Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Миссия человека и «миссия» организации




Все, что делается другими за нас,

никогда не принесет нам пользы.

(Вивекананда)

В гуманитарные, экономические и политические науки прочно вошло понятие «миссия», которым пытаются объяснить причины существования организации, фирмы, партии, класса, корпорации. По мнению идеологов менеджмента, философия фирмы должна включать в себя в качестве центрального звена миссию, при этом само понятие получило самое широкое толкование. В мире бизнеса миссия стала играть роль главной мотивирующей и направляющей силы, призванной объединить в единое целое деятельность людей в организации.

Организация – это понятие, обозначающее функциональные признаки собранных воедино людей.Понятия «миссия человека» и «миссия организации» несут разную природную и смысловую нагрузку, одно и то же слово в применении к человеку и организации имеет далеко не одинаковый смысл. Понятие «миссия» относится к чисто человеческой форме жизни, и наделять миссией созданный человеком продукт можно только условно. Очень часто понятие «цель» («цели») организации подменяется более обширным и глубоким понятием «миссия», где цель входит структурным звеном в миссию. За рубежом нет ни одной корпорации без своей «миссии». Разработка «миссии» организации – сложный интеллектуальный процесс, который требует отличного знания природы человека, законов социальных организаций и общества. Философия организации – это развернутая концепция тактического и стратегического развития фирмы, а «миссия» – ее составляющая и направляющая часть. Часто содержание «миссии» пытаются выразить краткими призывами и выражениями, девизами, декларациями, лозунгами, что служит как бы квинтэссенцией цели. При этом лозунг для обозначения «миссии» имеет максимально выразительную и краткую формулу, которую можно поместить на фирменных буклетах, упаковке, транспаранте. Иногда «миссия» подается в форме краткого высказывания, цитат основателя, в форме гимна, как это часто делается в японских фирмах. Нередко взгляды основателей фирмы, самостоятельность их суждений на технологические, технические, управленческие, маркетинговые проблемы, интуиция и опыт служат более надежным фундаментом в создании философии и миссии фирмы, чем помощь со стороны посторонних авторитетов.



Каждая фирма, работая над своей философией, всячески старается показать свою исключительность и необходимость для покупателя, при этом «миссия» звучит как зазывающий лозунг и чаще всего служит рекламой, где под видом благих устремлений скрываются корыстные намерения, а главной целью является прибыль любой ценой. В бизнесе, как и в политике, игра словами превращается в настоящее искусство. В самом понятии «миссия», «миссионерство» для западного бизнеса слышится идея экспансии, расширение влияния в сфере бизнеса, стремление завладеть отраслями, фирмами, поставщиками, рынками. Экспансия западных товаров, политики, экономики, образа жизни в менее развитые страны формирует соответствующие цели для предпринимателей.

Бизнес все более становится командным мероприятием, победу на рынке можно одержать только совместными усилиями организованной группы. Причина существования бизнеса, как известно, заключается в прибыли, но об этом не принято говорить в открытой форме, ибо такая направленность стороннему человеку или потребителю может показаться низменной. Поэтому корпорации стараются найти в своем бизнесе высокие, благородные и привлекательные цели и мотивы и не употреблять отпугивающих слов и понятий.

Если миссия индивида есть глубочайшая тайна, то «миссия» организации – публичное, открытое, рекламное, частное дело, ее нельзя сделать тайной. Главная функция «миссии» организации – реклама, при этом само понятие миссии теряет всякий смысл. «Миссия» организации носит коммерческий характер, ее суть – в мотивации работников на труд ради прибыли, служение организации или узаконенной власти. «Миссия» фирмы выражает квинтэссенцию ее самопрезентации, самооценки и притязаний, отражает ее частное, обособленное лицо. Тактика, стратегия, цели и программа организации постоянно корректируются в зависимости от рынка и других условий, где конечный результат производственного цикла – прибыль. Характеризуя направленность деятельности организации, разумнее вместо слова «миссия» употреблять такие понятия, как предназначение, будущее состояние, стратегия, программа, цель, задачи, социальный статус, имидж.

Можно выделить несколько наиболее эффективных предназначений организаций, или «миссий» по Е.Ермолаевой (29), носящих обобщенный характер:

1. Народная «миссия», которая в своей деятельности учитывает перспективные потребности рядовых потребителей. При этом каждая семья стремится иметь определённый вид товаров или услуг (телефон, телевизор, доступные квартиры, одежда, денежные вклады, кредиты и т. д.).

2. Элитарные «миссии», рассчитанные на удовлетворение небольших, но состоятельных групп населения.

3. Специальные «миссии», которые выполняются образованием, научными, техническими, военными и другими коллективами.

Западные предприниматели хорошо понимают, что главным достоянием фирмы является человек, поэтому стараются приблизить служащего к предпринимателю, помогают ему в карьере. Наиболее эффективными становятся отношения, когда хозяин и работник выступают как партнеры и единомышленники. Часто в содержании миссии фирмы незримо присутствует личность ее основателя, его интересы, вкусы, стиль поведения, форма взаимоотношений с сотрудниками.

На востоке, например в Японии, в «миссии» фирмы не принято выделять чью-либо личность, японская мораль не признает выдающихся личностей, но считается с индивидуальностью. Повышение по службе обеспечивается преданностью фирме и системой пожизненного найма. Жизнь японских служащих регулируется установленными нормами, которые не оспариваются.

Очевидно, что деятельность людей в созданной организации будет максимально эффективной и прогрессивной, если будет соответствовать следующим положениям:

– цели организации максимально соответствуют истинным (а не ложным) целям всех сотрудников, носят творческий характер и поддерживают миссию и жизненную программу каждого сотрудника;

– цели организации не противоречат целям других подобных организаций, а сотрудничают с ними;

– цели, задачи, методы, средства фирмы не противоречат морали мирового сообщества;

– деятельность организации экологична и работает на развитие всеобщей культуры;

– идеи фирмы носят прогрессивный характер и соответствуют мировым культурным ценностям;

– фирма легально осуществляет свою деятельность в экономическом и правовом пространстве.

Жизненные наблюдения показывают, что, несмотря на хорошую работу, высокое образование, карьеру и жизненный опыт, многие люди (если не абсолютное большинство) совершенно не представляют своей миссии. Человек может безуспешно пытаться «отыскать» ее или сформулировать на протяжении многих лет, при этом он постоянно вносит социальные и психологические коррективы. Зачастую понятие «миссия» подменяется потребностями, мотивами, ценностями, которые не имеют никакого отношения к раскрытию души и только тормозят ее развитие. Под миссией часто понимают социальное или философское обоснование своей профессиональной работы (118). В бизнесе знание своей индивидуальной миссии становится товаром, который работник желает продать работодателю вместе со своим опытом и квалификацией.

В некоторых корпорациях проводят тренинги, направленные на оказание помощи работникам по осознанию своей миссии, где миссия понимается как совокупность правильно сформулированных целей. Уже говорилось, что миссия и цель – разные понятия, человеку нельзя придумать или создать миссию, ее необходимо осознать, а цель всегда придумывается. Осознание связано с раскрытием и ростом индивидуального сознания, поэтому проведение данных тренингов доступно очень немногим специалистам, и эти тренинги не связаны с коммерческими проектами. Считается позитивным качеством, если миссия личности работника совпадает с предназначением организации, иначе неминуемы конфликты. Создавая философию фирмы, руководители помогают работникам поверить в то, что их деятельность в организации имеет благородную направленность, что она полезна для него и общества, что организация есть живое существо. Создатели системной теории развития организации оперируют такими чисто человеческими понятиями, как самоопределение, самодетерминация организации, энергия организации, обучающаяся организация. При этом создается впечатление, что не человек создает организацию и управляет её развитием, но организация управляет поведением и судьбами людей.

Цели, достигнутые естественным путем, всегда связаны с миссией и возвышают человека, цели, достигнутые насильственным путем, не связанные с миссией, отбрасывают человека далеко назад в его эволюционном развитии. Отсюда можно сделатьглавные выводы:

1. Миссия каждого человека является основой его существования и деятельности.

2. Миссия каждого человека служит главной структурной единицей и основой формирования философской парадигмы организации.

3. Если философия организации не соответствует гуманным целям, то она не может породить добрых дел, как грех не порождает добродетели.

4. Цели личности, организации, корпорации, нации, страны, человечества не совместимые с миссией человечества, не принесут ничего благоугодного, они бессмысленны и вредны.

5. Для успешной эволюции человека и общества необходимы люди с высокой культурой, с развитым сознанием, которые осознают миссию каждого человека и миссию человечества как единое целое.

Для конкретного раскрытия философии организации приведем краткое содержание философской базы японской фирмы «Сони».

Компанию «Сони» («Sony») создали в 1946 году в Токио инженеры М.Ибука и А.Морита. Начальной продукцией фирмы были транзисторные радиоприёмники, затем портативные транзисторные телевизоры. В конце 1980-х г.г. «Сони» превратилась в мощную международную корпорацию по производству бытовой электроники. В 1987 г. на ее заводах работало 47583 человека. В философии фирмы «Сони» проводится мысль, что если суметь создать условия, при которых люди смогли бы максимально объединить свои усилия, максимально сотрудничать, то такая организация принесла бы огромную пользу (81). А.Морита высказывает твердое убеждение, что никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Основные положения фирмы сводятся к следующим утверждениям:

1. Жизненная сила «Сони» заключается в принципе: уважать и поощрять способности каждого человека, выявлять в нем все лучшее, верить в него и давать возможности развивать свои способности.

2. Подбирать людей, способных и стремящихся реализовать идеи технического лидера. Руководствоваться принципом не «работа на лидера», а «работа на команду», которая выполняет роль обобщённого лидера. От обмена мнениями внутри команды переходить к обмену мнениями внутри всего коллектива.

3. Брать работников, умеющих сотрудничать. Сотрудничество внутри организации сплачивает коллектив в гармоничное целое.

4. Создавать атмосферу полного доверия и свободы высказывания мнений.

5. Найти место и применение способностям незаурядных личностей.

6. Гармонично сочетать различные мнения и способности людей.

7. Помочь человеку найти свое истинное место в организации, для этого организовать постоянный процесс поиска и самопоиска. Лучшие руководители уверены, что если фирма терпит фиаско, то лишь потому, что им не удалось создать систему управления, которая может использовать способности своих работников.

8. Иметь систему научных исследований, опытных конструкторов, инженеров, исследователей. Лозунг «Сони»: «Исследования решают все!».

9. Ориентация на достижение коммерческого успеха.

10. Ориентация на фундаментальные и прикладные исследования.

11. Фирма «Сони» рассматривает всех своих работников как бесценный источник новых идей, предложений, мнений, обеспечивающих жизнеспособность фирмы.

12. Использование раннего (начального) маркетинга в развитии миссии.

13. Постоянный поиск потенциального покупателя, убеждение населения в необходимости покупки своего товара.

14. Постоянно поддерживать самое высокое качество своего товара и услуг.

15. Компания использует принцип: уникальная технология – уникальная продукция – ее реальная ценность для покупателя.

16. Развивать «чувство рынка» и «чувство потребностей покупателя».

17. Находить новые технологии и производить такие товары, которые неизвестны сегодня, но которые становятся необходимыми завтра.

18. Поддерживать прямое общение производителя с потребителями, для этого развивать собственную сеть распространения и продаж.

19. Новые товары продавать по-новому.

20. Выживать и развиваться при любом уровне конкуренции.

21. Особенность конкуренции фирмы «Сони» в том, что ее внешние конкуренты играют роль стимула для развития организации. Внутренняя конкуренция сводится к вытеснению своих же технологий и товаров новыми, усовершенствованными. Внутренняя конкуренция способствует становлению, развитию самых талантливых инженеров и менеджеров.

22. Квинтэссенция «миссии» «Сони» заключается в словах: «Мы – в лидерах. Поэтому стараемся изо всех сил».

Философские принципы японских компаний можно свести к основным положениям:

– постановка крупных целей, которые понятны всем;

– патернализм – воспитание у всех сотрудников фирмы чувства понимания, что они члены одной семьи;

– пожизненный наем служащих, гарантия рабочего места до ухода на пенсию;

– уважение к старшему по должности и возрасту, беспрекословное ему подчинение;

– отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала;

– создание атмосферы свободных дискуссий, поощрение талантливых людей.

Каждая организация, как живое существо, имеет свой срок жизни. По оценкам экспертов, высокотехнологичные компании живут в среднем 20 лет, но есть примеры долгожителей. Исследование причин успехов и долгого существования организации показывает, что это в основном обеспечивается за счёт абсолютного лидера – основателя, который сформулировал определённые этические принципы, философию предприятия, и последующие руководители не стремились их изменять под внешнюю среду, но всегда стремились взаимодействовать с ней. Можно даже утверждать, что этические принципы становятся доминантой лидерства организации, а это, прежде всего, сотрудничество и кооперация, так как они базируются на более высоких моральных установках, чем конкуренция.

Философия организации

Свободное развитие каждого является

условием свободного развития всех.

(К.Маркс, Ф.Энгельс)

 

Разработка философии организации является сложной мыслительной работой для любой категории работников, в том числе и для высшего руководящего звена менеджеров. Как правило, философию организации разрабатывает специально подготовленная команда в начале жизненного пути организации. Философия предприятия – это развернутая концепция тактического и стратегического развития фирмы, совокупность внутрифирменных принципов и правил, регулирующих взаимоотношения руководителей и служащих, межличностные отношения, своеобразная система моральных и материальных ценностей, убеждений, принимаемых персоналом добровольно или в процессе воспитания. Философия организации – это моральный кодекс поведения, общения и деятельности, соблюдение которого призвано гарантировать успех и благополучие организации и персонала, она выстраивает вектор внешних и внутренних коммуникаций.Несоблюдение философии организации приводит к развитию личностных, социальных, производственных конфликтов, снижает статус фирмы, влияет на ее благосостояние. В каждой организации постепенно нарабатываются определенные социальные, экономические, правовые, этические и психологические факторы (силы), обеспечивающие соответствие принимаемых решений методам, средствам и способам достижения цели организации. Философия коллектива дает возможность проводить индивидуальные и групповые решения, которые не противоречат ее целям и задачам. Учреждение стремится набирать и удерживать персонал, согласный с его философией, постоянно приучает новых сотрудников к ценностям своей организации. Чтобы быть полностью принятым в группу, индивид должен идентифицировать свои ценности с ценностями группы, в противном случае она его не принимает и вынуждает ее покинуть. Безусловно, никакая философия организации не может полностью соответствовать миссии каждого работника и формам удовлетворения его потребностей, поэтому она должна быть составлена таким образом, чтобы оставалось «свободное пространство» для индивидуальных проявлений, которые не противоречат целям организации и способам их достижения. В определенные критические моменты, связанные с развитием организации (приход новых людей, технические и технологические нововведения, смена профиля производства), философия организации должна своевременно реагировать на эти изменения, чтобы ее принципы не становились догмами и не сдерживали развитие.

Создание философии фирмы можно обосновать следующими положениями:

– каждый человек в своей индивидуальной миссии обязательно имеет такую часть, которая может быть реализована только в совместной деятельности с другими людьми;

– философия четко определяет взгляды на самоуправление, единоначалие, выборность, роль трудового коллектива, стиль руководства;

– все люди разные, и чтобы упорядочить межличностные отношения, должны существовать общие принципы;

– философия помогает новым сотрудникам быстро адаптироваться в новом для них коллективе;

– в совместной деятельности человек не должен забывать о своем человеческом предназначении, что его работа на данном предприятии всего лишь эпизод его жизненного пути;

– философия предусматривает все социальные и экономические изменения, которые могут быть эффективно использованы для развития человека и производства;

– философия указывает и регулирует формы отношений между владельцем предприятия и персоналом, влияет на жизненные цели каждого сотрудника;

– философия не должна быть догматическим документом, который заставляет сотрудников слепо следовать прописным истинам. Поэтому те положения, которые могут быть сложными для понимания и исполнения, должны быть разъяснены;

– философия стремится предусмотреть все психологические, социальные, моральные и экономические факторы, которые могут быть эффективно использованы для развития личности сотрудников и всей организации как единого целого.

Безусловно, есть и противники такого документа, аргументирующие свое мнение тем, что предприятие и так перегружено нормативными документами, к тому же разработка философии отнимает много времени, средств и требует большого интеллектуального напряжения. Помимо формализованных правил в каждом коллективе складываются несанкционированные формы поведения, неформальные группы со своими правилами, которые якобы и так поддерживают необходимый порядок и дисциплину. К тому же неформальные отношения могут вступать в противоречия с философией предприятия.

Российская философия бизнеса весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия, созданные на базе государственных, часто сохраняют свою прежнюю философскую ориентацию, традиции, формы руководства в новых рыночных условиях. Вновь создаваемые предприятия малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии организации, без учета миссии и потребностей работников, не всегда продуманы организационные коммуникации, отсутствует демократизация управления.

Для разработки философии предприятия в качестве основания используют разные документы, в основном это конституция, гражданский кодекс, кодекс законов о труде, декларация прав человека, коллективный договор, устав предприятия. Необходимо учитывать опыт других компаний, особенности национального характера, особенности месторасположения предприятия, характер товаров и услуг, количественный состав предприятия, уровень жизни, позицию и убеждения собственника. Философия организации в различных странах имеет большие отличия. Американская философия построена на традициях конкуренции и поощрении индивидуализма, с ориентацией на прибыль компании, личный доход, высокий уровень демократии, социальные гарантии. Английская философия организации основывается на традиционных ценностях нации, теории человеческих отношений, уважении личности работника, доброжелательности, продуманной системой мотивации, высокое качество работ и услуг, постоянное повышение квалификации, высокого заработка. Японская философия управления основывается на традициях, уважении старших, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости, терпения, преобладает теория человеческих отношений, преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников, ротации персонала, создании эффективных условий труда. Российская философия организации находится в процессе поиска, потому весьма многогранна, зависит от формы собственности, региональных, отраслевых особенностей, величины организации, от характера собственников.

Ниже приводится примерная структура философии организации, которая в конкретной организации примет и более конкретное содержание (27).

 

Примерная философия организации (предприятия)

 

Утверждаю:

Директор предприятия: __________________

«_____»__________200__г.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)