Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вербальные и невербальные коммуникации




Умен ты или глуп, велик ты или мал,

Не знаем мы, пока ты слова не сказал.

(Саади)

Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента установили, что 63 % английских, 73 % американских, 85 % японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности в работе их организации. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ, систематизация информации внутри предприятия и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, фирмами, потребителями, финансистами.

Простой коммуникативный процесс в диаде включает в себя три главных звена: коммуникатор (отправитель информации) ↔ сообщение (процесс передачи информации) ↔ коммуникант (получатель). Когда информация проходит только в одну сторону, то коммуникация называется односторонней. Коммуникация называется двусторонней, когда осуществляется обратная связь. Эффективность речевой коммуникации слагается из качественных характеристик следующих компонентов:

– кто передает информацию (коммуникатор);

– кто принимает информацию (коммуникант);

– что сообщается, передаётся (информация);

– наличие обратной связи, скорость передачи;

– способы кодирования и декодирования информации.

Эффективность коммуникаций определяется также степенью достоверности передаваемой (получаемой) информации. Общение между людьми, являясь сложным социально-психологическим феноменом, осуществляется по двум каналам:речевому (вербальному) и неречевому (невербальному), которые взаимно дополняют и обогащают друг друга. Исследования показывают, что в целостном акте коммуникации слова составляют 7 % всей информации, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 55%. Человеческая речь есть совершенный коммуникативный канал передачи информации. Произносимые слова легко воспринимаются и понимаются, могут быть переведены на любой язык или запечатлены на материальном носителе. Мысленно произнесенные слова также воздействуют на собеседника через область его бессознательного и оказывают мотивирующее действие. Слово обладает большой проникающей силой, словом строят и разрушают. Любая форма вербальной связи содержит в себе элементы эмоционального значения. Это проявляется в подтексте или модальности речи. При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется человеческая речь, звуковой язык, который является универсальным средством внешней коммуникации. Но звук, речь формируют и внутренние, психологические коммуникации. При использовании речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь служит и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Посредством речи, слова передается и присваивается опыт человечества, речь выводит сознание за пределы чувственного опыта.



В общении принято различать: а) инструментальную направленность, т.е. выполнение какой-либо задачи, достижение результата; б) межличностную направленность, когда происходит удовлетворение личностных потребностей. Вступая в общение, люди преследуют вполне конкретные цели, в частности:

– обмениваются, передают энергию и информацию;

– формируют умения, навыки, развивают профессиональные качества;

– обмениваются результатами деятельности, инновационными приемами, средствами, технологиями;

– осуществляют коррекцию, изменяют мотивацию поведения;

– обмениваются эмоциями и мыслями (идеями);

– демонстрируют отношения друг к другу.

Общение между людьми - очень сложный социальный и психофизиологический процесс взаимодействия, в основе которого лежат способности принимать, передавать, кодировать и декодировать потоки информации многочисленными способами.

С помощью языка осуществляется передача, кодирование и декодирование информации. Кодирование – это перевод осмысленной идеи в сообщение, удобное для передачи вербальным или невербальным способом. Декодирование – перевод полученных стимулов в конкретную информацию на удобный для получателя символ (язык). Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. При декодировании слушатель использует свой собственный код – систему интерпретации, основанную на личном социальном опыте. Во время общения может происходить постоянная смена коммуникативных кодов, что затрудняет процесс общения и понимания. Обмениваясь кодами, каждая из сторон общения обогащается способами передачи и приема информации.

Невербальная коммуникация между индивидами включает следующие знаковые системы или коды:

– оптико-кинетическая (жестикуляция, мимика, пантомимика, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

– организация пространства и времени коммуникативного процесса;

– предметные контакты, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, толчки, поглаживания, касания);

– ольфакторные (запахи).

Исследованиями установлено, что с помощью слов передаётся, в основном, информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации. Иногда жесты могут заменить слова.

Для того, чтобы во время диалога обеспечить эффективное восприятие информации, используют нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание предполагает соблюдение следующих правил со стороны реципиента (слушающего):

– дать собеседнику возможность высказаться, не перебивая его;

– обращать внимание на скрытый смысл сказанного;

– стараться запомнить полнее и точнее фактическое содержание того, о чём говорит собеседник;

– выделять из сказанного главное;

– обращать внимание на то, что вытекает из содержания сказанного;

– воздерживаться от раздражения, когда произносится неприятная для вас информация или высказывается иная точка зрения;

– в момент слушания не придумывать аргументов «за» или «против», не продумывать «каверзных» вопросов;

– стараться следить за позой, мимикой, пантомимикой, интонацией голоса говорящего и пытаться понять, что это означает;

– не спешить отвечать на сложные или провокационные вопросы, дать себе паузу, переспросить, переформулировать заданный вопрос.

Для рефлексивного слушания необходимо постоянно уточнять предмет разговора наводящими вопросами типа: «Не повторите ли ещё раз?», «Не объясните ли вы это?», «Что вы имеете в виду?», «Правильно ли я понял?» и т. п. Успешность совместной деятельности и общения порой зависит от простых на первый взгляд действий, таких, как: умение приветствовать, прощаться, приказывать, критиковать, соглашаться, оценивать, просить, отказывать (42).

Умение пользоваться языком – это не прерогатива только филологов и философов. Подобные умения необходимы всем, но особенно они должны быть развиты у тех, кто активно общается и руководит человеческой деятельностью, а значит, и сознанием людей. Умение строить эффективный коммуникативный акт необходимо педагогам, врачам и особенно психотерапевтам. Носитель языка часто оказывается беспомощным в самых простых речевых ситуациях, где требуется поведение по особым правилам. Возникают парадоксы речевого общения, когда чувствуется, что данный человек не способен общаться с членами своего же языкового коллектива. Коммуникативный акт (словесное общение) нуждается в постоянном контроле со стороны обоих участников речевой ситуации. Правильно построенная речь – это путь к практическим результатам в общении, передаче и получении сообщений. Коммуникативный акт – сложное образование, его эффективность зависит от двух сторон: а) адресанта (кто передает) и б) адресата (кому передаётся информация, кто слушает). Коммуникативный акт – это речевое взаимодействие между носителями языка, когда передаётся и принимается энергия и информация, вырабатываемая мозгом и сознанием человека. Следовательно, этот акт должен быть организован наилучшим образом, так, чтобы не блокировать или не понижать сознание другого человека, но, наоборот, раскрывать и поднимать его на новый уровень.

Эффективность общения во многом определяется коммуникативной компетенцией коммуникантов и определяется набором стратегий и умением пользоваться различными ролевыми позициями (42). Коммуникативная стратегия есть совокупность запланированных и реализуемых действий в ходе коммуникативного акта, направленного на достижение коммуникативной цели. Несмотря на то, что коммуникация является естественной потребностью каждого человека, для достижения коммуникационной цели необходимо создать условия или набор обстоятельств, который будет способствовать эффективной стратегии. Прежде всего, это:

– потребность в общении обеих сторон;

– правильно организованная и верно интерпретированная мотивация общения;

– готовность коммуникантов к общению;

– единство во взглядах на предстоящий коммуникативный акт;

– совместимость коммуникантов на физиологическом, социальном, психологическом, нравственном, культурном планах;

– осознание момента начала речевого взаимодействия.

Эту схему необходимо иметь в виду независимо от того, какой тип общения предстоит выполнять: признание в любви, извинение за оплошность, торговая сделка, психотерапия, реализация управленческого решения. В противном случае возможна неудача в общении или отказ от него, тогда в ответ можно услышать: так не просят, не хвалят, не признаются в любви, не советуют, и многочисленные другие отрицания. Готовясь к общению, необходимо помнить, что коммуникативные просчеты, ошибки дорого обходятся собеседникам, а позитивно построенные коммуникативные акты спасают от разрушения свою и чужую психику. Выстраивая коммуникацию, необходимо помнить, что удача общения во многом зависит от так называемых максим: максима такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии, терпения (42). Все максимы порой трудно выдерживать одновременно, они могут вступать между собой в противоречия.

Для передачи и получения информации необходимы каналы, с помощью которых передается сообщение от источника к получателю. Каналы передачи разделяются на межличностные, где средствами передачи информации выступают вербальные и невербальные знаки, и на каналы массовой информации, где средствами передачи информации выступают газеты, журналы, кинофильмы, радио, телевидение, компьютеры.

Эффективное общение невозможно без обратной связи и понимания. Обратная связь придает коммуникации динамичность и взаимопонимание. При положительной обратной связи источник информирует, что желаемый результат сообщения был достигнут. Отрицательная обратная связь говорит источнику информации о том, что желаемый результат от сообщения не достигнут. В этом случае возникают непонимание, конфликты между адресантом и адресатом.

По целевому назначению выделяют восемь функций общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установление отношений, оказание влияния. Эффективность межличностных коммуникаций определяется степенью достижения поставленных целей и выражается в изменении:

– знаний коммуникантов;

– установок, потребностей и мотивов;

– эмоций и поведения;

– уровня сознания, повышении его или понижении.

Все виды изменений находятся в тесной взаимосвязи и формируют новые личностные характеристики коммуникантов.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)