Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности сотрудничества и конкуренции



2015-11-07 1879 Обсуждений (0)
Потребности сотрудничества и конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




У нас нет конкурентов.

Мы – сами себе собственные конкуренты.

(Э. Ланд)

Развитие человека подчиняется всеобщему природному закону единства и борьбы противоположностей. Социальный человек, вступая во взаимоотношения с другими людьми, может действовать под двумя противоположными установками в различном их соотношении. Первая – установка на сотрудничество, вторая – на конкуренцию. Отсюда вырабатываются две базовые социальные потребности личности: потребность в сотрудничестве и потребность в конкуренции. В единстве и борьбе этих установок внутри личности и проходит вся сознательная жизнь современного человека.

В психологии под словом «человек» понимается существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, в котором физическое, психическое, социальное и духовное образуют нерасторжимое целое. Человек как самостоятельное живое существо находится в постоянной и мгновенной взаимной связи со всей Вселенной, которая на данном этапе его развития не осознается. Современному человеку осознание коммуникативных связей доступно лишь в небольшом личностном и социальном диапазоне. Отсюда все виды установок и возникающих потребностей можно развести на две группы – осознаваемые и неосознаваемые. Потребности к сотрудничеству или конкуренции также могут быть осознанными или неосознанными с многочисленными вариациями.

Помимо живых и естественных систем существует бесчисленное множество временных, искусственных систем как простых, так и сверхсложных. К таким системам относятся технические, общественные, социальные, экономические, политические, культурные, религиозные и множество других, которые являются порождением человека. Искусственно созданные системы могут работать как во благо человека, так и во вред ему, это полностью зависит от нравственности и коммуникативной культуры тех, кто их породил, от уровня развития их сознания.

Внешняя или социальная личность – существо дуальное, ее видение мира всегда двойственно, она разделяет мир на «я» и «не я», «мое» и «не мое», «быть» или «не быть». Диадическое восприятие мира в процессе воспитания заполняется двойственными смысловыми формами, двойственной моралью и соответствующей культурой. Чтобы такая личность ни предпринимала, ее путь всегда протекает в борьбе, конфронтации, конкуренции как внутри самой себя, так и во внешнем мире. В зарубежной литературе теория и практика конкуренции имеет свою давнюю историю (94). В отечественной литературе данный вопрос приобрел актуальность только в последнее десятилетие и, главным образом, в экономической литературе (148), где вопросы конкуренции освещены в традиционном для экономистов аспекте, в основном на примере зарубежного рынка. Теория и практика конкуренции стала реальностью и постепенно вводится как учебная дисциплина в вузах России. Авторы учебников и учебных пособий подчёркивают, что искусству рыночной конкуренции во всём её многообразии необходимо обучать. Психология также пытается рассмотреть теорию конкуренции под своим углом зрения. Например, в работе А.Г.Шмелёва сделана попытка психологического подхода к феномену конкуренции, где она рассматривается с учётом экономических, политических, социальных требований и как самостоятельный аспект человеческой деятельности. Отправной психологической точкой отсчета у А.Г.Шмелёва служит мысль, что если люди обретут устойчивую конкурентно-созидательную мотивацию, в которой будут хорошо сбалансированы интересы личного роста и общественного благосостояния, то многие проблемы экономического и политического характера найдут свое позитивное решение (144). Все достижения западного общества (материальные, социальные, научные) стали возможными благодаря постоянному совершенствованию форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. По мнению А.Г.Шмелёва, чем лучше организована конкуренция, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей, поэтому россиянам необходимо психологически включиться в разумную созидательную конкуренцию. Пока идет разрушительная конкуренция, будет продолжаться экономический спад, политическая нестабильность, депрессивная эмоционально-психологическая атмосфера в обществе. Чем шире будет распространяться продуктивная конкуренция, тем стабильнее общество и демократичнее свободы. Под конкуренцией А.Г.Шмелёв понимает все формы состязательного взаимодействия между организациями и отдельными людьми, будь то производство, сбыт товаров, распределение платных и бесплатных благ, ресурсов, политическая борьба, межличностное и семейное общение. Субъекты конкуренции борются между собой потому, что хотят обладать более выгодной позицией или стремятся обладать одним и тем же объектом. Отсюда дальнейшее подразделение конкуренции на виды: продуктивная, сотрудничество, соревновательная, соперничество, конфронтация(144. С. 10–15).

Есть и другие взгляды на проблему соотношения сотрудничества и конкуренции в совместной деятельности. Рассмотрим возможные варианты общения в диаде (123. С. 29).

1. Сотрудничество. Оба партнера активно содействуют друг другу в достижении индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

2. Противоборство (конкуренция). Партнеры противостоят друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия. Оба партнера стараются избегать активного взаимодействия.

4. Однонаправленное содействие, когда один из партнеров способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимной помощи.

5. Однонаправленное противодействие. Один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия.

6. Компромиссное взаимодействие. Оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Как видно из данного примера, жизнь системы, состоящей из двух взаимодействующих людей, полностью определяется психологическими установками и характером индивидов, составляющих диаду. Сотрудничество и конкуренция, как способы взаимодействия, противопоставляются друг другу. Наиболее сложные и противоречивые взаимоотношения складываются между партнерами в группах, коллективах, организациях, партиях и так далее, где каждый может участвовать во множественных коммуникативных связях. Взаимоотношения между группами как социальными системами – это, по сути дела, взаимоотношения между людьми, преследующими свои цели. Совпадение целей и интересов способствует сотрудничеству, несовпадение – противостоянию и конкуренции.

Конкуренция понимается как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Такая трактовка установилась в экономической литературе. Раскроем это понятие с психологической точки зрения. Конкуренция – это процесс столкновения, противоборства, взаимного уничтожения энергии, сил противостоящих систем для достижения обособленных, корыстных и эгоистических целей. Конкуренция основана на инстинктах и является формой защитного рефлекса, на этом уровне человек развивает и соответствующее сознание, призванное защищать его собственность и жизнь. Человек-конурент, как и организация-конкурент – это раздробленное, противоречивое существо, у них постоянно происходит внутренняя борьба, что приводит к дисгармонии. Все виды конкуренции – социальные, экономические, личностные – это вид субъективных человеческих программ, приводящих к задержке развития сознания людей и социальных систем. Такие программы характерны для регрессивного вида мышления, то есть мышления, лишённого поддержки со стороны сознания Высшего Я. Конкуренция – это борьба каждого с каждым за персональные, корыстные интересы, и чем она утонченнее и совершеннее, тем опаснее и разрушительнее для человека и общества. Совершенная конкуренция есть полное отчуждение между людьми, оно проявляется в форме утонченно-безнравственного, формального, бездушного поведения. Конкуренция во всех ее видах с точки зрения истинной личности есть признак сужения сознания, отчуждение части от целого. Разъединять и властвовать – основные принципы поведения противостоящих друг другу эмпирических личностей, которые не имеют устойчивых связей со своим Высшим сознанием. Конкуренция внутри любой системы или между системами порождает деструктивные установки, приводящие в конечном итоге к самоуничтожению.

История конкурентной борьбы, как показывают американские авторы, это путь алчности и аморальной силы. Они приводят сложившиеся правила игры в бизнесе: никогда не платите наличными; никогда не говорите правду; никогда не играйте по правилам (Бурроу Брайан, Хельяр Джон. Варвары у ворот. История падения RJR Nabisco. – М. 2003).

Существует множество теорий и доктрин, оправдывающих конкуренцию и власть одного человека над другим, одной системы над другой. Способности к конкуренции на рынке труда, в области образования, менеджмента возводятся в ранг наиболее почитаемых качеств личности или организации. Конкурентоустойчивость, конкурентоспособность, конкурентообученность, по мнению некоторых авторов, является высшей оценкой в развитии человека, приравненного к управляемым системам. Рынок – бездушная искусственная система – стал судьей и властелином человека, индивид понимается как вид ресурсов, его способности – как вид товара, а сам человек – всего лишь производитель и потребитель материальных благ. Человек и его качества оцениваются в долларах, его можно купить и продать. Естественно, при таком подходе появляются люди, которые «много стоят» или «ничего не стоят» и только «отягощают общество». Подобное понимание приводит к возрастающей конфронтации между индивидами, обесцениванию человеческой жизни, социальной и психологической напряженности, готовой в любой момент разрядиться агрессивными действиями, что постоянно и происходит в разных регионах мира.

В историческом плане концепцию отчуждения наиболее всесторонне и полно разработал К.Маркс. По его мнению, отчуждение труда является причиной и основой всех других разновидностей и форм отчуждения человека. Отчуждение как понятие из мира экономики проникло в сферу человеческих взаимоотношений. Но труд делает человека обособленным настолько, насколько человек отчужден от самого себя. Для человека целостного сознания любой труд и любая деятельность являются творчеством, единением творца и творения. На индивидуальном уровне отчуждение проявляется как самоотчуждение. Человек-конкурент стремится к самоотчуждению от целого в отличие от человека-сотрудника, стремящегося к воссоединению с целым. Жизнь сотрудника-личности и конкурента-личности имеет разные векторы направленности. В их целях, способах действия, мотивах, потребностях, культуре, технологиях, тактике и стратегии, во всем образе жизни есть колоссальная разница.

Сотрудничество это процесс объединения энергий и сил взаимодействующих систем, создание гармоничных отношений, направленных на достижение общей цели. Сотрудничество сопровождается созданием и реализацией программ эволюционного характера, развивает прогрессивное мышление, потому что подкреплено силой Высшего сознания. Во время сотрудничества между людьми устанавливаются коммуникативные связи, отличные от связей между конкурентами, у которых другой стиль отношений.Коммуникации конкурента качественно отличаются от коммуникаций сотрудничающих людей.

Все возникающие между людьми связи можно разделить на две группы: коммуникации сотрудничества и коммуникации конкуренции. Идеи сотрудничества, кооперации не новы ни в теории, ни в практике, как и идеи конкурентной борьбы. Этим проблемам тысячи лет. Идея сотрудничества в общественной и экономической жизни глубоко обоснована в работах Р. Штейнера. Он писал, что в экономических организациях, построенных на принципах сотрудничества между ассоциациями производителей и потребителей, на первый план выдвигается братская взаимопомощь вместо господствующей борьбы за прибыль.

Попытка научного обоснования конфликтной природы человека на уровне человеческой личности впервые дана в работах З.Фрейда. Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую систему, которая управляется законами сохранения энергии. По его мнению, в личности существует фатальный антагонизм между переживаниями, вытесненными в бессознательное, и сознанием, что делает человека агрессивным и конфликтным существом. Человек имеет два вида инстинктов: одни стремятся сохранить и объединить, другие разрушить и убить. Эти два инстинкта (либидо и агрессия) являются основой индивидуального и исторического развития. Развитие общества, по Фрейду, также базируется на преодолении антагонизма между обществом и человеческим сознанием. Общество возникло в силу необходимости ограничения разрушительных инстинктов человека, оно не только регулирует отношения, но и ограничивает стремление человека к свободе. Поэтому все виды конфликтов, по Фрейду, даже в таких крайних проявлениях, как войны, вполне оправданны и носят естественный для человека характер.

Отечественная психофизиология считает, что бессознательное не антагонистично осознаваемому, наоборот, помогает ему и является средством регуляции деятельности (108. С. 254). К тому же бессознательное (личное или коллективное) вовсе не означает только негативные влечения. На человека огромное влияние оказывают не только врожденные инстинкты и архетипы, бессознательное и сверхсознательное, но и обучение, воспитание, самовоспитание, культура общества.

Гуманистическая теория личности, у истоков которой стоят К.Роджерс, Э.Фромм, Г.Оллпорт, А.Маслоу, А.Менеггетти, показывает, что по природе человек есть целостное существо, стержнем его природы является гармония, добро, созидание, творчество, что в основе человеческого поведения лежат альтруистические мотивы с базовой потребностью любви.

Современная доктрина развития общества говорит, что на рынке труда не надо сражаться с конкурентами, нужно искать свой путь развития, и успех обязательно придёт. Человек может и должен находиться в гармонии с другими людьми, обществом, природой, Вселенной. Но каждый человек имеет свободу выбора: ему решать, в какие формы взаимоотношений вступать с другими людьми, сотрудничать или конкурировать.

Сотрудничать – значит полностью осознавать и принимать соотношения сил текущего момента и брать ответственность за действия на себя, но именно ответственности избегает конкурирующий человек, перекладывая этот груз на других. Мир социальный и мир духовный, личность и сущность у современного человека находятся в противостоянии, что и порождает бесконечную борьбу. Как следствие, социальная личность придумывает всевозможные теории и практики, парадигмы и законы, которыми она объясняет и оправдывает свою воинствующую позицию. Одним из таких законов и является закон конкуренции – личностно-социальное порождение замотивированного и обособленного человека.

Сущность человека является совершенной, она не приемлет законов власти, конкуренции, борьбы, насилия, уничтожения, вражды, зависти, злобы и относится к ним как к временному явлению. Духу и душе не с кем бороться, весь мир перед ними открыт. Под небом всем места достаточно, и единственное, что человеку необходимо, так это найти самого себя. Найти себя – это и есть то, что предопределено ему природой с самого рождения. Это место никогда не может быть занято кем-то другим. Быть самим собой – значит не стремиться занять место другого человека. Место каждого индивида под небом предопределено его миссией и программой развития, точно так же положение групп, организаций, наций определяется миссией людей, которые их создают.

С точки зрения авторитарных личностей, социальных институтов и государства, человеком необходимо управлять, руководить, его надо наставлять, направлять, обучать, воспитывать и перевоспитывать. Но как далеки от природного естества педагогические и управленческие технологии по «воспроизводству человеческого фактора и человеческих ресурсов». Они не только не способствуют развитию и становлению человека, но во многом сдерживают или разворачивают его саморазвитие (эволюцию) вспять. Примеров тому в реальной действительности предостаточно. Управленческая антропология остро нуждается в человековедческих технологиях. «Человековедческие технологии, – пишет академик В.М.Шепель, – это система социальной защиты людей, масштабного освоения демократии в их жизнедеятельности» (140. С. 380). Управление он связывает в первую очередь с защитой человека и предоставлением ему свободы.

Только гармоничный, духовно здоровый человек-сотрудник, но не человек-конкурент может построить гармоничное, открытое и счастливое общество. Человечество выживает потому, что в противовес вражде и разъединению постоянно стремится к сотрудничеству. Вся Вселенная живет по законам сотрудничества и гармонии, но не противостояния, которое неизбежно приводит к самоуничтожению.

Сотрудничество или конфронтация возникают при наличии соприкосновения субъектов деятельности во времени и пространстве, при выработке и стремлении к достижению единой или разных целей, которые субъекты считают своими.Сотрудничество и конкуренцию можно рассматривать как средство, метод, способ и, в конечном итоге, как стиль жизни человека. Не всякая организованная деятельность называется сотрудничеством, но только та, которая приносит благо всему обществу и не направлена на подавление свободы другого человека. В противном случае организованный вид взаимодействия относится к псевдосотрудничеству. Организованных групп, союзов и партий, построенных на принципах псевдосотрудничества, великое множество, они замыкаются на своих личных, корпоративных интересах. На каждом из этапов своего развития организация может иметь разнообразные слабо или сильно выраженные признаки конфронтации, противостояния, конкуренции, соревнования, дружбы или открытой вражды. Очень нелегко определить, какой вектор направленности (позитивный или негативный) имеет деятельность того или иного человека, той или иной организации. Все зависит от того, какова точка отсчета свидетеля или наблюдающего, от его угла зрения, понимания момента и, в конечном итоге, его способности видеть истину.



2015-11-07 1879 Обсуждений (0)
Потребности сотрудничества и конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности сотрудничества и конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)