ПРОВОЗВЕСТНИКИ СОКРОВЕННОГО
Прошло полстолетия, пока ислам, который запечатлел картину мира и жизненную среду подчиненного населения, привлек в Иране ильханов новых властителей; они показали пристрастие к другим чертам этой религии, чем к тем, которые издавна обсуждались правоведами и теологами и признавались султанами полезными для осуществления власти. Эпизод, относящийся к 1300 году, может это пояснить: один монгольский князь стал христианином; кто-то из его окружения однажды поносил пророка Мухаммеда; сильная собака, которая сидела на цепи поблизости, сорвалась и напала на богохульника, однако он не смог увидеть в этом предостережения — животное только неправильно поняло какой-то жест, думал он. Однако при следующей насмешке над Пророком взбешенное животное вцепилось в глотку и убило его. После этого случая, говорят, сорок тысяч монголов приняли ислам31 — чудесные силы этой веры убедили их, не шариат. Переход ильханов в ислам был, конечно, важным шагом к преобразованию империи кочевников в империю, основной слой которой представляли бы оседлые. В Мавераннахре, и только по-настоящему в странах по ту сторону Яксарта, началось позже подобное развитие и к тому же много раз прерывалось. В остальном следует сделать различие между симпатией к определенным чертам исламского учения и формальным переходом в ислам. Олджайту приказал дать ему уроки права, религиозных обрядов и вероучения . При этом споры ученых подействовали на него так отталкивающе, что он начал раздумывать о своем шаге. Несмотря на это, его сердце принадлежало уже давно исламскому святому, которого он так сильно почитал, что своих сыновей назвал в его честь: Баязиду Бистами (ум. 874). Баязид, над могилой которого Олджайту велел в 1313 г. построить здание с куполом33, — это многозначная фигура раннеисламской мистики. Ему принадлежат восклицания восторженного божественного учения, причудливые слова, в которых он надеется выразить невыразимое —опыт встречи с Богом34. Говорят о его путешествии на небеса, которое с ним произошло и привело его к Богу. Он, Бистами, свидетельствовал о том, что остается скрытым от массы людей, даже если они совершают прилежно обряды, серьезно изучают учение. Таков образ, который создали во времена ильханов. С историческим Баязидом Бистами это, конечно, имеет мало общего, даже если и сложилось из определенных ранних преданий о нем35. Уже аль-Джунаид (ум. 910), ранее возглавлявший багдадскую школу суфизма, основанного на полном и сомнительном выполнении шариата, согласился, что поколение, следующее после Бистами, рассказывало очень много противоречивого об этом человеке и его словах. Джунаид обобщил некоторые высказывания Бистами, среди них одно, которое должен был воспринимать особенно оскорбительно суннитский мусульманин, сведущий в догматике. «Однажды Господь поднял меня к себе и поставил перед собой. «О Баязид, мои творения хотели бы видеть тебя», — говорил он, на что я ответил: «Одень меня в твое совершенство, наполни меня твоим «Я», возвысь меня до твоей исключительности, на что твои творения, когда они меня увидят, воскликнут: «Тебя мы видели!» Так как это должен быть ты, не я хочу быть там!» Эта просьба, говорит аль-Джунайд, показала Бистами как искателя, который уже далеко шагнул по пути к подлинной вере в единого Бога, но цели еще не достиг36. Такое толкование хочет в цитируемых словах видеть не больше, чем смелое описание отрезка той тропы, по которому прошло бесконечное количество суфитов и который должен привести через многие определенные в своем своеобразии степени наконец к полному самоотречению странника, к его растворению в поразительном обозрении Бога. Другими словами, аль-Джунаид хотел бы спасти своими разъяснениями Бистами для суннитского суфизма. Все же очевидно, что изречения Бистами содержат мысли, выходящие за рамки правоверного суфизма, связанного с шариатом, которые поэтому стремятся скрыть. В одиннадцатом веке, однако, они проложили себе дорогу. Баязид Бистами теперь был в почете, при жизни он стал «аргументом Бога» по отношению к созданиям. Именно Бог послал Пророка не только в определенное время мировой истории, чтобы провозгласить людям свои законы и открыть им этим путь к спасению от пламени преисподней. Нет, он никогда не оставляет свою землю без указания на более высокий, приносящий исцеление порядок, который поручил осуществить людям. Все снова и снова грешат они против божьего закона, но в день суда они должны будут держать отчет перед своим создателем, и отговорки, что они ничего не знали о законе божьем, не будут услышаны — благодаря тем мужам, которые жили как его неопровержимый аргумент во все времена среди грешных масс. Это представление возникло в раннем шиизме, который указал имамам их роль37. Теперь, в период быстро распространяющегося почитания святых, это представление будет перенесено на них, а значит, и часть исламского смирения особого рода, которое больше уже нелья определить как специфично суннитское или шиитское. Баязид Бистами, «аргумент Бога», узнает непосредственную близость к нему. Дух Баязида возносится над семью небесами, рай и ад лежат у его ног, но они не могут притянуть к себе его взгляды, так как они свободны теперь от пелены (завесы), которую образует мир феноменов. Он видит только Всевышнего и узнает, глубоко потрясенный, что это он и есть! «О Боже, в моем «Я» я же никогда не смогу достичь тебя, не смогу уйти от моего собственного «я». Что мне делать?» И Бог отвечает: «Баязид, ты должен отрешиться от своего «я», следуя за моим любимым пророком Мухаммедом!»38 Здесь, пожалуй, впервые говорится о путешествии на небеса Баязида Бистами. Конечно, речь идет еще о самоотречении с целью в совершенстве познать Бога. Но речь идет также и о непосредственном узнавании Бога, которое нельзя получить выполнением и перевыполнением шариата и в котором, согласно учению суннитов, вообще отказано людям. Легенда о путешествии в небеса пророка Мухаммеда стала уже тогда, в одиннадцатом веке, достоянием мусульман. Наш источник старается найти отличие от такого же путешествия Баязида. У Пророка это происходило на телесном уровне, у святого — только на духовном. Если святые попадают в состояние экстаза и упоения, то они удаляются сами по себе и через спиритическую лестницу, уходят в близость к Богу. Когда они возвращаются в трезвое состояние, то тот опыт (события) запечатлевается в их уме39. Так святые становятся провозвестниками потустороннего, скрытого. Существует один, может быть, относящийся уже к одиннадцатому веку рассказ о небесном путешествии Баязида Бистами, в котором суфистские идеалы, как их понимал аль-Джунаид и как они еще ощутимы в только что названной версии, отступают на задний план. Об отбрасывании своего «я» больше нет речи. Баязид во сне поднимается через семь небес, одно великолепнее другого, каждое заманивает все большими искушениями, у каждого на службе более могущественный ангел, и каждое «предлагало мне столько власти, что любой потерял бы дар речи. При всем при этом, однако, я знал, что Он этим меня испытывает, и я ответил: «Всемогущий! Не к тому, что ты мне предлагаешь, я стремлюсь!» Когда Бог убедился в честности Баязида, он привлек его к себе ближе, чем находится «дух и тело». Рассказ заканчивается тем, что Баязид наталкивается на дух Мухаммеда, и тот поручает ему заставить обпиты мусульман быть более прилежными верующими. Фантастическое приукрашивание путешествия по небу указывает на популяризацию материала. Смысл искушения можно лишь с трудом разобрать в банальном финале, встрече с Мухаммедом. Это просто средство создании напряженности, путешествие само по себе решающее. Неизвестный автор, который посвятил ему в справочнике о пути в мистический мир главу, добавляет, что знатоки эту формулировку считают истинной. Есть скрытые знания о божественных делах, которые доступны не каждому и не могут быть переданы путем доводов и доказательств невеждам40. Небесное путешествие превращается в событие, недоступное разуму, но возможное как результат мук самоотречения. Таким образом, становится понятным, что тайфурие, направление внутри суфизма, которое видело в Баязиде своего прародителя, наталкивается на острую критику, даже на отказ у поборников мистической тропы, важнейшими признаками которой были трезвость и усердие в шариате. Опьянение и экстаз характеризуют тайфуриев. Но ни те, ни другие ничего не могут получить через кастовость; это можно только симулировать, а это идолопоклонство, возражают критики. «Опьянение означает состояние самоотречения, тогда как в действительности собственные атрибуты продолжают существовать. Трезвость — это видение продолжения существования, в то время как атрибуты уничтожены». Объяснение никогда не может быть шагом к исчезновению, так как оно означает увеличение атрибутов человека; следовательно, он остается без истинного познания Бога41. Сомнения суфиев, запечатленные мужами, такими как аль-Джунаид, по поводу направления, противоречащего старым идеалам, основывающегося на учении Баязида Бистами, очевидно, не могли воспрепятствовать тому, что как раз оно все больше распространялось в исламском мире. Именно оно было более популярным; оно отказывалось от того самоистязающего формализма шариата, который мог быть только делом ученых-законников; они обозревали сильное, почти неизмеримое количество казуистических определений, на которые стоило обратить внимание, и сумели применить их к бесчисленным жизненным событиям. Чтобы воздать должное всем мыслимым определениям и указаниям, необразованные должны были бы постоянно подстраховываться советом тех специалистов — и как бы это могло случиться, тем более в незначительных местечках, в которых, как мы должны предположить, никто не мог бы дать необходимые разъяснения. Сомнительная законопослушность и родственный ей суфизм скорее дело образованных слоев городов42, но верой святых и восторженных он вряд ли мог быть43. Случайно ли, что именно учение Баязида все сильнее определяло картину исламской культуры, с тех пор как в переселении на запад среднеазиатских народностей, начавшемся в 1000 году, проходившем волнообразно, большие города Ирана потеряли политический вес, пока, наконец, во время монгольских штурмов под угрозой не оказалось даже их существование? Новые монгольские правители, которые сами не были горожанами, смогли привлечь некоторых представителей исламской образованной элиты; но ислам, который встречал их в никогда не кончающихся походах, должно быть, имел другие устремления. «Итак, Бог умножил мое понимание действительного бытия. Из Бога я смотрел на Бога и увидел его в его подлинной сущности. Там пребывая, я остановился. Я прислушался, насколько мои уши могли постигнуть; теперь меня больше не угнетают муки бесполезных поисков. Полученные знания я стал использовать. Я подавил свою страстную душу, которая постоянно подстрекает меня к греху. Некоторое время я оставался как бы с собой. С божьей помощью вымел я мусор болтовни с тропы, ведущей к сути веры. Милость оказал мне Бог, он подарил мне знание того, что вечно без начала». Эти слова сказал Баязид Бистами в сообщении о своем небесном путешествии у Фарид-ад-дина Аттара (ум. 1220)44. Полученные через Бога знания, знания теологии, которые ощущают последствия тонких и запутанных проблем рационального познания и понимания Бога, упорная борьба со страстной душой, которая должна заставить ее быть под властью шариата — все это тщетно и ничтожно. Что имеет смысл — так это опыт видения себя невыразимым образом вместе с единым Богом — после сбрасывания своего «я». Почитание шариата и подражание речам и действиям Пророка, к которому Баязид призывался и у Аттара, не могут поэтому иметь в виду овладение его Сунной, достигающей мельчайших подробностей. В день воскрешения соберутся все творцы и пророки под его, Баязида, знаменем, а не под знаменем Мухаммеда. Для многих мусульман скандальны эти слова, однако Аттар истолковывает их по той картине, которую сам создал в рассказе о Баязиде: ни на небесах, ни на земле нет ничего, качественно соответствующего тому «я» Бистами, которое идентично единому Богу: истинная суть этого «я» остается непонятой; это не та личность, на долю которой выпадет все-таки речь Бога: Бог был оратором, совсем таким же, каким он однажды перед лицом Моисея явил свой голос из куста терна45. Последователь пророка Мухаммеда больше не является подражателем его конкретного превратившегося в закон действия; оно заключается теперь для медиума в избрании единого Бога. РОДСТВО ДУШ
Ильханы, как мы знаем, были известны тем, что были способны на сверхъестественные ощущения. Святые, передававшие послания из мира «сокровенного», были уже давно знакомы монголам; их советам они придавали большое значение. В «Тайной истории монголов» речь идет о близком соратнике Чингисхана Мунлике46, от семи сыновей которого принял один человек пророчества «главнокомандующего вечного неба» и передал их дальше правителю47. Земные события определяются на небе, и ясновидящий, шаман, может это разузнать48. Когда монголы закрепили свое господство в Китае, они едва не переняли интеллектуально усовершенствованную форму местного буддизма. Намного больше воспринял Хубилай-хан в 1253 г. учение ламаистского направления, в котором отношение к сверхчувственному необычайно значительно. Лама Фагс-па, посвятивший великого хана в религиозные обряды тантрийского божества Хевейра, получил титул «императорского учителя» и был тесно связан с правителем, которому служил и как волшебник. Фагс-па был в дальнейшем покровителем — если вообще не создателем — идеологии о двух устройствах, а именно земного, центр которого был в великом хане, властителе всей земли, и религиозного, который присутствует в иерархии лам49. В исламе такое разделение не могло произойти. Ильханов лишь изредка называли в источниках «Султан ислама». Но имеются признаки того, что на практике и у них образовывались подобные отношения между властителем и духовным наставником или руководителем, взаимоотношения, которые не обязательно должны были привести к официальному переходу хана в ислам. Те наставники или руководители, кажется, и без того не были защитниками шариат-ислама; они принадлежали к направлениям, которые не боялись удовлетворять ту потребность сверхъестественной истины, которая в Китае привязала великого хана Хубилая к такому человеку, как Фагс-па. Чагатай, сын Чингисхана, был, как мы знали, надежным хранителем Ясы; он, бесспорно, всю свою жизнь придерживался религии монгольского народа. Его мусульманские администраторы представили ему, однако, некоего Абу Якуб Саккаки. Он был очень сведущим в мусульманских и греческих науках; мог подчинять себе планеты и разбирался во всех видах волшебства. Чагатай доверял ему и наконец был им полностью одурачен. Абу Якуб произвел на него впечатление множеством фокусов; так, он нарисовал однажды круг на земле, указал пальцем на птиц в небе, и они упали. Перед Чагатаем Абу Якуб хвастался еще совсем другими успехами. Будто однажды в Багдаде визирь халифа оскорбил его, за что он на три дня заколдовал огонь везде, так что он нигде не хотел гореть. Раздался крик боли. По Абу Якуб настаивал на том, чтобы не снимать колдовства, прежде чем визирь поцелует собаку в зад. В конце концом визирь должен был выполнить это требование. И Хайду50, наследник Угедея, хотя сам не был мусульманином, всегда держал возле себя муллу Зайн-ад-дина аль-Кудзи; конечно, мулла тоже был ловок в подобных искусствах51. И того шейха Абу ар-Рахмана, который справился с тем, чтобы уговорить ильхана Те-гудера принять ислам, мы не можем представить, конечно, как борца за строгую набожность шариата. Он много раз со своим питомцем усердно практиковался в экстазе. Эта практика в трезвом суфизме старого стиля считалась предосудительной52. Особое значение имели при исламизации монгольского руководства ученики и внуки учеников суфия Надж-ад-дина Кубры, который нашел свою смерть во время осады Хорезма Чингисханом весной 1221 г. Завоеватель призвал очень уважаемого шейха ввиду запланированных массовых убийств в Хорезме бежать в надежное место. О подобных предупреждениях сообщается также в связи с другими знаменитыми учеными; здесь, кажется, сообщение отражает скорее тесные связи между монголами и адептами Кубры в те времена53. Один из последователей Кубры, Саиф-ад-дин Бахарзи, завоевал благосклонность матери Мункэ, которая пожертвовала ему деньги для строительства медресе в Бухаре, управление которым он взял на себя. Берке, четвертый сын Джучи, должно быть, по настоянию своего отца познакомился с исламом. Уже взрослым он совершил паломничество к Бахарзи, чтобы открыто в его присутствии показать признание религии Пророка54. И обращение в ислам Газан-хана в 1295 г. произошло перед одним из кубрави-шейхов55. Суфизм Кубры и его последователей не исчерпывался внутренними переживаниями без всяких образов; для него характерны большие видения и истории во сне. Учитель наглядно описал их в своих сочинениях. Во сне происходил обмен пятью чувствами, которыми мы пользуемся в состоянии бодрствования, и благодаря этому возможны переживания сокрытого. «Когда кто-то спит, освобождается немного от тягот существования, и его способность воспринимать море жизненных событий закрыта, открываются другие чувства к миру сокрытого — глаз, ухо, обоняние, рот, рука, нога, даже другое тело! И так он видит и слышит из сокрытого, откусывает от него и съедает, и иногда он ощущает, если он во сне ел, приятный вкус той еды во рту, — и он говорит (во сне), ходит, действует, добирается до далеких стран, причем расстояние ему не может быть препятствием. Это более совершенное существование, чем здешнее. Иногда в том существовании он переживает в себе способность летать, ходить по воде или шагать по огню, не сгорая. Не считай это болтовней! Это действительность. Сон — это брат смерти. Что ощущает неуч во сне соответственно силе, вытекающей из его низкого существования, это ощущает тот, кто шагает по тропе уже в состоянии между бодрствованием и сном, так как его общее существование выражено слабо, его благородное и ценное существование наоборот сильно, а (во сне) становится еще сильнее, так что потом необыкновенное даже случается в мире, доступном нормальным чувствам: он летает, ходит по воде, идет через огонь, причем тот ему не приносит вреда, видит, слышит, берет, поднимается или опускается, преследует свои цели, в то время как все это остается недоступным присутствующему при этом из-за грубого вещества его существования» . Кубра и конечно же его последователи взяли для себя обязательным после строгой учебы в практике их суфизма уметь восстанавливать связи с потусторонним миром и совершать хотя бы частичное очищение существования от избытка грубого вещества дела, что обычный человек называет чудесами. Теория, на основе которой могло утверждаться подобное, ни в коем случае не была ограничена кругом кубрави и похожих направлений. Это было давно известное направление о том, что дух состоит из тонкого вещества будучи заключенным в тело с грубым веществом этой утонченной сферы, стремится снова обрести свою близкую к Богу родину. Во сне и окончательно в смерти это возможно. Дух вбирает в себя там, куда он, пока человек живет, может отвлечься только на время, картины сверхъестественного, которые являются спящему в форме отображений, знакомых ему из мира чувств. Эта теория лежала в основе тогдашнего толкования сновидений 57. Фахр ад-дин ар-Рази (ум. 1209), современник Кубры, обучавший и участвовавший в диспутах в Герате и Мавераннахре, знал о ней и одобрял ее. Но он был сторонником трезвого шариата — суфизма аль-Джунаида, изложенного в сочинениях его знаменитых ни-шапурских представителей одиннадцатого столетия. Ар-Раджи высказывается на эту тему при освещении вопроса, кто настоящий святой, — и в то же время видно большое различие, которое отделяет его от суфизма экстаза. Конечно, святой может влиять на субстанцию духа, которая не равна подлунной материи, и совершать таким образом чудеса. Ар-Раджи этого не опровергает 58. Но каждый святой должен остерегаться сознательного использования этой способности 59. Если кто-нибудь из них будет пренебрегать этим предупреждением, Бог заставит его отступиться! Подобные тревоги Надж-ад-дина Кубру не мучали. Он не боялся во многих статьях описывать и подразделять признаки своей святости самым точным образом. Он прославлял свой опыт со сверхъестественным, в котором мы узнаем черты небесного путешествия Баязида Бистами. Для теолога и последователя шариата ар-Раджи не подлежит сомнению, что только пророк Мухаммед однажды совершил небесное путешествие, которое никак нельзя иначе понимать, кроме как выражение совершенной покорности Богу 60. ДВОЯКИЙ ИСЛАМ
Все подготовлено так, чтобы после катастрофы нашествия монголов еще отчетливее могло проявиться разделение исламской культуры на две части, которые нельзя понимать только в плане географии, — продолжение существования шариатского ислама в империи мамлюков и западнее от нее; расцвет когда-то отчеканенного святыми посредниками ислама на Востоке, на иранском культурном пространстве, где так ужасно страдал когда-то определяющий слой — работающие в городах ученые шариата. И в Северной Африке, и в империи мамлюков свирепствовала вера в посредников, и здесь тоже были стоящие у власти эмиры из чужих родов, склонные к этой вере. И здесь, иначе чем в Иране ильханов и их наследников или в улусе Чага-тая, были также сильные противники тех новых течений, в которых мир веры и практики, уходящий корнями в передаваемый пример Пророка, подвергался сомнению. Такие люди очень четко чувствовали, что ислам, каким он расцвел теперь на монгольском покоренном Востоке, больше не был лишним. В конце ноября 1305 года в резиденции дамасского наместника мамлюкского султана рассматривалось знаменательное дело. Появилась со своим руководителем группа дервишей, которые относились к ордену рифайя, и ханбалит Ибн Таймия, уже известный нам по его правовым оценкам ильханов. Часто, как сообщает Ибн Таймия, он вздорил с этими дервишами, которые, как он сумел рассказать, во время молитвы вдруг издавали нечленораздельные звуки или вообще говорили непристойности61. Теперь, когда Ибн Таймия вызвал их после богослужения снова на дискуссию, они собрались толпой. Горланя-и пронзительно крича, дрожа, с дергающимися головами и членами тела, они буйствовали по всему городу. Столпотворение и отвратительное зрелище заставили наместника спросить об их жалобах, и он узнал, что Ибн Таймия и его сторонники враждебно к ним относились. Так дело дошло до переговоров перед высочайшими представителями мамлюкского режима в Дамаске62. Предводитель дервишей требовал, чтобы прекратились препятствия, от которых приходилось страдать ордену. Ибн Таймия возразил, что каждый мусульманин должен руководствоваться в словах и делах кораном и сунной. Жалобщики хотели показать наместнику некоторые из своих религиозных обрядов, очевидно, чтобы убедить его в их пристойности, но Ибн Таймия заявил протест против этого; будто бы это сатанинские обряды — ничего кроме лжи и обмана63. Среди их трюков были такие, когда они на своей коже зажигают огонь, покрывают себя змеями, колдуют на крови, ладане, шафране, розовой воде, меде, сахаре и тому подобном. Если они делали это честно, — это Ибн Таймия им часто ставил в упрек, — тогда он хотел бы вместе с ними шагать через огонь, конечно, только после того, как они тщательно очистили бы себе кожу уксусом и щелочью64. Пустыми трюками Ибн Таймия не позволит провести себя. Дервиши многих эмиров вводили в заблуждение. Они могли бы им показать людей сокровенного мира. Они устанавливали деревянный помост и балансировали над ним; эмиры наблюдали издали, думали, что те парят в воздухе, были потрясены и соответственно жертвовали. Другому простофиле дервиши показали на одном кладбище Дамаска давно умершего святого Ливанской горы; он требовал щедрых даров, толковали они удивляющемуся эмиру, который, конечно, разгневался, так как названная сумма превышала его состояние. Он схватил мнимого посланника из потусторонннего мира за волосы, и это оказался совсем обычный мошенник, который напялил на себя козью шкуру65. Обо всех этих скандалах Ибн Таймия теперь рассказал и не забыл подчеркнуть, что эти мошенники требовали от тех, кто попадал под их влияние, непременного послушания именно потому, что они были кудесниками, в противном случае с помощью своих волшебных66 сил зло отомстили бы всем непослушным67. Все это позорные иллюзии; строгое следование шариату — это единственное, по чему можно узнать, действительно ли кто-то является верующим. «Если вы увидите, что кто-то летит по воздуху, идет по воде, не давайте ему обмануть себя. Смотрите больше на то, как он себя ведет в отношении заповедей и запретов (веры)». Этими словами предостерегал от шарлатанов сам Баязид Бистами68. Нельзя было считать решенным делом, что партия Ибн Таймия обеспечит себе государственный авторитет. Те дервиши тоже имели много приверженцев среди сановников Дамаска69. Дервиши почти повсюду утвердились в исламском мире; и прежде всего они были в большом почете у военачальников, выходцев из Средней Азии и юга России. Совершенно спокойно они могли находиться на землях татар70. Шейх, который теперь подал жалобу против Ибн Таймия, Салих Аб-даллах аль-Батайджи, был родом из Ирака, но бродил по татарским областям. К концу тринадцатого столетия жизненный путь привел его в Египет, где он скоро смог оказывать влияние на мамлюка Байдара, наместника султана аль-Мансура Калауна (прав. 1280-1290), таким образом, что тот «поверил в него» — этим оборотом обычно источники называли своеобразную зависимость человека от его посредника в мире скрытого. Со времени смерти Байдара — он погиб в 1293 году во время мятежа в Дамаске — Абдаллах находился в Сирии. Когда в 1299 году ильхан Газан завоевал Дамаск, один из его великих эмиров остановился у того бродячего дервиша, и другие монголы тоже узнали в нем старого знакомого . Совершенно ни на что не надеясь, этот человек, по-видимому, не обратился к наместнику Дамаска, чтобы обезопасить себя от преследований непримиримых ханбалитов. Однако не только из-за тесных связей некоторых военачальников с дервишами мог бы потерпеть неудачу Ибн Таймия. Дело обстояло не так, что укротитель сверхъестественных сил на одной стороне, а отрицающий эти силы на другой стороне противостояли друг другу. Нет, как уже было показано на примере Фахр-ад-дина ар-Рази, самые строгие защитники шариата верили во влияние потусторонних сил; они охотно объясняли это влияние сатанинским происхождением и надеялись, что они застрахованы от их нападок благодаря очень точному исполнению божьего закона. Один дервиш рифайя однажды рассказал ему, что татары — чистой воды идолопоклонники и даже верят, что их памятники едят пожертвованную еду. В присутствии дервишей это чудо однако не происходило. Ибн Таймия объясняет рассказчику, что сатана, спрятанный в идоле, был запуган взглядом мусульман, поэтому он не отваживался высунуться. А дервиши — тоже мусульмане, хотя и «пестрые», не совсем чистые72. Вместе с тем Ибн Таймия боролся против распространяющихся обычаев, космологическую основу которых он не отрицал, разрастание которой, однако, должно было принести вред вере шариата и отдать людей в руки сатаны. После того как Ибн Таймия вызвался пройти с адептами Салих Аб-даллаха через огонь, конечно, при наличии защиты на коже, дервиши осознали, что они должны пойти на примирение. Они сняли свой неприличный наряд, к которому принадлежали и железные цепи, и их предводитель сказал: «Что касается нашего поведения, то только у татар есть для этого рынок, но не перед лицом шариата»73. Очень похоже прозвучали слова Салиха Аб-даллаха в воспоминаниях Ибн Таймия74. Успех ханба-литов в этом деле можно было не в последнюю очередь приписать тогдашней политической ситуации. Салих Аб-даллаха уважали у татар, а это, конечно, делало подозрительным его и его последователей в глазах мамлюк-ского режима, который уже десятилетиями боролся против них. Такие фигуры, как Салих Абдаллах, встречались нередко. Только год или два назад выступал другой дервиш со своей свитой в Дамаске. Они постригли себе бородку, зато носили густые усы, и на них вообще было неприятно смотреть: на плечах лежит клюка, на голове шапка из фетра с рогами, на которых висят колокольчики; были они подпоясаны веревкой, на которую повесили кости рогатого скота, одеты в белый войлок и шкуру, окрашенную хной, верхние зубы выбиты. А перед ними вышагивал барабанщик. Другим дервишам в насмешку должно было служить это шествие. Стрижка бороды — признак сильнейшего унижения в мире; подлинных ученых, хранителей и толкователей закона божьего можно было узнать по их длинной бороде 75. Ханафитский нотариус по прозвищу «лягушка», пользующийся дурной славой из-за своих остроумных пасквильных стихов, так настроил однажды против себя знатных персон из каравана паломников, что ему на скорую руку обрезали бороду и водили его повсюду, лишенного признака достоинства. Через несколько дней он скончался от этого оскорбления76. Когда странствующие дервиши сбривали себе бороды, то все могли воспринимать это не только как акт самоунижения, но, пожалуй, думали также о бессовестном надругательстве над исламскими учеными и шариатом: предполагали, что они самоутверждались непристойными выступлениями и неприличной одеждой. Газан-хан однажды, как поговаривали, убедился в святости названного странствую щего дервиша: он натравил на него хищную кошку, тигра, которого дервиш сразу использовал как ручное скаковое животное и, таким образом, «завоевал уважение Газана». В Дамаске он еще раз показал по приказу правителя свой фокус. Там была птица страус, которая причинила много вреда, но была такая сильная, что никто не отваживался подойти к ней близко. Такого склада были люди, против которых выступал Ибн Таймия. Что было в них от шарлатанства, что от одержимости и что от восторженного экстаза, пере хода в область сверхчувственного растворения в истине единого Бога, — мы никогда не сможем узнать. Во всяком случае, об этих людях были высокого мнения; эмиры и ученые-правоведы имели, конечно, для этого различные причины. В сирийских и египетских источниках есть частые ссылки на меры, принимаемые против таких одержимых суфиев. Так, в начале ноября 1359 года в Дамаске был провозглашен указ султана, который предписывал дервишам одеваться по-мусульмански, а не как волшебникам, а также отказываться сбривать бороду, брови и усы. Если все же этот за прет нарушался, они лишались права находиться на территории империи мамлюков. Дамасский хронист полагает, что нужно было бы намного энергичнее преследовать тех пьяниц и наркоманов77.
ВТОРАЯ КНИГА Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |