Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложения и их обособление



2015-11-07 1651 Обсуждений (0)
Приложения и их обособление 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Если одиночное согласованное приложение и опре­
деляемое им существительное являются именами нарица­
тельными, то между ними пишется дефис, например:
1) Вьётся улица-змея. (Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за ру­
ля кланяется деду.
(Твард.) Дефис пишется и в том случае,
когда нарицательное существительное стоит после имени
собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:

1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские
страданья.
(Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что
они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько
минут до пожара.
(П.)Но: 1) Река Волга впадает в Кас­
пийское море;
2) Кучер Антон и кузнецАрхип пропали
неизвестно куда.
(П.)

Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существи­тельное является общепринятым обращением (товарищ, гражда­нин и т. п.), например: Гражданин фининспектор/ Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед опре­деляемым словом, близко по значению к согласованному опреде­лению, выраженному однокоренным качественным прилагатель­ным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с се­строю-красавицей. (Л. Т.)

2. Несогласованные приложения (названия газет, жур­
налов, художественных произведений, предприятий и
т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Сме­
на»,
смотреть балет «Лебединое озеро»,работать на
заводе «Салют».

II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:

а) одиночные и распространённые приложения, относя­
щиеся к личному местоимению, например: 1) На митин­
гах мы, газетчики,узнавали много новостей.
(Пауст.);

2) Так, житель мира равнодушный,на лоне праздной
тишины я славил лирою послушной преданья тёмной
старины.
(П.);

б) распространённые приложения, относящиеся к опре­
деляемому слову — существительному нарицательному,
например: 1) Орлы, спутники войск,поднялись над го-


рою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый се­верный старик.(С.-М.); 3) Разносчик болотной вла­ги, меня прознобил туман. (Ее);

в) распространённые и одиночные приложения, стоя­щие после определяемого существительного — имени соб­ственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель,родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист.(Горб.)

Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их посто­янный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Ага­фья-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).

2. Распространённое приложение, стоящее перед име­нем собственным, обособляется тогда, когда имеет допол­нительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой зако­нодатель, непостоянный обожатель очарователь­ных актрис, почётный гражданин кулис,Онегин по­летел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой другТуманский описал. (П.)

3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определя­ет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путе­шествиях по Кавказу. (Л.);2) Тополев высокий ко­стлявый старик с серо-зеленоватыми усами за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необхо­димо установить грань между приложениями и определяе­мым словом: Лютейший бич небес, природы ужас мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение не­обходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича соседа по квар­тире, сестру Нину с двумя подругами.

4. Обособляются приложения, присоединяемые союза­ми то есть, или (в значении то есть), словами даже, на­пример, в особенности, по прозванию, по имени, в том чис­ле и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец


показал мне деревянный ларь, то есть ящик,широкий вверху и узенький внизу. (Акс); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан.(Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор,на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока.(Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союза­ми, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Не­которые имеют выделительный характер (см. пример 2).

Примечание. Вкачестве уточняющего приложения может вы­ступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, на­пример: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.)

5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделя­ются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник, Пуш­кин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Лен­ский везде был принят как жених.(П.)

421.Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Васи­лиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы ве­ликого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых на-


следника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек за­мечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне до­стоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)

П. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Же­на Николая Николаевича француженка не меньше его отли­чалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я уви­дел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники мо­их охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.)

6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»,.. Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.)

7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по про­звищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Ка-тенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревни­вых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы на­звали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелё­ном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)

422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё вни­мание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Нико­лаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями.


6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень
много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.

(Из произведений С. Аксакова)

II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на ко­роткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст).

4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.)

5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лаза­рета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.)

7) Одно время к сестрам ходил очень милый человек капи­
тан Рощин откомандированный в Москву для приёма сна­
ряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно,
и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз
сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый силь­
ный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедици­
онного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Ни­
колаев помощник по хозяйственной и организационной
части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист.
12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы
волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в
буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)

Обособление дополнений

Дополнения, состоящие из существительных с предлога­ми кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо, обычно обособляются: 1)Кто, кро­ме охотника,испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами,за­хватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожидан-ной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении,увидел совер­шенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предме­тов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).

Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за: Николай дол-


жен был работать вместо неожиданно заболевшего

товарища (за неожиданно заболевшего товарища).

423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.

1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих ог­ней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кру­гом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и бу­фетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.)

6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.)

7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх вся­ких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Ус­сурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путе­шественников тщательно изучается. 11) Настроение экипа­жа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)

§ 78. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями

 

Обособляются Не обособляются
1. Деепричастия с зависи­мыми словами, а также два или несколько дееприча­стий, относящихся к одному глаголу: 1) Держа кувшин над головой, грузинка уз­кою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости 1. Деепричастия с зависимы­ми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражения­ми (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыха­ния и т. п.): 1) Мальчик бежал

Продолжение

 

 

 

Обособляются Не обособляются
своей. (Л.); 2) Солнце, спря­тавшись за узкое сизое об­лако,золотит края его. (Нов.-Пр.); 3) От Урала до Дуная, до большой реки, ко­лыхаясь и сверкая,дви­жутся полки. (Л.) сломя голову (очень быстро); 2) Будем работать засучив рукава(дружно, упорно). Но: Отец, засучив рукава,тща­тельно вымыл руки.
2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): 1) Пошу­мев, река успокоилась, вновь легла в берега. (Пол.); 2) Гро­хот, не умолкая,катится дальше. (С.-М.); 3) Степь по­бурела и задымилась, подсы­хая.(В. Ш.) 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа дейст­вия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шёл не то­ропясь(медленно). (М. Г.); 2) О прогулке он рассказывал смеясь(весело).
3. Деепричастия с зависимы­ми словами, по смыслу тес­но сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голо­ву.Здесь важно не то, что ста­рик сидел, а что он сидел с опущенной головой.
4. Группы однородных чле­нов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отве­чал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.
Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и9 как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое,перепрыгивал заяц. (Л. Т.) Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или сле­дующего за ними союза и: 1) Батареи медным строем ска­чут и гремят, и, дымясь,как перед боем, фитили горят. (Л.) 2) «Орёл» наконец пошёл, развив ход, и, догнав эс­кадру,занял своё место в строю. (Нов.-Пр.)

424. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­ясните употребление их при обособленных обстоятельствах, вы­раженных деепричастиями.

1) Все эти звуки сливаются в оглушительную музы­ку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в не­бе над гаванью. 2) Стоя под парами тяжёлые гиганты паро­ходы свистят шипят глубоко вздыхают... 3) Шагах в шес­ти от него [Челкаша] у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень... Челкаш оска­лил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставил­ся на него вытаращенными глазами. Парень сначала недо­умевая смигнул, но потом вдруг расхохотался крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» — и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли и постукивая пят­кой косы о камни. 4) Парень испугался. Он быстро огля­нулся вокруг и робко моргая тоже вскочил с земли. 5) Пришёл Челкаш, и они стали есть и пить разговари­вая. 6) Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы поглощая сами се­бя и вновь возникая в новых очертаниях величественные и угрюмые. 7) На минуту лодка вздрогнула и остано­вилась. Вёсла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 8) Челкаш привстал с кормы не выпуская весла из рук и воткнув свои холод­ные глаза в бледное лицо Гаврилы. 9) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоуме­вая. 10) Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огненный меч. 11) Море проснулось. Оно играло маленькими волна­ми рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 12) Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. 13) Отражённые играющим морем эти звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь бле­стя. 14) Он шёл не торопясь. 15) Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песчаной полоске, куда взбе­гают волны.

(Из произведений М. Горького)


425. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные чле­
ны предложения подчеркните.

1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый ав­стрийским генералом прошёл в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги отно­сившиеся до состояния приходивших войск и письма полу­ченные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего пере­довою армией. (Л. Т.) 2) Обломовцы очень просто понима­ли её [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. (Добр.) 3) Сад всё больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный. (Ч.) 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опус­кались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт тёмные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со сви­стом и воем проносились вихрем поднимая каскады перла­мутровых брызг. (Нов.-Пр.) 5) Нас было трое Савелий ста­рый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинно­ухий его пёс понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время ещё подросток. (Нов.-Пр.) 6) Николка бле­стя воротничком и пуговицами шинели шёл заломив голо­ву. (Булг.)

426. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­
дом предложении его грамматическую основу.

1) Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выез­жали паны окружё..ые (не)сметными слугами. (Г.) 2) Ве-ретьев с.дел наклонившись и похлопывая веткой по траве. (Т.) 3) Он [Долохов] ухв..тил медведя и обняв и подняв его стал кружит(?)ся с ним по комнате. (Л. Т.) 4) Бумага дог. .ре л а и последний красный ярлыч. ,к подразнив (не)много угас на полу. (Булг.) 5) На ресницах у Маши вы­ступили слёзы она (не)спеша выт..рала и подп..рала щёку. (А. Н. Т.) 6) Наташа пр..тихнув выглядывала из своей за­сады ожидая что он будет делать. (Л. Т.) 7) Ваня летом


(не)покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил хлеб. (Сераф.) 8) Сделав (не)сколько кругов он [князь] снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в ко­жа..ый карман придела..ый к станку и подойдя к столу по­дозвал дочь. (Л. Т.) 9) Князь Андрей видя настоятельность требования отца (с)начал.. (не)охотно но потом всё более ож..вляясь и (не)вольно посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского языка на французский язык начал излагать операцио..ый план предполагаемой кампании. (Л. Т.)

427. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните употребление знаков препинания при обособленных членах пред­ложения.

1) В этот утренний час неудержимо хочется спать и прикорнув за широкой спиной отца я клюю носом. (С.-М.) 2) Песня исходила неведомо откуда то заглушаясь то на­растая. (С.-М.) 3) И не страшась меня близко садились, громко распевали лесные маленькие птички. (С.-М.) 4) Лёжа на берегу ручья я смотрю в небо, где над колебле­мыми ветром ветвями раскрывается глубокий бескрайний простор. (С.-М.) 5) Как(бы) подчёркивая застывшую не­подвижность июльского дня поют-заливаются лесные куз­нечики. (С.-М.) 6) Сплошные тучи молочного цвета покры­вали всё небо; ветер быстро гнал их свистя и взвизгивая. (Т.) 7) Рудин стоял скрестив руки на груди и слушал с на­пряжённым вниманием. (Т.) 8) Всё это она делала не спе­ша без шума с какой-то умилённой и тихой заботливостью на лице. (Т.) 9) Старик ни слова не говоря величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. (Т.) 10) В другой раз Лаврецкий сидя в гостиной и слушая вкрадчивые, но тяжёлые разглагольствования Гедеонов-ского внезапно сам не зная почему оборотился и уловил глубокий, внимательный, вопросительный взгляд в глазах Лизы. (Т.)



2015-11-07 1651 Обсуждений (0)
Приложения и их обособление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложения и их обособление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)