Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проблема общения и коммуникаций в совместной деятельности




Если в зеркало смотрится обезьяна,

она не увидит там апостола.

(Ошо)

 

Коммуникативные процессы, которые мы осознаём или не осознаём во время общения и совместной деятельности, относятся к принципиальным методологическим вопросам социальной и организационной психологии, психологии управления, психологии личности, социологии, педагогики, философии, лингвистики, медицины, риторики. Поэтому в литературе существует множество исследований по этой проблеме, где общение понимается и как обмен информацией, и как процесс коммуникации, и как деятельность, и как способность, потребность, мотив, цель. Общение является естественной формой жизнедеятельности человека и невозможно без коммуникаций. Человек является уникальным существом, способным к любому виду и способу коммуникации. Общение, установление коммуникативных связей – врожденная способность человека, но человеческим формам коммуникаций необходимо учиться с самого раннего возраста. Многие исследователи выражают озабоченность, что люди, по сути дела, так и не приобретают способности правильного общения в социуме и тем более не научились осознанным внутренним психическим коммуникациям. Можно слушать и не слышать, смотреть и не видеть, отвечать и не задумываться над значением и смыслом своих слов.



Общение – это специфический способ взаимосвязи между людьми. В общении и совместной деятельности происходит объединение, увеличение (или разъединение, уменьшение) усилий участников деятельности. При объединении усилий вновь образуемые коммуникации позволяют более эффективно решать масштабные задачи. Общение и совместная деятельность являются основными потребностями человека, в то же время, это способы и средства для удовлетворения многочисленных других потребностей. Потребности в общении и совместной деятельности являются самой сутью человеческих взаимоотношений имогут принимать самые разнообразные формы: от сотрудничества и кооперации до конкуренции и противостояния с многочисленными вариациями.

Психологи выделяют три уровняобщения в совместной деятельности на внешнем плане. Первый – самый распространённый – общение и деятельность в диаде, то есть между двумя людьми. Второй – общение в условиях совместной групповой деятельности, где имеют место различные виды деятельности с разной целенаправленностью. Третий – общение на уровне коллектива, когда участники осознанно принимают цели и смысл совместных усилий.

Общение, как и совместная деятельность – многоплановый процесс коллективного и индивидуального развития физических, эмоциональных, ментальных, интеллектуальных, духовных качеств человека. В общении и совместной деятельности, в труде человек реализует свою миссию, воплощает идеал в реальность, расширяет своё сознание, познаёт самого себя, других людей и природу. Общение – это процесс и деятельность. В процессе межличностного общения можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие). Во время общения между людьми осуществляются произвольные и непроизвольные взаимные воздействия на все сферы личности: на мысли, чувства, эмоции, установки, потребности, мотивацию, способности, характер, волю.

Часто общение понимается как синоним коммуникации, это близкие понятия, но общение имеет более широкое толкование. Общение – это разнохарактерное взаимодействие двух или более людей, состоящее в восприятии, взаимодействии, обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Коммуникация (от англ. communicate – сообщать, передавать) – передача сообщения, установление и использование связей, по которым происходит обмен энергией и информацией между коммуникантами. Коммуникация включает обмен представлениями, настроениями, чувствами, установками между коммуникантами в ходе совместной деятельности. Отсутствие коммуникаций исключает совместную деятельность между членами организации. Исследования показывают, что эффективность (качество) коммуникаций представляет одну из самых сложных проблем человеческой деятельности. Об эффективности общения и коммуникаций можно судить по многим параметрам, где основным показателем служит результат, достижение цели. Переменные, позволяющие достичь цели, можно свести к двум показателям: затрате времени и расходу энергии (сил, средств) на их осуществление. Естественно, чем меньше тратится энергии и времени на передачу-прием сообщения, тем эффективнее связь.

Сложность рассмотрения проблемы общения, совместной деятельности и коммуникаций заключается в том, что люди являются необыкновенно сложными саморазвивающимися системами. Даже одна живая клетка человеческого организма (а человек состоит из миллиардов клеток) имеет бесконечно сложное строение. Человек же являет содружество мириадов живых клеток (существ, систем) не только в его видимом теле (физическом), но и невидимом психическом (эмоциональном, ментальном, интеллектуальном, духовном).

Общение и коммуникации между людьми только на первый взгляд представляются простым актом взаимодействия. На самом деле это великое искусство, и далеко не каждый владеет им в достаточной мере. Люди постоянно обмениваются энергией и информацией, но во время осознанного общения это происходит с особой интенсивностью, целенаправленностью и силой. Передача, прием, использование энергии и информации составляет суть природного коммуникативного процесса. В коммуникативных связях участвует весь человек, каждая его клеточка, он осознанно и неосознанно использует все доступные ему виды связей. Для этого существует система сенсорных, субсенсорных и соматосенсорных анализаторов, которые связывают внутренний мир человека с внешним миром. Относительно осознанно человек пользуется только сенсорными каналами, субсенсорные и соматосенсорные связи осуществляются на уровне подсознания и сверхсознания. Эти способы восприятия информации являются естественными, природными, но человек как субъект цивилизации придумал множество искусственных способов приёма и передачи информации и энергии (письменность, радио, телевидение, культура), используя для этого физические законы. Основные особенности коммуникативного процесса между людьми состоят в следующем:

– в процессе коммуникации люди обмениваются информацией и энергией, вырабатывают общее видение ситуации и смысл деятельности. Это возможно при постоянной настроенности друг на друга в целях передачи и принятия сообщений, при кодировании и декодировании сообщений;

– обмен информацией и энергией обязательно сопровождается воздействием партнеров по общению друг на друга, в результате чего происходит изменение их психического состояния, типа отношений;

– коммуникативное взаимовлияние возможно, когда передающий информацию (коммуникатор) и принимающий (реципиент) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Только в этом случае возможно понимание. Добиться единого понимания очень сложно, потому что каждый человек обладает субъективным ощущением, восприятием и миропониманием;

– во время коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры – это энергетические препятствия в личном и коллективном психическом поле индивидов, что приводит к разобщенности и непониманию.

Барьеры (преграды) зависят от многочисленных психологических особенностей того, кто передает информацию и того, кто принимает. Выделяют следующие виды барьеров:

1. Языковой барьер. В обществе существуют сотни специализированных языков, когда одно и то же слово имеет многочисленные смысловые значения. Установление однозначного толкования слов всегда остается недосягаемой целью. Письменная информация понимается труднее, чем устная речь. Этот барьер подразделяется:

– на барьер речи – возникает из-за речевых ошибок, неправильного употребления слов, дефектов речи, слабой аргументации, к тому же существует бытовой и научный сленг;

смысловой, когда одно и то же явление имеет различный смысл.

2. Психологические барьеры. Очень часто правильному пониманию информации препятствуют индивидуальные психологические особенности личности. Раздражители (слова) просеиваются, фильтруются, декодируются и модифицируются нервной системой еще до того, как достигнут сознания. При этом точный смысл сказанного ускользает;

барьер эмоциональных отношений – взаимное непонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу (страх, тревога, искажённая оценка ситуации, зависть, ревность и т. д.);

барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний, образования и социального опыта собеседников.

Обобщенным и главным препятствием на пути полного взаимопонимания между людьми выступает субъективность, фрагментарность личности, стереотипы поведения, эмоций, мышления, потребностей, мотивов, особенности внимания, способы удовлетворения потребностей, физическое состояние, экстремальная речевая ситуация, усталость, неподходящее время и многое другое, что отличает одного человека от другого, одну ситуацию от другой.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7