! И.М. Сеченов, СП. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавс кий, Н.М. Амосов и др. В настоящее время выделяю: следующие состояния организма:

1. Здоровье — оптимальная устойчивость к дей ствию патогенных агентов, физическая, психическая! социальная адаптивность к меняющимся условия) жизнедеятельности. Состояние организма с достаток ными функциональными (адаптивными) возможности ми (резервами).

Здесь задействован комплекс адаптационно-компа саторных паттернов, при отлаженной работе которы данное состояние будет свидетельствовать о психичес ком и соматическом благополучии. При адаптации сйс тема перестраивает, изменяет свои структурные связ| для сохранения функций, обеспечивающих ее существе вание как целого в условиях изменяющейся среды. К<* пенсация направлена на сохранение функции систем! даже в случае нарушения деятельности функционал* ного элемента. То есть адаптация направлена на из1* нение функций структуры, а компенсация — на coxp* нение, восстановление функций и структуры. Это люса реакций организма на возмущение среды


психическая устойчивость руководителя

Основой адаптации как приспособления является из-ость психосоматических признаков в результате Ме йствия на них внешних сил. В то же время сохране-В°ЗДгтизнаков возлагается на наследственность, то есть Нтттоеннюю конституциональную программу здорово-В организма. Построение эмоционально-когнитивно-Г° еленческой стратегии в соответствии с конституцио­нальным стержнем создает условия здорового существо­вания человека.

2 Состояние, при котором функции организма реа­лизуются более высоким, чем в норме, напряжением ре-гуляторных систем. Это тот уровень, который не может компенсировать происходящие в организме под влия­нием негативных факторов изменения и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию процесса. Со­вершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различ­ных условиях существования, этот («безопасный») уро­вень может отличаться: для руководящего работника не­обходимы большие резервы здоровья, чем для обычного служащего, чтобы сохранить необходимый оптимум «сте­пеней свободы».

Если человек игнорирует или нарушает законы при­роды своего тела и психики, то это, в свою очередь, ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма (Ананьев В.А., 1995). Это условия, когда нару­шается соответствие уровня адаптационно-компенса­торных процессов «норме адаптации». «Норма адапта­ции» — это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему усло­вий среды, при которых не нарушаются структурно-фун­кциональные связи со средой, что обеспечивает суще­ствование системы.

Для человека (организма), существующего в услови­ях его адаптационной нормы, необходимость адаптации отсутствует, поскольку он к этим условиям уже адапти­рован. Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, одна­ко норма психической адаптации формируется благода­ря научению, то есть является приобретенным факто-Р°м. Норма психической адаптации, опираясь на инди-идные характеристики, во многом зависит от сформи-

энных окружающей средой границ адаптационно-

пенсаторных реакций. Границы нормы социальной


адаптации определяются обществом. Таким образом, ц. каждом уровне: биологическом, социальном, психологц, ческом существует своя норма адаптации, когда процс* ходит нарушение границ нормы адаптации, как в этой состоянии, то последствия обнаруживаются на всехур08< нях, но раньше на биологическом. Следовательно, bJ никаеттретье состояние.

3. Преморбидное состояние (предболезнь) — можность развития патологического процесса без и нения силы действующего фактора (факторов) вс ствие снижения резервов адаптации и признаками моразвития процесса. Снижение функциональных можностей организма проявляется в виде двух ста ^ а) с преобладанием неспецифических изменений при со­хранении гомеостаза основных жизненно важных сио тем организма, в том числе сердечно-сосудистой систе­мы; б) с преобладанием специфических изменений се стороны определенных органов и систем, гомеостаз ко­торых нарушен, но благодаря механизмам компенсацщ проявление заболеваний может быть выражено или на­ходиться в начальной фазе и имеет компенсаторный ха-1 рактер. Преморбидное состояние является предупреж' дением, что что-то не так. Организм сигнализирует, чтр следует обратить внимание на свое здоровье, пока не на­ступила болезнь.

Но на этом этапе развития патологии человек либо вытесняет тревожащую его информацию, либо рацвд нализирует ситуацию на уровне: «просто устал, на$ выспаться как следует, и все пройдет». Если нервньй тик — «видимо, продуло, сквозняк на работе» и мной других расхожих псевдообъяснений своего уже боле! ненного, изменившегося состояния.

Предболезнь — это латентный, скрытый период б» лезни, оценка которого осуществляется по избыточно» эмоциональной напряженности донозологического ур<# ня, имеющего выраженный вегето-соматический эквЯ' валент. При чрезмерно сильных и длительных эмоци* работоспособность, психическая устойчивость измен*' ются близко к тому, как это описано известной в псих^ логии инвертированной V-кривой Йеркса—Додсона. С* гласно закономерности, описываемой данной кривой.' соответствии с ростом эмоционального напряжения {* зультативность выполняемой деятельности сначала в"3


д^шиья и психическая устойчивость руководителя

затем эмоциональная стимуляция перестает

ывать положительное воздействие и, наконец, на-°ка3 юТСЯ реверсивные действия — рост эмоций опре-ЧИН ет ухудшение деятельности, понижение показате­ли психических (например: ухудшение восприятия, леимания, концентрации, ступор в мыслительных про­весах, ухудшение воспроизведения в памяти, критич­ности мышления) и психомоторных процессов (ухудше­ние согласованности, точности движений, нарушение соразмерности усилий со склонностью к передозирова­нию), вегето-соматические реакции (резкое, неадекват­ное учащение пульса, дыхания, сокращение фазы выдо­ха нарушение нормотонических реакций кровяного дав­ления, профузный пот, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики, позывы на диурез и др.). «Тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и не больше», — так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. Таким образом, эмоциональнострессовые реакции довольно жестко сопряжены с предболезненными состояниями.

Третье состояние, по Авиценне, есть не патологи­ческое, однако адаптационные реакции становятся по­хожими на невротические проявления. Признаки, оп­ределяющие это состояние, часто интерпретируются, особенно психиатрами, как начало того или иного пато­логического процесса и оформляются в диагноз. Одна­ко астения, тревога, вегетативные дисфункции, сниже­ние порога переносимости различных воздействий из окружающей среды — скорее отражают динамику здо­ровья как процесса. При этом у человека есть все ре­сурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помо­щью самопознания, саморегуляции, с помощью креа­тивного процесса отлаживания адаптационно-компен­саторных механизмов.

Если и дальше из-за незнания себя, возможностей коррекции своего состояния продолжается давление на нормативные границы адаптации, то резервные возмож­ности защитных систем (компенсаторных механизмов, Одерживающих норму адаптации) оказываются исчер-

ными,и человек переходит в новое состояние — бо-

Именно второе и третье состояния как донозологи-КИе вследствие скомпенсированности не находятся



в поле зрения врачей. Донозологическое состояние—е реходное между здоровьем и болезнью, ограничиваемое с одной стороны, степенью (уровнем) снижения резер! вов здоровья и возможностью развития вследствие это­го патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признака­ми нарушения функций — манифестацией патологичес­кого процесса. Однако при донозологических и премор. бидных состояниях наблюдаемые изменения физиоло­гических показателей, как правило, не выходят за пре­делы так называемой клинической нормы и поэтому ос­таются вне поля зрения врачей при проведении диспан­серных осмотров. В результате этого, как известно, толь­ко срыв адаптации с развитием конкретных нозологи­ческих форм заболевания становится основанием для проведения лечебных мероприятий. В лучшем случае, при более раннем выявлении начальных признаков за­болевания могут быть применены специфические меры вторичной профилактики.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)