Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Из законов тления. Она одна




Не признаёт смерти.

М. Е. Салтыков-Щедрин

493. Прочитайте. Найдите цитаты. Спишите, расставляя недо­стающие знаки препинания.

1) В Грозе подчёркивал Н. А. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее. 2) Н. А, Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно. 3) Говоря о рассказе И. С. Турге­нева Хорь и Калиныч В. Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев


как умеет он заставить читателей полюбить их от всей ду­ши. 4) Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он славно пишет переводит... (Гонч.) 5) По внешнему своему положению он [Обломов] барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. (Добр.) 6) Лёжа ещё в постели Онегин по­лучает три приглашения на вечер; он одевается и в утрен­нем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока не­дремлющий брегет не прозвонит ему обед. (Д. П.) 7) Стару­ха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину. (Д. П.) 8) Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели. (Д. П.) 9) Ка­лашников закрывает свою лавочку дубовою дверью да не­мецким замком со пружиною. (Бел.)

494. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна­
ки препинания. Объясните способы выделения цитат. Определите
основную мысль текста.

Чехов отвечал практически на все письма, которые по­лучал. Этот факт отражает общие принципы его отношений с людьми. Свою редкую обязательность писатель объяснил однажды как обычно образно и ёмко. А видите ли был у нас учитель в Таганроге которого я очень любил и однажды я протянул ему руку а он (н..)ответил на рукопожатие. И мне так больно было.

Письма были для Чехова способом существования (н..)просто словом но действием поступком. В письмах пи­сатель утверждает право человека на прекрасное В нас го­ворит чувство красоты а красота (н..)терпит обыде..ого и пошлого. Речь в частности идёт об именах и обращениях которыми по мнению Чехова можно выр..жать свою любовь к человеку. Кроме этикетных уважаемый и многоуважае­мый в письмах писателя встречаются милый драгоценный голубчик очаровательная изумительная и др. При этом письма Чехова (н..)изме..о полны юмора. (По А. Трунину)



495. Оформите как цитату высказывание О. Мандельштама о
творчестве А. Ахматовой, включив слова автора в середину цита­
ты. Расставьте недостающие знаки препинания.

Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX века. Не было


бы Ахматовой, не будь Толстого с Анной Карениной Турге­нева с Дворянским гнездом всего Достоевского и отчасти Лескова.

Свою поэтическую форму острую и своеобразную она развила с оглядкой на поэтическую прозу.

496. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложе­ния, оформив их как цитаты.

1) Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2) Все талантливые пи­шут разно, все бездарные — одинаково. (Илья Ильф) 3) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4) Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И, Менде­леев) 5) Смех — великое дело... (Н. В. Гоголь) 6) Лженау­ка — непризнание ошибок. (П. Л. Капица)


СВОД ПУНКТУАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

Точка

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёрт­
вом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий
ветер шевелил рыжую выгоревшую траву.
(Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начина­ется самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подго­товленных в силу неожиданности. Но чаще самые круп­ные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокой­
ном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.

2. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:

1. В конце повествовательных и побудительных предло­жений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ее.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ее); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не мо­гу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих пе­ред предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)

Примечание.Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

3. Вопросительныйзнак

Вопросительный знак ставится в конце вопроси­тельного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)

В том числе и после прямой речи перед авторскими сло­вами: «Давно ты замужем за мельником?» спросил я её наконец. (Т.)


Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда во­просительным является всё сложное предложение в целом: Не­ужели вы не знаете, когда это было?

4. Многоточие

Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с ва­ми проститься. Помогите мне собраться... А потом по­сидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Дав­но... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяю­щихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угло­ватый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, стол­пились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и про­катился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах — для указания на пропуски слов и пред­ложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно ви­дим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкно­венных, дюжинных людей».

5. Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:
а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы

встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечи­стый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сун­дучками. (Г.)

Примечания: 1. Не являются однородными два определения,

если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный то­варный поезд. (Ч.)

2. Не являются однородными и не разделяются запятой два
глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если
они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в
чём дело. Пойти посмотреть на ребят.


б) если они связаны противительными союзами а, но, да
(= но):
1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
(П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал зо­
лотник, да (= но) дорог.
(Поел.);

в) если они соединены повторяющимися соединитель­
ными или разделительными союзами и ... и, ни ... ни,
да
... да, или ... или, либо ... либо, то ... то, не то ... не
то:
1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный
бред.
(П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тиши­
ну, и ночь, и звёзды, и луну.
(П.)

Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и раз­делительными союзами и, да (= и), или, либо, стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёп­лые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал гри­бы да (= и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ста­вится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соеди­нённых повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;

г) если однородные члены соединены двойными союза­
ми, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е.
между однородными членами): Он хорошо знает как рус­
ский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бе­
жишь ты без оглядки?
(Кр.)

Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отде­ляется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложе­ний: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь ми­нула! (Тр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделя-


ются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сли­ваются с ним; после этих усилительных частиц знаки препина­ния не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зева­ешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич/ (Л.); 3) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обо­значающих утверждение, слова нет, обозначающего отри­цание, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны? Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?» спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)

6. Для выделения обособленных второстепенных чле­нов:

а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Ма­
зепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый
толпой мятежных казаков.
(П.); 2) Небо, золотое и
багровое, отражалось в воде.
(Ч.); 3) Я погрузился в раз­
мышления, большей частью печальные.
(П.); 4) Усталая,
она замолчала.
(М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего
удовольствия, рядчик совсем завихрился.
(Т.); 6) Варвара
Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с
прогулки.
(Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с
глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела
приятный вид.
(Ч.)

б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился си­
лы.
(Кр.)

Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искрен­не полюбил Лаврецкого. (Т.);

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепри­
частными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага
чёрных ворон.
(П.); 2) Я выехал из Симбирска, не про­
стясь с моим учителем. (П.);
3) Его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь.
(П.);

г) распространённых обстоятельств, выраженных суще­
ствительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои ста­
рания, я никак не мог заснуть.
(Т.); 2) Старый и седобо-


родый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, вы­
стрела за два, был аул Хунзах.
(Л. Т.); 2) Однажды в суб­
боту, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить сне­
гирей.
(М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо,
вместо, сверх, за исключением
и др.: 1) Кроме Веленчука,
около костра грелись ещё пять человек солдат моего взво­
да.
(Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати ка­
пель, налил целых сорок.
(Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Отку­да-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союза­ми а, да (— и), или, либо имеется общий второстепенный член, от­носящийся к обоим предложениям, или общее придаточное пред­ложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путеше­ственники продолжили идти вперёд и никто не пожелал оста­новиться. (Аре.)

9. Для отделения придаточных предложений от главно­
го: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем
было просторно.
(М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гне­
ва, тот не любит отчизны своей.
(Н.); 3) Тому, что бы­
ло, уж не бывать.
(П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные пред­ложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяют­ся: С затаенным дыханием дети слушали, как отворились воро­та, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав
бессоюзного сложного предложения, если они обозначают
одновременно или последовательно происходящие события
и если они не содержат внутри себя запятых; такие предло-


жения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибит­ка полетела. (П.)

6. Точкас запятой

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных чле­нов без союзов, особенно если внутри них уже есть за­пятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было по­смотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не ве­ла. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными сою­зами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно рас­пространены, если внутри них есть уже запятые или ес­ли они достаточно самостоятельны по значению: 1) У ме­ня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июль­ские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежно­сти. (Т.);

3. Для разделения очень распространённых сопод­чинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, ли­нии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.);2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каж­дой мелочи. (Пауст.)


Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под се­на виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-ка­кие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инже­нер Кубарев и директор завода Кузьмин.

2. Перед предложением, обозначающим причину, дока­зательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на са­мого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, кото­рой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гор­дость и прямая честь. (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар по­разил его словами: «Не приказано принимать». (Г.);

2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш­
кину портрет с надписью: «Победителю-ученику от по­
беждённого учителя».

Тире

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое
выражено именем существительным, числительным, неоп­
ределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):
1) Книга источник знания; 2) Трижды три девять;

3) Учить ум точить. (Поел.); 4) Наша задача
учиться.

Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (су­ществительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзия это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизм вот первое слово, огласившее пуш­кинский период. (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в
именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный
союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится,


например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обоб­щающим словом: 1) Надежду и пловца всё море погло­тило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухе всюду царство­вало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, а так­же вставных конструкций, вставляемых в середину пред­ложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор. (Кр.);

 

2) Тут делать нечего друзья поцеловались. (Кр.);

3) Я слышал правда ль? будто встарь судей таких видали. (Кр.)

 

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возом бух в канаву. (Кр.); 2) Шагнул и царство покорил. (Держ.); 3) Проснул­ся пять станций убежало назад. (Г.)

5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царь я раб, я червь я Бог. (Держ.); 2) Ввысь взле­тает Сокол жмётся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или
время: Много снегу много хлеба. (Поел.);

б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав­
нивается с содержанием второго: 1) Молвит слово соло­
вей поёт;
2) Посмотритрублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат
того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы
приманчивы
как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня, сказала Надя, когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?» промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» «Да наши предки Рим спас­ли». «Всё так, да вы что сделали такое?» «Мы? Ни­чего!» «Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)


9. Между двумя словами, обозначающими место, вре­мя, количество. Здесь тире обозначает «от ... до»: На ли­нии Нижний Новгород Москва ходят комфортабель­ные теплоходы.

9. Скобки

В скобки заключаются вводные слова и предложе­ния, а также вставные конструкции, приводимые в качест­ве добавочного замечания, и вообще различные поясне­ния или дополнения высказываемой мысли: 1) В жар­кое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печаль­но (как говорится, машинально) Татьяна молча опер­лась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охо­ту. (Т.)

Кавычки

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсы­хать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)

497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопроситель­ный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4).

1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материа­ла!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не


забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по де­лам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом вла­деет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да по­тянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не ша­матон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому гра­ниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть ли­бо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие кри­ки. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.

П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Рас­ступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Ста­рик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с то­бою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же пока­зал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее не­бо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и ка­жется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно не­давно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать


окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи про­сти. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо­
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро­
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро­
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон­
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Аре.) 5) Изо­
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во­
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань­
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)

II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто­
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев­
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер­
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто­
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд­
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян­
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует­
ливые галки. (Пауст.)


500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил,
раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предло­
жений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо гру­стно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую ве­ликолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмея­лись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят вы­сокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно быва­ет напротив лицо её стало неестественно и оттого неприят­но. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась пре­красно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали нелов­кость. (Л. Т.)

501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти­
ре, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле­
ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,
8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ве­дут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч-


ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Ото­всюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Бату­рина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь. (П.)

П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на пло­щадях и улицах не заметно никаких признаков пробужде­ния. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке ма­ленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь по­желтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает во­круг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спада­ет тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тро­пы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя не­достающие знаки препинания.

Огоньки

Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Далече!


Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из не­определённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действи­тельно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Ка­жется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оста­ваясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк. Мно­го огней и раньше и после манили не одного меня сво­ею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых бере­гах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди огни!.. (В. Короленко)

КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

503. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (уст­но), какие орфографические и пунктуационные правила вы ис­пользовали, переписывая текст. Составьте план текста.

Я (н..)б..русь опис.вать спектакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)пере-даёт(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутре..его чувства. (При)этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен., и звуки и дек..рации и образы создаваемые артистами и самое на­строение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творче­ской интуиц.. и артистическом чу(?)ств...

Линия интуиц.. и чу(?)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре. .ей сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душев­ных глубин. Конечно того(же) требует всякое художест­ве..ое произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..Существует. Все театры России и многие


Европы пытались передать Чехова старыми приёмами иг­ры. И что(же)? Их попытки оказались (н-.)удачными. На­зовите хоть один театр или единичный спектакль который показал(бы) Чехова на сцен., с помощью обычной театраль-ност.. . А ведь за его пьесы брались (н..)кто(нибудь) а луч­шие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант.. (н..) в техник,, (н,.) в опыт.. . И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад., формац.. . Это случилось благо­даря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся на­шим главн.. вкладом в драматическое иску..тво. (К. Стани­славский)

504. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфем­ный состав выделенных слов.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием растянул­ся на ней. Закрыть глаза утомлённыесолнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..тегнутьшт..блеты ра..пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полу­кругом в некотором отделенииот меня вероятно уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова за­крыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои баш­маки.

Я пр.. помни л всё происшедшее и подумал что всё это могло(бы) кончит(?)ся очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впе­реди. Проснулся чувствуя себя очень осв..жённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере тре­тий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв гла­за я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц..новки шагах в двух от меня они разговаривали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. (Н. Миклухо-Маклай)


505. Спишите, расставляя знаки препинания. Произведите мор­
фологический разбор выделенных слов.

I. Море см.. ял ось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ослепи­тельно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубок., пространстве ме­жду морем и небом носился весёлый плеск волн взбегав­шиходна за другою на пологий берег песча..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражённого рябью мо­ря гармоничноел..вались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило мо­ре тем что отражало его л..кующий свет.

П. В песок косы усея..ой рыб..й чешуёй были воткнуты деревя..ые копья на них в..сели невода бросая от себя п..утинутеней. Несколько больших лодок и одна малень­кая стояли в ряд на песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры вёсла корзины и бочки беспоря­дочнов..лялись на косе среди них возвышался шалаш со-бра..ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в не­го на суковатойпалк.. торчали подошвами в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался дли..ый шест с красной тряпкой на конце трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на косе. (М. Горький)

506.Спишите, расставляя знаки препинания.

В палате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказевать что пишут (за)границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по)том ло­жась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а про­снувшись на другой день утром вспомнил что вчера познекомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможносТе .

Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхВеТив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.

Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во)первых я вам (не)друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопочете не добьётесь от меня (н..)одного слова.


Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вче­ра мы беседовали так мирно но вдруг вы почему(то) обид..лись... Вероятно я выр..зился как(н..будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убе­ждениями...

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..поднимаясь и глядя на доктора насмешливо и с трево­гой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили. (По А. Чехову)

507. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их употребление. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ.





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)