Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление двоеточия и тире



2015-11-07 1347 Обсуждений (0)
Употребление двоеточия и тире 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Двоеточие ставится Тире ставится
1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было ожив­ляющего картину: ни отворяю­щихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) Иногда после обобщающего слова в таких случаях употреб­ляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: В числе посу­ды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то:уточек, гуськов, дудочек и брыз­галок. (Акс.) 1. После однородных чле­нов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, сту­лья всё было самого тя­жёлого и беспокойного свойства. (Г.)
2. Перед перечислением одно­родных членов и без обобщаю­щего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собра­ние постановляет: 1) работу ревизионной ко­ миссии одобрить; 2) вынести благодарность членам комиссии. 2. После однородных чле­нов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двое­точие), а предложение не заканчивается этими одно­родными членами: Всюду: вверху и вни­зу — пели жаворонки. (Ч.)

404.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

L 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в за­ливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и го­лубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах


балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой це­почкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Аре.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным де­ревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Аре.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и ру­банков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.) II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гости­ную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповни­ка в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамб­ля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ,) 4) Белое даже бледное лицо тёмные во­лосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблю­дается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских док­ладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давы­дова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен рас-


крыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объ­
ясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.

1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам неволь­ная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь раз­личны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к раз­мышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роко­вые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заме­няли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её хо­лодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей останов л яют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах не­брежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупи­цу мог найти. За сим расстанемся прости.

(А. Пушкин)

406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и
союзом как ... так и или не только ... но и.

1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установ­лены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.

407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены
подчеркните одной чертой, обобщающие слова — двумя, союзы
между однородными членами — волнистой линией.


1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Ни-кифорович немного ниже но зато распространяется в тол­щину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутыл­ки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебря..ые кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской ту­рецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к вра­гам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от.хкивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на мо­рях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но не­многосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий суме­речный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время го­да крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим за­нятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­ки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи пред­ложений в тексте.

Глубина пост, .жения человеческой души аф. .ристич-ность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым запи­сям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (со­временниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и чи-тает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произве­дения составляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр. .к. .салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)


409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­ки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

Долго существовало мнение о камерности поэзи.. Ахма­товой, об её интимност.. об ограниче..ости её мира который называли «комнатным». По правде говоря сама А. Ахмато­ва д..вала повод для такого рода суждений

И не был мил мне

голос человека, А голос ветра

был понятен мне.

Ахматова полемически отделяла от себя «голос челове­ка» и тем самым возводила на себя напрасл..ну. Зря! С го­дами «голос человека» и человечества звучал в её поэзи.. всё более внятно всё более убедительно. Она слышала всё голос п..чали радости тревоги заботы раздумья скорби. Го­лос самой души человеческой.

И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже нах.-дилась жизнь нашего об­щества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о сво­ей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исто­рической значительности если перед нами действитель­но поэт... Лирика большой личности всегда — рано или поз(?)но — пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озе­рову)

§ 73. ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Несколько определений при одном и том же члене пред­ложения не всегда бывают однородными.

Определения являются однородными и отделяются друг от друга запятой, если каждое из них относится к определяемому существительному непосредственно, напри­мер: 1) Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевыеи жёлтыелилии. (Аре); 2) Наступила дождливая,грязная, тёмная осень. (Ч.) Однородные определения пе­речисляют разновидности одного предмета (1-й пример) или характеризуют предмет с одной стороны (2-й пример).


Между однородными определениями обычно можно вста­вить союз и.

Определения являются неоднородными и не разде­ляются запятой, если стоящее впереди определение отно­сится не непосредственно к существительному, а к словосо­четанию этого существительного с ближайшим определени­ем, например: Длинный товарный поезд уже давно стоит у полустанка. (Ч.) Неоднородные определения ха­рактеризуют предмет с разных сторон, и между ними нель­зя вставить союз и.

Примечание. В некоторых случаях понимание определений как однородных или неоднородных резко изменяет смысл выска­зывания, ср., например: По улицам города начали курсировать новые, современные автобусы (прежние не были современны­ми). — По улицам города начали курсировать новые современ­ныеавтобусы (увеличилось число современных автобусов). В первом предложении определение современные имеет уточняю­щее значение (новые, а именно современные), во втором — оно этого уточняющего значения не имеет, ср.: Он [Карл] шёл путём, где след оставил в дни наши новый, сильный враг. (П.)

410. Прочитайте. Укажите однородные и неоднородные опреде­
ления. Объясните пунктуацию.

1) На дворе во всей своей холодной, нелюдимой красе стояла тихая морозная ночь. 2) В сонном, застывшем воз­духе стоял монотонный шум. 3) В тёмные окна стучали крупные дождевые капли... Было холодно, чувствовалась резкая неприятная сырость. 4) Дорога отлого спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.

(Из произведений А, Чехова)

411. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните
расстановку знаков при однородных и неоднородных определе­
ниях.

1) В старом загородном парке тихо... Медленно падает на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. (Н. О.) 2) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (Пауст.) 3) Она [Маша] привезла из города новые иллюстрированные жур­налы. (Ч.) 4) Она хотела выйти он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу. (Л. Т.) 5) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы. (Обр.) 6) Перу старинной нет охоты


марать летучие листы; другие хладные мечты другие стро­гие заботы и в шуме света и в тиши тревожат сон моей ду­ши. (П.) 7) Всюду между кустов... мелькали белые красные сизые рубахи. (Г.) 8) Яркий блестящий радостный свет лил­ся потоками из её преобразившегося лица. (Л. Т.) 9) Был серенький промозглый ветреный день. (Пол.) 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце сто­явшее на комоде. (Дост.) 11) Снежные сугробы подёрну­лись тонкой ледяной корой. (Ч.) 12) Крупные тяжёлые ка­пли висели на глянцевитых ветках кустов. (Пол.) 13) Яр­кое зимнее солнце заглянуло в наши окна. (Акс.) 14) Наступила дождливая грязная тёмная осень. (Т.)

§ 74. СОГЛАСОВАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1. 1. Сказуемое при однородных подлежащих, не свя­
занных союзами или связанных соединительными союза­
ми, ставится во множественном или в единственном числе.

а) Если сказуемое стоит после однородных подлежа­
щих, то оно ставится во множественном числе: Тишина и
теплота ночи былиневыразимо приятны.
(Гонч.)

б) Если сказуемое стоит перед однородными подлежа­
щими, то оно ставится или во множественном числе, или в
единственном (в последнем случае сказуемое согласуется с
ближайшим подлежащим): 1) Сзади верхами ехали Карл,
охотники и егеря.
(А. Н. Т.); 2) На улице всё громче слы­
шалась
музыка, бубны, голоса.
(А. Н. Т.)

Сказуемое обязательно ставится во множественном чис­ле, если обозначает действие, совершаемое несколькими лицами {съехались, собрались, сошлись, примчались и др.): Летом на каникулы съезжалисьиз родных городов сын Пётр, дочь Лидия и товарищ Петра Николай.

2. Если однородные подлежащие связаны противитель­
ными или разделительными союзами, сказуемое ставится в
единственном числе: 1) Не сам хозяин, а его сын встре­
тил
нас у ворот дома;
2) Иногда мёртвой змеёй про­
плывёт
жердь или бревно.
(М. Г.)

П. Определение, относящееся к нескольким определяе­мым, может стоять или в единственном, или во множест-


венном числе. Обычно такие определения употребляют всё же в единственном числе: 1) Дикий гусь и утка прилете­ли первыми. (Т.); 2) Вражду и плен старинныйсвой пусть волны финские забудут. (П.) Однако обособленные определения ставятся во множественном числе: Первая ро­та и батарея миномётов, отставшиево время перепра­вы, догнали нас только к вечеру.

III. Существительное, имеющее при себе несколько од­нородных определений, перечисляющих разновидности предметов, стоит обычно в единственном числе: Количест­во учащихся в средней и высшей школе растёт. Множест­венное число употребляется, если существительное стоит впереди определений или если нужно подчеркнуть, что предметов было несколько: 1) Студент хорошо изучил языкичешский и польский; 2) Он прошёл на гумно, скот­ный и конный дворы.(Л. Т.)

412. Назовите однородные члены предложения и укажите, каки­
ми частями речи они выражены. Объясните согласование сказуе­
мого с подлежащим и определений с определяемыми словами.

1) С берега сквозь шум машины неслось рокотание и гул. (Кор.) 2) Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 3) Кое-где при дороге попадается угрю­мая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими ли­стьями. (Л. Т.) 4) При сих словах поднялся шум и толки; кричат медведи, тигры, волки. (Кр.) 5) Ни бранный шум, ни песня молодой черкешенки уж там не слышны боле. (Л.) 6) На лице у него попеременно выступал не то страх, не то досада. (Гонч.) 7) Издали Владимир услышал не­обыкновенный шум и говор. (П.) 8) Лампа и письменный прибор, стоящие на столе, слегка покрылись пылью. 9) Сидим, болтаем; близится вечер и белая ночь у Белого моря. (Пришв.)

413. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостаю­
щие знаки препинания, объясните их употребление при однород­
ных членах. Составьте схемы предложений второго абзаца. Выде­
ленные слова разберите по составу.

Лена могучая сибирская река, длина её 4500 километ­ров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах, на


высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых леси­стых берегах принимая то справ., то слев.. притоки Лена в своём стремительном беге на север постепенно р..стёт увеличивается. При впаден.. в море Лаптевых Лена разде­ляет свои воды на многочисле..ые протоки. Пески мели из­вилистый фарватер всё это затрудняет судоходство в дельте Лены.

Лена как в верхнем так частью и в среднем течении чрезвычайно живописная река. Гористые берега то круты и обрывисты и состоят из красного песча..икато волнисты. С гор во многих местах сбегают в реку тёплые минеральные ключи. И направ.. и налев..от берегов сплошные гряды по­крытых лесами гор.

Лена главная судоходная артерия Восточной Сибири она имеет огромное значение для интенсивно развевающегося хозяйства огромной тер..тории.

Тут нашими геологами найдены большие запасы полез­ных ископаемых золота и олова слюды и ц..нка каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пу­ти доставляют различные машины оборудование жилые дома научные приборы продукты и различные промыш-ле..ые товары. (По материалам газет)



2015-11-07 1347 Обсуждений (0)
Употребление двоеточия и тире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Употребление двоеточия и тире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)