ОТКРЫТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ -
специфическая творческая установка проектной работы, учитывающей диалог с реальностью, реагирующей на изменения ситуации, новые проектные соображения. О.п. — реакция на особенности существования дизайна в современном мире, когда полноценная реализация проекта возможна лишь при активном, заинтересованном участии заказчика, выступающего продолжением дизайнера, а не противоборствующей силой. Смысл О.п. заключается в установлении на всех этапах работы непрерывной обратной связи, диалога дизайнера и проектируемого материально-художественного контекста, включающего заинтересованного в реализации заказчика, занятого не традиционным поиском доказательств невозможности осуществления проекта, а находящим возможности его осуществления. ПЕРФОРМАНС (англ. performance — спектакль, представление) — система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию художественных намерений автора (авторов), своего рода «театр визуальных искусств». Появившийся в 1960-е годы, а в 1980-е достигший своей зрелости, вид творчества, лежащий в пространстве между традиционным театром и концептуальным искусством. П. объединяет театр, танец, музыку, видео, поэзию, кино, действие, однако разыгрывается не в театре, а в музеях, художественных галереях, в общественных средах. П. чаще всего создается визуальными художниками, драматургию его создает сам художник, он же активно участвует в нем своими произведениями и сам непосредственно. П. — естественная сегодняшняя форма театрального действия, свободная от пут театральных традиций, литературной драматургии, режиссерских школ, актерских привычек, произвола театральных художников. Для П. важен скорее сам процесс творчества, нежели завершенность произведения, важна сила воздействия самой акции, а не логическая ясность того, что творится. ПОП-АРТ — направление в искусстве, возникшее в 1950-е годы и развивавшееся в 1960-е, главным образом, в США, обратившееся от возвышенного, к чему традиционно стремились художники разного времени, к красоте обыденного, банального, к жизни во всех ее проявлениях, к той жизни, что течет сегодня — с шумом улицы, рек- Работы художников поп-арта: а — Джордж Сегал «Обеденный стол», гипс и реальные объекты, частная коллекция; б — Ричард Мауро, библиотечное кресло, 1978, коллекция М. Стоун. Нью-Йорк; в — Джаспер Джонс «Флаг на оранжевом поле», холст, масло, 1957; г — Энди Уорхолл «Пепси-Кола», холст, масло, 1962; д — Класс Ольденбург, парковая скульптура «Кельма», крашенная сталь,. Парк Скульптуры. Оттерло, 1971 ламой, телевизионными шоу, криком болельщиков и драмой одинокого человека. Художники П.-а. открыли возможность не только отображать жизнь, но жить в ней, будучи открытыми окружению, реагирующими на него и одновременно вносящими свою лепту в формирование окружения, среды. Объектами изображения художников П.-а. обычно являются клише сегодняшней реальности, «американского образа жизни», такие как флаг, консервы, кока-кола, кинозвезды. П.-а. часто пользуется изобразительным языком средств массовой информации, рекламы; средства изображения становятся объектом изображения. Среди выдающихся художников П.-а.: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол, К. Ольденбург, Д. Ро-зенквист, Т. Вессельман, Дж. Сегал. постмодернизм - состояние архитектурной мысли и практики, ставшее очевидным после выхода в сеет книги Ч. Дженксо «Язык архитектуры постмодернизма» (1977). Постмодернистское означает то, что не лежит в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманными этикой, эстетикой, философией. Отличается большей терпимостью к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, свободой в обращении с историческими заимствованиями, диалогом с заказчиком, потребителем. П. живет одновременно во множестве проявлений. Ни одно определение не может охватить все многообразие его состояний, ни один архитектор не может считаться вполне постмодернистом, ни одно здание не воплощает в себе понятие П. Постройки Ч. Мура, Р. Вентури, Р. Стерна, М. Грей-еза многослойны, с очевидностью обнаруживают заимствования из Ле Корбюзье, Л. Кана, а также образы Древнего Египта, Палладио; двойное кодирование, т.е. ориентацию одновременно на профессионалов и широкую публику; соучастие, диалог с потребителем; особое внимание к местной традиции, к духу места; многослойную метафоричность и особый, не вполне объяснимый дух тайны, метафизики. В промышленном дизайне П. нашел отражение в первую очередь в объектах бытового назначения. Примером постмодернистского формообразования может служить творчество итальянских групп «Мемфис» или «Алхимия». Менее откровенно, но все же явственно, проявляется П. и в других типах объектов — оборудовании интерьеров, компьютерной технике и даже в автомобильном стайлинге. В последнем случае это выражается в переосмыслении исторических (хотя и сравнительно недавних — 1950—1960-е годы) форм, в воспроизведении образных характеристик объектов, далеких от транспорта, или же просто в нарочито гротескных пропорциях вполне функциональных кузовов. П., но сути дела, поколебал, наконец, удерживавшийся в течение многих десятилетий канон «серьезности» архитектуры и дизайна, а также освободил их от любых стилевых ограничений, открыв почти беспредельную дорогу творческим экспериментам. Нередко постройки мастеров П. и их последователей превращаются в своего рода причудливо раскрашенные пространственные суперскульптуры, иногда — лишенные ортодоксальной архитектурно-функциональной или тектонической логики, но обретшие взамен черты радостного удивления богатству жизни, что возвращает нас к изрядно забытым традициям декоративной полихромии, свойственной смытой дождями раскраске храмов Древней Греции или наивным пластическим Постмодернизм в промышленном дизайне: Дж. Гебель, концептуальный эскиз автомобиля в стилистике часов «Свотч» символом ныне возрождающейся культуры Востока. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ - начальная стадия работ по дизайнерскому проектированию, цель которой преобразовать условия задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, удовлетворяющего эту потребность. Постройки архитекторов постмодернизма: а — X. Холляйн, ювелирный магазин в Вене, 1974, фрагмент фасада; б — Р. Мейер, «Атениум», 1975—1979, восточный фасад, Нью-Хармони. Индиана; в — М. Грейвз, «Снайдерсан Хауз», 1972, южный фасад. Индиана Суть методики предпроектного анализа в дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы. Первый —обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Общеизвестна техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы. Особенности метода начинают проявляться на втором этапе, когда проектировщик ставит себе задачу проблематизации задания. Ее смысл — восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием следующего смыслового этапа —тематизации(выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, которая предусматривает перебор таких решений, отнесенных к реальным слагаемым проектируемого комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д. Завершает предпроектный анализ сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, адизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее пространство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» для гигантского супермаркета, «коммуникации — на фасаде» в здании центра Ж. Помпиду в Париже и т.д. П.а. с равным успехом применяется и для объектов, имеющих прототипы и аналоги, и для тех, что появляются в проектном деле впервые, только для последних приходится особым образом обрабатывать исходную информацию. Например, проводитьсистемный по- иск — перебирая известные способы технологических решений проблемы составлять их в типологичёские системы. Тогда выявленные в них «пустые» ячейки типологического ряда могут стать базой нестандартных дизайнерских идей. Существует ипроблемный вариант формирования дизайн-концепции без прототипов — обусловленный новаторским видением проблем проекта и разработкой новых идей их решения. Например, внедрение новых материалов, конструкций, технологий, порождающих нетрадиционные формы дизайнерских изделий. ПРОДУКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — творческий процесс, ориентированный не на воспроизводство прототипа, а на освоение нетрадиционных аспектов социально-куль-турного содержания объекта проектирования с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, на проблематизацию проектной ситуации. П.п.д. отвечает потребности решения новых по содержанию и масштабу социальных или технических проблем. Разработка такого рода нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого «угла зрения» на возникающие в работе вопросы, выработкой новых пространственных концепций и нуждается в применении новых средств деятельности, соответствующих современному уровню научно-технического прогресса. ПРОЕКТ — промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации производства и последующей эксплуатации продукции. ПРОЕКТИВОГРАФИЯ - метод про-ектно-графической деятельности «построения различных вещей» на базе компьютерной техники, развивающий существующие учения «о фигурах, пропорциях и отображениях» (в частности, начертательную геометрию). П. — наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации в формотворчестве, в работе дизайнера, архитектора, инженера. П. сообщает творческой работе некоторое новое качество научного мышления, которое дается только специальными «проективными» методами преобразований в сочетании с привлечением комбинаторного мышления на основе перебора и изучения всех возможных перестановок пространственных элементов. Переход из трехмерного пространства в двухмерное, отображение на особым образом упорядоченном поле чертежа, дающее специфические метрические эффекты, является ключом расшифровки проектографических отображений, в «памяти» которых удерживаются многовариантные пространственные пластические решения формообразования. В проектографическом методе отображения преодолены два важных недостатка ортогонального метода — искаженности отображения элементов пространства, не принадлежащих прямоугольной системе плоскостной квантификации пространство, и практической невозможности в одних и тех же проекциях представлять различные пластические решения формы. ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятельности (наряду с планированием, программированием и др.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащий в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему общественного производства. ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ВООБРАЖАЕМЫХ УСЛОВИЯХ - способ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и условий — экспериментальных, неожиданных или недопустимых в обычной жизни. Способствует нахождению нетривиальных, оригинальных (на уровне изобретения) решений проектной задачи. Важные методические этапы — выбор и представление в виде «документа» воображаемых условий, написание «сценария» их воздействия и последствий. Далее осуществляется проектирование объектов для этой искусственно запроектированной среды, анализ его результатов и «перевод» проектных предложений в заданные условия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1916)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |