Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Введение. Общие сведения о русском языке





Пояснительная записка

 

В разделе «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография», согласно Государственному образовательному стандарту должны изучаться следующие темы:

Современный русский (и родной) язык.Современный русский литературный язык. Функ­ции и тенденции его развития. Языковые и речевые нормы. Нормативные словари.

Слово как основная лексическая единица. Русская лексика с точки зрения происхождения, употребле­ния, выражения смысловых и стилистических значе­ний. Полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, паронимия как языковые и стилистические явления. Стилистическая дифференциация и экспрессивные возможности лексики.

Исконно русские слова. Необщенародная лексика: терминология, жаргонизмы, диалектизмы. Устарев­шая и новая лексика.

Функции и типология фразеологических конст­рукций.

Цели и задачи курса «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография»

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о происхождении и функционировании системы современного русского языка, о ряде её уровнях, о лексических, фразеологических единицах и связях, возникающих между ними;

- знать место современного русского языка в современном мире, лексическую систему современного русского языка с точки зрения кодифицированности речи и в культурно-речевом аспекте;

- уметь пользоваться словарями русского языка, справочными и нормативными изданиями;

- иметь навыки анализа лексических, фразеологических единиц в контексте.

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) и федеральномукомпоненту ООП.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Стилистика и литературное редактирование», «Культура и техника речи».

 

Организационно-методические данные дисциплины

Вид работы Трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа
Плановая Домашняя
Вид итогового контроля   Экзамен

 




Содержание дисциплины и виды занятий

Наименование разделов Количество часов
раздела и их содержание Всего Аудиторная работа
      Л ПЗ
Разделы дисциплины, изучаемые в I семестре:
1. Введение. Общие сведения о русском языке 1. Понятие о современном русском литературном языке. 2. Место русского языка среди других языков мира. 3. Основные функции русского языка в современном мире. 4. Русский язык как предмет изучения. 5. 2007 год – Год русского языка. 6. Значение курса современного русского языка в образовании журналиста.  
2. Лексика русского языка 1. Введение в лексику русского языка. Понятие о лексике и лексической системе. 2. Семасиологическая характеристика современной лексической системы: - лексическое значение слова; основные его типы; - многозначность слова; - лексические омонимы, их типы и роль в языке; - лексические синонимы, их типы и роль в языке; - лексические антонимы, их типы и роль в языке. 3. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения: - формирование словарного состава русского языка; исконная лексика русского языка; - заимствованные слова в русском языке. 4. Лексика современного русского языка с точки зрения её социально-диалектного состава (сфера употребления). 5. Лексика современного русского языка с точки зрения функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-стилистической окраски. 6. Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.  
Фразеология русского языка 1. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. 2. Семасиологическая характеристика современного фразеологического состава языка: - понятие о фразеологическом значении; однозначные и многозначные обороты; - типы фразеологических оборотов по мотивированности значения и семантической слитности: - фразеологические сращения; - фразеологические единства; - фразеологические сочетания; - фразеологические выражения. 3. Фразеология современного русского языка с точки зрения функционально-стилистической: - стилевая классификация фразеологизмов и фразеологизированных оборотов, их экспрессивно-стилистические свойства; - разговорные фразеологизмы и фразеологизированные выражения; - книжные фразеологизмы и фразеологизированные выражения.
4. Лексикография русского языка 1. Понятие о лексикографии. 2. Основные типы словарей: - энциклопедические; - филологические (лингвистические): - толковые словари («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; Академические толковые словари современного русского литературного языка до­военного и послевоенного периодов (под ред. Д.Н Ушакова и А.П. Евгеньевой); Большой академический «Словарь современного русского литературного языка»; Однотомный толковый «Словарь русского языка» проф. СИ. Ожегова; - орфографические, орфоэпические, фразеологические словари русского языка, необходимые для каждодневной работы журналиста; - другие словари русского языка (исторические, этимологические, грамматические словари; словари языка писателей, эпитетов, диалектные (областные), словообразовательные,обратные, частотные; словари сокращений, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, иностранных слов,правильностей).  
  Итого:

Введение. Общие сведения о русском языке

План темы

1. Понятие о современном русском литературном языке.

2. Место русского языка среди других языков мира.

3. Основные функции русского языка в современном мире.

4. Русский язык как предмет изучения.

5. 2007 год – Год русского языка.

6. Значение курса современного русского языка в образовании журналиста.

 

 

Содержание темы





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1076)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)