Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ВЛИЯНИЕ ЕТРЕССЙ НД ЗДОРОВЬЕ




В патопсихологии давно известен тот факт, что опре­деленные психологические состояния могут оказывать влияние на физическое самочувствие человека. Однако в последние годы взгляды на взаимосвязь между психо­логическим стрессом и соматическими заболеваниями были существенно пересмотрены. Прежде всего в на­стоящее время такая взаимосвязь представляется гораз­до более тесной, чем раньше. Если несколько десятиле­тий назад считалось, что течение только некоторых забо­леваний (бронхиальная астма, язвенная болезнь, гипер­тоническая болезнь, мигрень и т. д.) подвержено значи­тельному влиянию психологических факторов, то в на­стоящее время почти все соматические болезни, начи­ная от обычной простуды и заканчивая раком, считают­ся до известной степени «психосоматическими».

Сегодня роль стресса в соматической патологии пред­ставляется не только более широкой, но и более слож­ной. Исследователи считают, что даже если заболевание вызвано чисто физическими факторами, оно, в свою оче­редь, служит источником эмоционального стресса. Так, У трети пациентов, обращающихся к врачу общей прак­тики, отмечаются симптомы депрессии и примерно 20% госпитализированных больных можно поставить диаг­ноз депрессивного невроза. Вне всякого сомнения, что эмоциональные факторы могут, в свою очередь, оказы-вать влияние на течение болезни, ее тяжесть и исход. Таким образом, большинство специалистов пришли к выводу, согласно которому соматическая патология не



ц°Адежит изучению в отрыве от психологических фак­торов.

Длительное или интенсивное воздействие стрессоров °^ет вызывать серьезные нарушения в здоровье чело-ека. Огромное количество данных свидетельствуют о

Их°логия здоровья



Глава 4

том, что дистресс играет немаловажную роль в возник-новении таких заболеваний, как неврозы, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, заболеваний желу­дочно-кишечного тракта, бронхиальной астмы, гиперто-нии и др.

При возникновении стресса часто возникает рассог­ласованность между предъявляемыми требованиями и способностью человека справиться с этими требования­ми, и, как следствие, состояние напряжения. Существует ряд приемов снятия такого напряжения. Это: медитация релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические уп­ражнения (чередование и расслабление групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия.

Занятия спортом, общение с природой или искусст­вом, со своими друзьями, понимающими близкими, про­сто «создание» пусть небольшой, но зримой «победы» (сде­лать уборку, поменять прическу! и т. п.) — все это может помочь человеку, находящемуся под воздействием дист­ресса. Применение алкоголя, наркотиков и психофарма­кологических средств не помогает справляться с пробле­мой, а лишь «отодвигает» ее на какое-то время, хотя не­большие дозы алкоголя, курение или употребление успо­коительного препарата позволяют иногда по-новому взглянуть на ситуацию. Следует подчеркнуть опасность привыкания к курению, алкоголю и лекарствам.

При проведении исследования о влиянии дистресса на возникновение у человека ишемической болезни сер­дца было выделено два типа людей — тип «А» (склонные к заболеванию сердца) и тип «Б» (несклонные к этому заболеванию).

К типу «А» (группа риска) были отнесены люди, кото­рые могут быть охарактеризованы следующими особен­ностями:

• высокий темп жизни, ускорение темпа многих фи­
зических и психических функций;

• постоянное стремление к соревнованию и конкУ'
ренции, к выдвижению;

стремление к признанию;

вечный дефицит времени, участие в разнообраз­ных видах деятельности; нетерпеливость и постоянная спешка; ■о* • отсутствие ощущения безопасности; неспособность к релаксации.


имш стресса на здоровье ____

Тип «Б» является противоположным типу «А» и «им-^^унным» по отношению к ишемической болезни. Име­ется данные о том, что люди типа «А» склонны и к дру­гим заболеваниям, связанным со стрессом. Один из те­стов на выявление стрессоустойчивости позволяет оп­ределить, к какому типу (тип «А» или тип «Б») Вы отно­ситесь.

На каждый вопрос теста возможны три варианта от­вета: «да», «нет» и «не знаю», не злоупотребляйте отве­том «не знаю», используйте его только в тех случаях, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ («да» или «нет»).

1. Очень ли трудна и напряженна Ваша работа ?

2. Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным
дням?

3. Часто ли Вам приходится задерживаться на работе
или дома заниматься делами, связанными с работой?

4. Чувствуете ли Вы, что Вам постоянно не хватает вре­
мени?

5. Часто ли Вам приходится торопиться, чтобы справить­
ся со своими делами?

6. Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто-
то выполняет работу медленнее, чем Вы сами могли
бы это сделать?

7. Часто ли Вы заканчиваете мысль собеседника до того,
как он кончит говорить?

8. Если Вам приходится ждать кого-нибудь, испытывае­
те ли Вы нетерпение?

9. Если Вы испытываете напряжение или раздражение,
то трудно ли Вам скрыть это ?

10. Часто ли Вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?

П. Часто ли у Вас возникает чувство, что время течет слишком быстро ?

12.Предпочитаете ли Вы поехать как можно быстрее, что­
бы заняться более важными делами?

13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро ?

14- Стараетесь ли Вы быть во всем первым и лучшим ?

15. Считаете ли Вы себя человеком очень энергичным и напористым?

'Ь. Считают ли Вас человеком очень энергичным и напо­ристым Ваша жена или близкие ?



 


 


Глава 4

17. Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас
люди, что Вы относитесь к своей работе слишком се­
рьезно?

18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника,
Вы продолжаете думать о своих делах?

19. Часто ли Ваша жена или близкие просят Вас меньше
заниматься делами и больше времени уделять семье?

20. Прилагаете ли Вы усилия, чтобы победить в играх?

По каждому вопросу каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» — в 0 баллов, а ответ «не знаю» — в 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набран­ное Вами при заполнении теста.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежи­те к типу « Б ». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анали­зу, делают правильные выводы. Могут долгое время ра­ботать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределить время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди этого типа об­ладают высокой стрессоустойчивостью.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявля­ется склонность к типу «Б», но умеренно выраженная. Часто уровень стрессоустойчивости достаточно высок, но не всегда.

Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадле" жите к типу «А». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели.

Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь. Постоянное на­пряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.

Если сумма от 20 до 30 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «А», но она умеренно выражена. Не­устойчивость к стрессам проявляется нередко. Следует отметить, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флеГ„' матики и сангвиники. Первые — в силу своей высокой


Влияние стресса и здоровье

эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невы­сокой скорости реакции на воздействие внешних раз­дражителей; вторые — также из-за своей высокой эмо­циональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.

Велика вероятность подверженности стрессу у холе­риков. Это объясняется неуравновешенностью их не­рвных процессов и преобладанием процессов возбуж­дения над процессами торможения. Но они могут отно­сительно легко избавиться от состояния нервно-психи­ческого напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрица­тельные эмоции на окружающих. Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утом­ляемостью. Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов.

Люди, согласно классификации Д. Роттера, делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рас­считывающие на самого себя). Интерналы более устой­чивы к воздействию стресса, но при таком стрессоген-ном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он ста­новится даже более беззащитным, чем экстернал, ока­завшийся в подобной критической ситуации.

Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возник­шей критической ситуации: как жертву или как индиви­да, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жер­тву, больше подвержены влиянию дистресса, активно Действующий человек испытывает меньший стресс, чем Пассивный. В специальной литературе, рассматриваю­щей проблему психологии здоровья людей, часто встре­чается термин «синдром выгорания». Как пишет ряд ав­торов, профессиональное выгорание является истоще­нием энергии у профессионалов, когда они чувствуют Себя перегруженными проблемами. Один из основопо-


Глава 4

ложников идеи выгорания С. Maslach определяет это по­нятие как «синдром физического и эмоционального ис­тощения», включая развитие отрицательной самооцен­ки, отрицательного отношения к работе и утрату пони­мания и сочувствия по отношению к сотрудникам. Но как же жить руководителю без напряженной деятельно­сти, без стрессов? Оказывается, что это не только не воз­можно, но и не нужно. Кроме того, многие из нас опреде­ленно нуждаются в некотором напряжении не только, чтобы нормально и успешно трудиться, но и для того, что­бы получать от работы удовлетворение. Если бы не было стрессов на работе, работа бы стала скучной, а отноше­ние к ней безразличным.

Руководитель испытывает так много видов давле­ния — информационного, когнитивного, эмоционально­го, коммуникативного и интерактивного характера, что многие опытные и молодые руководители начинают «вы­горать». Они испытывают фрустрацию, приходят в уны­ние, разочаровываются в нужности и полезности своей деятельности, стараются сменить работу. Много таких наблюдений было сделано нами в последние годы ре­формирования общества. Когда руководитель видел, что его стиль работы, его энтузиазм не находят отклика у со­трудников, а дисциплина, несмотря на все усилия, пада­ет, результаты работы коллектива в глазах окружающих и старших начальников как бы не особенно и востребо­ваны. Такой руководитель не был готов к социальным переменам, и стереотип его реагирования на изменив­шиеся условия деятельности остался прежним. И про­блема состоит не только в его собственных нереальных ожиданиях. У такого руководителя заложен определен­ный набор верований относительно своей профессии, которые выстроены прежними стандартами и культурой. Сказанное касается и руководителей со стажем и моло­дых специалистов. Например, мы думаем, что как только кто-то становится руководителем того или иного уровня, он немедленно приобретает умение справляться с лю­бой проблемой. Но это не так. Многие молодые руково­дители в течение первых шести месяцев работы начина­ют «выгорать». Они приходят в уныние, испытывают фрустрацию, разочарование и потребность сменить ра' __ боту. Чаще оказывается, что эти молодые управленцы* ill высокопрофессионально подготовленные, плохо подг°'

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7