Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Пути коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития




 

Работа по развитию графо-моторных навыков должна быть систематической и комплексной и включать в себя следующие задачи:

Развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза.

Развитие ориентировки в пространстве.

Решение конструктивных задач.

Развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве.

Формирование простейших графических навыков

 

Упражнение "Узнай, что изображено?"

Цель: развитие пространственных представлений.

Материалы: карты с незаконченными изображениями предметов.

Ход упражнения:

Упражнение выполняется индивидуально с каждым участником. Изображения следует вырезать и предъявлять ребенку поочередно, предлагая ему догадаться, какой предмет изображен. При затруднениях взрослому следует сказать: «Посмотри внимательно, на что это похоже?»

Если ребенок все же не узнает предмет, следует отказаться от дальнейших попыток, не называя предмет.

Во время работы с одним учеником остальным участникам можно предложить рисование фигур по заданным изображениям, придумав новые образцы незавершенных рисунков.



Упражнение «Зайчик»

Цель: Развитие мелкой моторики руки

Материалы: простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

Ход упражнения:

Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Упражнение "Обведи и раскрась"

Цели: развитие графомоторных навыков, закрепление названий частей предмета.

Материалы: лист бумаги с заданием(см. приложение Г), цветные карандаши или фломастеры.
Ход упражнения:

Обведи и раскрась или заштрихуй рисунок( в зависимости от возраста детей).

Упражнение "Право - лево"

 

Цели: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела.

Материалы: дополнительные материалы не требуются

Ход упражнения:

Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем -- с левой рукой, после этого -- в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

 

Упражнение "Лабиринт"

Цели: развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз, уточнение представлений об окружающем, решение конструктивных задач.

Материалы: лист бумаги с изображением лабиринта(см. Приложение Г), карандаш.
Ход упражнения: показать ребенку лист бумаги с изображением лабиринта, попросить его помочь тюленю добраться до дома.

 

Упражнение "Веселый оркестр"

Цель: развивать воображение, речь,

пантомическую выразительность, чувство ритма, темпа, моторику.

Материалы: дополнительные материалы не требуются.

Ход упражнения:

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах.
Дружно наш оркестр играет,
Все о музыке он знает.
Нежно скрипочка играет,
За собой она зовет.
Трубы громко затрубили,
И тарелки в такт забили.
Следом дудочка дудит,
И струна гитар звенит.
Барабан вступил, как гром,
Всех перекрывает он.

Упражнение"Раскрась картинку"

Цели: закрепление образа букв, развитие зрительного восприятия, развитие графомоторных навыков.

Материалы: лист бумаги с заданием.
Ход упражнения: показать ребенку лист бумаги с рисунком, предложить раскрасить только кусочки с буквой «р». Что получилось?

 

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Итак, изучив методики обследования сформированности мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с ЗПР, для диагностики были рекомендованы упражнения, предложенные Поваляевой М.А., Озерецким Н.И. Для коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков у дошкольников с ЗПР были предложены упражнения на развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза, развитие ориентировки в пространстве, решение конструктивных задач, развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве, формирование простейших графических навыков. Данные упражнения рекомендуются для использования в свободное от занятий время и в качестве физкультминуток.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: были рассмотрены графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Также были поставлены и решены следующие задачи: было рассмотрено развитие графомоторных навыков у детей в нормальном онтогенезе, раскрыто понятие задержки психического развития, изучены особенности психофизического развития у детей с ЗПР, рассмотрено развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР, рассмотрена система графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР, рассмотрены методики диагностики развития моторики и графо-моторных навыков у детей с ЗПР; намечены пути работы по коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В заключение можно отметить, что тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми. Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, организация специальных игр, заданий и упражнений. О важности их включения в систему специальной подготовки говорят и известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Т.С. Комарова, М.М. Безруких и др.

Работа по развитию графомоторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листе бумаги; выполнение графических упражнений.

ЗПР – это замедление процесса психического развития у ребёнка, которое проявляется чаще всего у младших школьников в самом начале обучения. Причиной ЗПР могут стать нарушения психогенного происхождения, возникающие в результате неправильного воспитания. У таких детей наблюдаются проблемы с дисциплиной, отсутствие ответственности и чувства долга, способности ограничивать свои желания. С другой стороны они очень боязливы и не самостоятельны вследствие жестокого и грубого обращения с ними родителей.

Работа по коррекции мелкой моторики должна вестись с использованием игровых технологий в нескольких направлениях:

- развитие функции планирования и контроля мелкомоторных ручных актов;

- развитие скорости движений;

- развитие одновременности движений.

Эта работа должна осуществляться силами воспитателя, логопеда, дефектолога, родителями, т.е. носить комплексный характер.

 

Список литературы

 

1. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. - М., 2009. – 245 с.

2. Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

3. Белая А. Е. Развитие речи дошкольников с ЗПР. - М., 2009. – 285 с.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

5. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 2007, № 8. – 150 с.

6. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР //Дефектология – 2013, №1, - 200 с.

7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у детей с ЗПР// Логопед, 2009, №3. – 185 с.

8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: 2007. – 305 с.

9. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. — Мозырь, 2009. – 482 с.

10. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология – 2009, №4 – 220 с.

11. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей с ЗПР. - М., 2010. – 359 с.

12. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5—7 лет. - М., 2011. – 297 с.

13. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников с ЗПР. - М., 2010. – 490 с.

14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР. - СПб., 2007. – 325 с.

15. Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. - М., 2009. – 593 с.

16. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002-- 448 с.

17. . Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997

18. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

19. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей с ЗПР. – М.: 2011. – 426 с.

20. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко

 

 


Приложение А

Приложение Б


Приложение В

 

 

Приложение Г


[1] Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 2007, № 8. – 150 с.

[2] Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

[3] Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. - М., 2009. – 593 с.

[4] Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. - М., 2009. – 593 с.

[5] Матвеева А. Н. Подготовка руки к письму. - М., 2009. – 593 с.

[6] Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: 2007. – 305 с.

[7] Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. - М., 2009. – 245 с.

[8] Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: 2007. – 305 с.

[9] Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: 2007. – 305 с.

[10] Белая А. Е. Развитие речи дошкольников с ЗПР. - М., 2009. – 285 с.

[11] Белая А. Е. Развитие речи дошкольников с ЗПР. - М., 2009. – 285 с.

[12] Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей с ЗПР. - М., 2010. – 359 с.

[13] Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей с ЗПР. - М., 2010. – 359 с.

[14] Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у детей с ЗПР// Логопед, 2009, №3. – 185 с.

[15] Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у детей с ЗПР// Логопед, 2009, №3. – 185 с.

[16] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР. - СПб., 2007. – 325 с.

[17] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР. - СПб., 2007. – 325 с.

[18] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей с ЗПР. - СПб., 2007. – 325 с.

[19] Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

[20] Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

[21] Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

[22] Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: 2011. – 200 с.

[23] Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология – 2009, №4 – 220 с.

[24] Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР //Дефектология – 2013, №1, - 200 с.

[25] Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ЗПР //Дефектология – 2013, №1, - 200 с.

[26] Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей с ЗПР. – М.: 2011. – 426 с.

[27] Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей с ЗПР. – М.: 2011. – 426 с.

[28] Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. — Мозырь, 2009. – 482 с.

[29] Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. — Мозырь, 2009. – 482 с.

[30] см. Приложение А

[31] Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. — Мозырь, 2009. – 482 с.

[32] Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников с ЗПР. - М., 2010. – 490 с.

[33] см. Приложение Б

[34] Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников с ЗПР. - М., 2010. – 490 с.

[35] см. Приложение В

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7