Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категории и признаки совместной деятельности



2015-11-07 1378 Обсуждений (0)
Категории и признаки совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Человек нравится вам, если он усиливает ваше эго.

(Ошо)

 

Совместная или коллективная деятельность (работа) относится к исторически первым формам общественного труда. В последние годы совместная деятельность приобрела статус самостоятельного научного субъекта. Важнейшей характеристикой труда является не только экономическая составляющая, но и нравственная значимость результатов труда для общества. До последнего времени методологической основой в рассмотрении проблем совместной деятельности являлась теория К.Маркса о кооперации. К.Маркс выделял три формы кооперации: технологическая, экономическая и социальная. Все эти формы находятся в сложных исторических и логических связях друг с другом. Кооперация – не просто объединение людей, это система определенных внутренних отношений и совместной деятельности. Правильная организация совместной деятельности служит залогом успеха, способствует образованию единой воли, которая необходима для успешного выполнения общей миссии и достижения общей цели.

Описанные формы кооперации затрагивают большей частью внешний план человеческих взаимоотношений, план личности и социума в многочисленных их переплетениях. Человек же – существо многомерное, его деятельность протекает не только во внешнем мире, который принято называть объективным, но и во внутреннем, субъективном мире. Внутренний мир имеет свои особенности, он бесконечно разнообразен, но главное – очень динамичен. Чтобы сохранить гармонию, необходимо устранить все коммуникативные барьеры между социумом, личностью (внешние) и душой (внутренние). Гармоничный человек объединяет в себе все силы сознания и включает их в действие, что на внешнем плане проявляется как результат труда или творения. Негармоничный человек представляет несбалансированные энергии и силы, при этом он находится в постоянной конфронтации с другими людьми и с самим собой, его творчество малопродуктивно или носит деструктивный характер. Коллективное творчество возможно в совместной деятельности, в кооперации и сотрудничестве. Процесс совместной творческой деятельности можно рассматривать на нескольких уровнях.

Первый уровень – это жизнь отдельного человека, когда личность стремится к гармонизации отношений со своими глубинными слоями – подсознанием и сверхсознанием, что выражается во внутренней концентрации и собранности. Внутреннее сотрудничество – основа гармоничной, творческой и прогрессивной деятельности человека. Внутреннее противостояние порождает деструктивную личность и соответствующую деятельность. Отношения между личностью, подсознанием и сверхсознанием на первых этапах развития человека всегда динамичны с перевесом в ту или иную сторону. С развитием и повышением уровня сознания отношения между личностью и душой приобретают более гармоничный характер, индивидуальная душа через личность все более полно выражает свою волю на внешнем плане бытия.

Второй уровень– совместная групповая деятельность, когда люди объединяются в сообщества, организации, партии, нации на принципах кооперации. В этом случае взаимодействующие стороны могут рассматриваться как единый организм. Совместная деятельность требует не стихийных, но строго согласованных действий при правильном распределении прав и обязанностейи имеет ряд отличительных признаков. Под признаками будем понимать отличительные особенности совместной деятельности как целостной системы. Чем более ярко проявлены, осознаны и выражены признаки, чем более они взаимосвязаны, тем гармоничнее отношения в системе и тем эффективнее труд. Основными признаками совместной деятельности являются:

– осознание миссииорганизации, что укрепляет и поддерживает миссию каждого отдельного ее члена;

– общие идеи и цели, которые отвечают интересам каждого;

– общие потребности, которые предшествуют мотивации и формируют ее;

– общие мотивы, побуждающие действовать вместе;

– наличие единых средств и способов в достижении цели;

– наличие органов организации и руководства;

– разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками;

– возникновение между участниками совместной деятельности межличностных отношений;

– объединение индивидуальных действий в согласованную деятельность;

– управление и самоуправление, общие конечные результаты;

– пространственное и временное соприкосновение участников, возможности личного контакта.

С учетом отмеченных компонентов основные признаки или звенья совместной деятельности выглядят следующим образом: миссия ↔ идея ↔ цель ↔ потребности ↔ мотивы ↔ способы и средства ↔ функции ↔ деятельность ↔ управление ↔ самоуправление ↔ пространство и время. Каждое звено связано со всеми другими, и если по какому-либо одному из них отсутствует единодушие, то вся коммуникативная цепочка искажается или прерывается, и эффективность совместной деятельности становится проблематичной.

В организационной психологии и психологии труда повышается интерес к изучению вопросов, связанных с эффективностью совместной деятельности. Индивидуальная жизнедеятельность по содержанию и форме является составной частью групповой жизнедеятельности, жизни социума, она не существует «сама по себе». Совместная деятельность может осуществляться в условиях разнообразных связей между людьми. Существует обобщенная классификация взаимосвязанности отношений между людьми при вступлении их в совместную деятельность, предложенная Н.Н.Обозовым. Он включает шесть характеристик, когда каждая последующая ступень качественно отличается от предыдущей (83).

1. Изолированность, когда человеческие связи относительно отсутствуют, что встречается исключительно редко.

2. Предполагаемая взаимосвязанность, когда отсутствуют реальные отношения, есть только ожидаемые взаимодействия.

3. Взаимосвязанность по типу «молчаливого присутствия» других людей, когда индивид выполняет индивидуальную деятельность.

4. Взаимодействие по типу «влияние и взаимовлияние», что возможно при помощи вербальных и невербальных средств.

5. Активная, действенная взаимосвязанность людей посредством совместно выполняемых действий.

6. Коллективная взаимосвязанность, что представляет качественно новую ступеньку развития, когда личностные и групповые действия подчинены общественно значимым целям.

В этой классификации представлены возможные этапы развития взаимоотношений индивидов, когда они образуют группу или организацию. Подобная шестиступенчатая модель приемлема не только в случае, когда мы рассматриваем жизнедеятельность двух и более субъектов, но и в случае жизнедеятельности групп, организаций, стран.

В современной парадигме совместная деятельность должна представлять максимально управляемый процесс. Данное положение обосновано многими умозаключениями, и главное из них – не допустить влияния на систему деструктивных сил и стихийных факторов, чтобы обеспечить оптимальный уровень ее развития. По мнению В.А.Якунина, суть управления состоит в снятии, исключении, ограничении множества степеней свободы и выборе одной из них, более всего способствующей получению полезного результата в определённой конкретной ситуации (149). Данное определение вполне обоснованно в отношении кибернетических систем, но не подходит к такой системе, как человек. Человек не столько детерминируемое существо (как это принято считать), но самодетерминируемое, свободное, и никто в принципе не может ограничить его свободу. Он изначально по своей природе наделен свободой от Универсального сознания. Но человек-управленец, человек-политик, преследуя свои личные или групповые интересы, стремится программировать сознание человека, сделать его подчинённой и управляемой системой. Манипуляция сознанием, а значит и человеком, приобрела глобальный характер (36).

Человек от рождения наделен неограниченным числом степеней свободы – именно эта способность делает его венцом творения природы. Ограничив волю человека управленческой, экономической, политической целесообразностью, мы получаем в итоге универсальную биологическую машину, биоробота, универсального рабочего, солдата, слугу, исполнителя, потребителя. Так постепенно теряется истина и смысл жизни. Во все времена первейшей потребностью человека является свобода, но очень часто, будучи замотивированным, он уходит из жизни, так и не испытав, что это такое. Свобода – это сама суть человека, она коррелирует с саморазвитием, самоуправлением, сотрудничеством, самодостаточностью.

Оптимизация процессов управления в совместной деятельности должна удовлетворять некоторым требованиям. В.А.Якунин выделяет семь взаимосвязанных блоков (149):

1. Адекватность информации. У разных моделей или систем, в данном случае у разных людей, существуют разные образы действительности. Субъективное восприятие и субъективное понимание затрудняют формирование объективного образа того или иного процесса, свойства или состояния. Не менее сложно выразить словами или символами полученную информацию.

2. Полнота информации, что требует учета всех взаимосвязанных факторов.

3. Релевантность информации или соответствие информационных запросов полученным сообщениям.

4. Объективность и точность информации. Полученная информация всегда подвергается искажениям.

5. Специфичность информации.

6. Доступность информации.

7. Своевременность и непрерывность информации. Каждый из выделенных блоков имеет свои особенности, и в случае их наилучшего насыщения можно получить объемное видение проблемы.



2015-11-07 1378 Обсуждений (0)
Категории и признаки совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категории и признаки совместной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)