Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕСС -





совокупность эволюционной смены состояния и форм развития модели создаваемого объекта.

П.п. представляет собой последовательность действий, началом которых являются накапливание данных о работе и выработка исходной целевой установки. На ее базе определяются направления дальнейшего поиска решения, оцениваются альтернативные варианты и ведется разработка выбранной идеи с последующим уточнением и взаимоувязкой подструктур модели. Завершает процесс графическое, макетное или словесное описание, представление проектной модели.

В «классическом» дизайне задача синтеза функционально-компоновочно-го решения и его эмоционально-образного содержания предопределяет принципиальную схему процесса — параллельный поиск прагматических предложений (техническая, организационная, пространственная «дизайнерская» идея) и их эстетическая визуализация («художественная идея» — композиционная структура, зрительная трактовка ее элементов и т.п.). Эта схема достаточно эффективна во всех видах дизайна, особенно в средовом проектировании, где приходится одновременно учитывать множество разнообразных факторов становления средового образа. Но в конкретных вариантах проектирования, например, в графическом дизайне, последовательность и приоритеты П.п. выбираются автором индивидуально.

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА - программный план операционной деятельности дизайнера, сопряженный с целями и условиями роботы.

П.З. включает три компонента: исходное состояние, конечное состояние и процесс преобразования начального состояния в конечное (метод решения). Исходное состояние определяется программой, ситуацией и формулированием цели; конечное — и есть собственно проектная модель; третий компонент разъясняет процедуру целенаправленной переработки проектной информации в процессе творческой деятельности, где главная общая задача проектирования разделяется но отдельные подзадачи с точным указанием связей между ними.

П.З. представляет собой развитие проектного задания — программного документа, фиксирующего общие цели и установки работы.



ПРОЕКТНАЯ УСТАНОВКА - авторская ориентация в системе целей и приоритетов при формировании архитектурно-дизайнерских объектов.

Выделяют четыре типа П.у.: 1) «ситуативный» — внимание проектировщика сосредоточено на ценности некоего преходящего состояния в особой эстетической ситуации, когда объект выступает как средство ее осуществления; 2) «эсгетизирован-ный» — характеризуемый соотнесением объекта с художественным идеалом; нередко предусматривается эстетическая ценность будущего акта созерцания при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации; 3) «прагматический» — рассматривающий объект как средство удовлетворения определенной потребности, когда на первый план выступает конкретная полезность вещи; 4) «профессиональный» (противоположный прагматическому) — создание объекта, ценного с точки зрения его «делания», предметом интереса являются приемы организации функции и формообразования, конструктивная структура, архитектоника, использование средств символической значимости, соотнесение объекта с конкретикой среды и пр.

Этапы формирования облика средового объекта (процесс проектирования):

А— пространственная основа; Б— композиционная структура; В— конкретизация форм элементов среды; о — архитектурно-пространственная ситуация; 6 — предметное наполнение;1— доминанты; 2— акценты; 3— оси композиции; А— фоновые элементы; 5 — коммуникационные русла; направленность проектной работы

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ - система мер, обеспечивающих адекватное отражение архитектурных и дизайнерских идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования.

Стремление к улучшению проектного предложения заставляет автора в течение всего периода проектирования постоянно проверять и перепроверять — достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли впечатление возникнет у потребителя в процессе его эксплуатации, поскольку порядок действий проектировщика при воплощении проектной концепции весьма далек от простого механического перебора чертежных и расчетных операций.

Для успешного П.а. в распоряжении проектировщика должны находиться средства, позволяющие шаг за шагом сверять получившееся с первоначальными идеями, и если надо — вносить исправления. Эти средства должны включатьинструменты эстетического контроля соответствия результатов выполнения рутинных проектных операций (расчерчивание и образмеривание условных проекций, прорисовка деталей и фрагментов целого и т.д.) исходным предложениям имеры по исправлению допущенных ошибок. Вместе они составляют методологию П.а., т.е. набор эмпирических советов и правил, позволяющих автору:

• отойти, «отвыкнуть» от непрерывного общения со своим детищем, увидеть его свежим, непредвзятым взглядом;

• сверить проделанное с внутренне сформулированной творческой задачей, найти объективные и случайные отступления от намеченной «идеальной цели»;

ИССЛЕДУЕМЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

ВЫПОЛНЕНИЯ

АНАЛИЗА

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАВЕЕПЕНИЯ

ПРОЕКТА

введение "доминантной темы"

"доводка" доминанты

перестройка акцентного комплекса

целенаправленная корректировка исходных визуальных форм (стилизация, "Фирменный стиль", индивидуализация, работа с цветом, исправление пропорций и т.д.)

• масштабная координация

Примечание: проектно-аналитические действия могут рассматривать раздельно архитектурную ситуацию, предметный комплекс и среду в целом.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Проектный анализ, содержание и сферы приложения

• проанализировать «формальные» качества работы: гармоничность, колористическую согласованность, ритмические и пропорциональные связи и закономерности;

• выбрать меры по исправлению недочетов или разработать способы

РЕСУРСЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТА

• оригинальность

• масштабность

• тектоническая организация

• эмоциональный строй

дизайн-концепция (функционально-пространственная организация процесса)

архитектурно-художественная идея (предметно-пространственная композиция.

элементы композиции (архитектурно-дизайнерские "темы";

графическое завершение проекта

• составление дополнительных проекций, моделей и изображений

• "остранение" визуального решения -составление условных аналитических схем (композиционная структура, соотношение масштабных уровней, ритмическая организация, колористический анализ и т.д.)

ВАРИАНТЫ • технические (технологические')

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ * организационные

ОШИБОК • декоративные несоответствия

• искажения образа

• исправление композиции

• гармонизационные мероприятия

• уточнение художественной задачи

• технология функциональных процессов

• материалы и оборудование

• организационно-пространственная схема

• декоративные предложения

усиления положительных впечатлений.

Большинство приемов проектной проверки — от простейшего правила «отставить доску», чтобы взглянуть на нее целиком, до обязательности максимально полного моделирования

предполагаемых натурных впечатлений графическими средствами (построение и отмывка теней, иллюзорное воспроизведение цвета и фактуры материала, внесение в чертеж или макет «масштабных указателей» — изображенных в масштабе проекции людей, машин, прорисовка антуража) — дизайнеры почти автоматически получают в период профессиональной учебы. Но кроме того проектировщику надо уметь представлять любую целостно задуманную проектную модель в виде предельно упрощенных условных схем, иллюстрирующих «частные» формальные или содержательные стороны проектного замысла, например, в видеобобщенных композиционных схем. Дело в том, что в процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конструкциями, наборами оборудования исходная идея часто искажается, заслоняется случайными one чатлениями и подробностями. Поэтому время от времени имеет смысл по уже наработанным материалам проекта составлять условные схемы взаимосвязей композиционных элементов получающейся структуры, разбивая ее на содержательные уровни: пространственная композиция (акцентно-доминантный строй комплекса), композиционные системы отдельных предметно-пространственных или декоративно-художественных фрагментов и т.д.

Условные композиционные схемы помогают избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняют автору положительные и отрицательные стороны его идей, дают импульс к их развитию.

Другой прием — составление схем масштабной координациикак на базе общих проекций объекта или комплекса, так и для его фрагментарных предметно-пространственных сочетаний. Представляя, какие принципиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» масштаб) должен получить зритель от восприятия всего ансамбля, какие его компоненты должны осуществлять предполагаемые связи объекта с потребителем (тактильные контакты, подробное восприятие полной системы масштаб-

ных состояний, укрупненные общие ощущения), автор может нацеленно вносить необходимые преобразования в масштабный, а следовательно и в композиционный строй своего произведения.

ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР - интенсивная краткосрочная коллективная работа над общей темой, предполагающая активный обмен проектными идеями и совместный анализ проделанного.

П.с. — свободное от рутинности, эффективное средство творческого общения, которое использует различные формы работы, обеспечивает деловой, дружеский уровень сотрудничества, включает и эксперимент, и обучение при разработке поставленной темой семинара задачи. П.с. бывает дяух видов: обучпющий и чисто проектный. В первом случае приоритетным является демонстрация определенной методики работы, т.е. собственно сам процесс проектирования, во втором — получение проектного результата.

К задачам П.с относятся генерация проектных идей (так называемый «банк идей»), формирование концепции объекта проектирования и его проектного образа.

В ходе П.с. рекомендуется делить участников на проектные группы, причем эффективнее порядок, при котором вначале выполняется работа, условно называемая «конкурс» (но стадии выработки проектной концепции), а затем работа, трактуемая как «союз» — при разработке конкретных решений в рамках выбранной концепции.

ПРОТОТИП — существующее изделие (сооружение, средовой фрагмент), имеющее назначение, сходное с проектируемым объектом, используемое дизайнером как предмет предпроект-ного анализа с целью выработки или уточнения проектной идеи; в этом смысле практически не отличается от термина «аналог».

Иногда под П. понимается опытный образец проектируемого изделия, по результатам испытаний которого вносятся поправки в окончательный промышленный вариант.

РАБОТА С БИБЛИОГРАФИЕЙ И ИКОНОГРАФИЕЙ - совокупность способов поиска литературных и иллюстративных источников, их анализ, классификация и фиксация.

Изучение источников провоцирует и развивает интерес к процессу поиска материалов, активизирует такие способности, как внимание, чувство ориентации, обучает быстрой проверке полезности, быстрому просмотру, отбору и т.д. Включает методику работы с литературными источниками — определение цели чтения, метода осуществления процесса чтения, конспектирование, аннотирование, составление библиографии и картотеки; методы работы с иллюстрациями: обработка иконографических исследований параллельно с работой над литературой, сбор готовых иллюстративных материалов впрок (в том числе и личных работ), систематизация и обеспечение оптимальных условий хранения в иконотеке зарисовок, негативов, фотографий, диапозитивов, проектов, графических подлинников.

РАНЖИРОВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ — форма оптимизации принятия проектного решения путем сравнения альтернативных предложений с использованием общей «объективной» шкалы измерения.

Метод Р. и в. состоит из ряда последовательных действий:

• определение задач, которым должны отвечать варианты (если задачи надо ранжировать, их распределяют по степени предпочтения, если задачи должны быть взвешены, сравнены количественно или по приоритетам, назначают каждой из них коэффициент весомости, указывающий на ее важность по сравнению с другими задачами);

• измерение или оценка степени соответствия всех альтернативных решений каждой из ранжированных или взвешенных задач;

• преобразование полученных результатов в процентные отношения при ранжировании и в абсолютные величины цифровых коэффициентов весомости при взвешивании задач;

• выбор альтернативных проектных решений, имеющих наилучшие процентные отношения или наибольший коэффициент весомости.

РЕПРОДУКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — система действий, направленная на получение (воспроизводство) известного результата известными средствами и основанная на повторении привычных схем действия.

В реальной практике проектирования Р.п.д. представляет собой процедуру проектирования по образцам, логическим аналогам, прототипам, при этом дизайнер, архитектор часто сохраняют существенные качества прототипа и изменяют несущественные. Р.п.д. является основой типового проектирования.

Стандартизированная система уличного оборудования и визуальных коммуникаций

для Нойбранденбурга. Германия, 1987

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний.

Р. в дизайне надо рассматривать как одну из эффективных форм развития навыков аналитического мышления, как путь к объективной оценке собствен-

ных сил и творческих потенций по сравнению с другими членами проектного коллектива. Для изучения и понимания Р. ее надо рассматривать в контексте существования разного рода социальных групп, объединенных совместной деятельностью. Тогда представление о себе, о своем месте в группе, о реакции группы на индивидуум, воспринятые через призму общего дела, становятся мощным психологическим стимулом к самосовершенствованию, освоению профессии, стремлению к лидерству.

РОК-КУЛЫУРА (от англ. иоск» -качаться, раскачиваться) — тип современной молодежной музыкальной культуры, сложившийся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Возникла в 1950— 1960-е годы в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде западной молодежи (хиппи, «новые левые» и др.). Одна из причин появления Р.-.к. — изобретение новых типов музыкальных инструментов (электроорган, электрогитара и т.п.).

Рок-музыка, основа Р.-.к., ведет свое происхождение от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза и музыки кантри. Она представлена множеством стилевых форм и направлений, национальных и региональных разновидностей. Кроме того, для Р.-.к. характерны индивидуальные, «именные» исполнительские рок-стили (рок-пер-форманс), связанные с культом «звезд».

Р.-к., рожденная как музыка протеста, сегодня, наряду с джазом и поп-музыкой, является классикой современного музыкального искусства. Рок в более широком значении раскачивает культуру бездумного потребления, в которой погрязло современное общество. Можно считать, что Р.-.к. стала синонимом молодежной культуры в целом. Практически Р.-к. — это характеристика возрастной группы, которая естественным образом проходит фазы протеста, отторжения, освобождения от пут традиции, морали, стереотипа на пути соединения с культурой в целом.

Проявления Р.-к. подчеркнуто визуализированы, артикулированы. Вызов общественному мнению, выходящий подчас за рамки общепринятых норм поведения, — «кожано-металлический» имидж, мотоциклы «Харлей-Дэвидсон», громкая музыка — сегодня это стало неотъемлемой частью не только западного, но и нашего образа жизни.

Как бы скептически, иронически, критически не относилась к року официальная культура, для дизайнера Р.-.к. является частью социально-культурного контекста, с которым он имеет дело, проектируя стиль, вещь, среду. Сегодняшний дизайнер обязан понимать закономерности и особенности этого явления и обслуживать его, направляя культуру протеста в русло здорового обновления.

РУННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ — следы, оставляемые инструментами, «завершающими руку», ма-

термальная репродукция и визуализация мыслительных творческих процессов.

Рисунок, чертеж — традиционные графические формы, характерные для индивидуального подхода к проектированию. В зависимости от задач проектирования они модифицируются от наброска к штудии, от случайного подсобного инструмента при экстренной работе до специального подбора специфических материалов и средств при целенаправленном проектировании. Особые приемы рисунка позволяют эффективно воспроизводить среду, материал, конструкцию, особенности фактуры и текстуры проектируемого объекта. В задачи проектного рисунка входит воспроизведение на двухмерной плоскости представлений о трехмерном пространстве. С этой целью используются линейная и тоновая перспективы, единовременное изображение предмета в нескольких ракурсах, кодирование проекциями, совмещение контуров и форм, изображение «на просвет» и т.д. Применяются также тон, линия, точка, пятно и специальные обозначения, принятые в техническом рисунке, черчении, начертательной геометрии. Наиболее наглядно представляет спроектированный предмет отмывка с имитацией объема, цвета, фактуры, текстуры, разъемов и т.п.

Нетрадиционные графические технологии способствовали возникновению особой группы Р.г.ф., где проектное изображение получается не в результате непосредственного соприкосновения руки человека с фоновой плоскостью, о как следствие манипуляций вспомогательными средствами, что активизирует исполнительское и проектное мышление. В нетрадиционных методиках используют поролоновый валик, пульфон, аэрограф и другие инструменты, приемы преобразования текстуры плоскости зажириванием, обработкой клеем или химическими препаратами и т.д.

СБОР ИНФОРМАЦИИ - комплекс приемов и способов получения исходных данных для проектирования. Умелый их выбор и использование оказывают большое влияние на эффективность работы дизайнера, архитектора, проектировщика.

Методы С.и. делятся на две группы: 1) элементарные (наблюдение, си-муляционный метод, прямая анкета, интервью, свободная беседа, тест, психофизиологические исследования, изучение документов, анализ содержания); 2) синтетические (косвенная анкета, сопоставление источников, аналогии и т.д.). Выбор метода сбора данных зависит от программы исследований и наличия источников информации.

В отдельности каждый метод имеет как достоинства, так и недостатки, те и другие ограничения; дополняя один метод другим можно получить наиболее качественный и действенный результат.

СЕТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ - форма проведения и визуализации результатов системного поиска оптимальных взаимосвязей между элементами в границах рассматриваемой проектной проблемы.

Суть поиска состоит в графической фиксации элементов объекта, построении матриц графика взаимодействий (где точка изображает элемент, а линия — связь) и выявлении структуры сети при проектном изменении положения «точек» и сведении к минимуму количество пересечений «линий».

Метод С.в. применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой объективной проверки правильности решений, неосуществимой чисто мысленным или визуальным путем.

«СИНЕКТИКИ» МЕТОД - проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы.

Творческая активность в «С.»м. вызывается внутренними причинами или побуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА-СРЕДА» (СЧМС) — состоит из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность, и предметно-пространственной среды, в которой это деятельность осуществляется.

СЧМС — одно из базовых понятий эргономики, раскрывающее механизм построения оптимальных чувственных, эксплуатационных, функциональных связей между субъектом деятельности, человеком и ее результатом — средой обитания или ее элементами — через рациональность, комфортность и эффективность устройства промежуточного между человеком и средой звена, «машины» (так в эргономике называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности).

Система «Объект—человек»: схемы автономных связей фрагментов СЧМС разного типа

СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА СТРАТЕГИЯ — общая направленность и последовательность действий по преобразованию исходного технического (проектного) задания в готовый проект (объект). Выбирается проектировщиком или коллективом проектировщиков.

С.д.с. — это может быть единый метод, следование которому ведет к проектному решению; но чаще это совокупность действий с использованием различных методов проектирования. С.д.с. может меняться в ходе проектирования в зависимости от результатов предыдущих действий или оставаться неизменной на всем протяжении проектного процесса, отличаться по степени заданности и схеме поиска.

Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях, для проектирования «по прототипу» или аналогового проектирования. Часто они не нацелены на изобретение нового, удобны для использования ЭВМ. С.д.с., изменяемые во времени и по ходу работы, как правило, предназначены для поиска и разработки новых решений, инноваций.

По схеме проектного поиска стратегии бываютлинейные (последовательная цепочка действий, ведущих к результату),цикличные (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов) иразветвленные (включающие параллельные и альтернативные разделы проектирования).

Кроме того различают адаптивный поиск, где определен лишь первый шаг, и случайный — стратегия, отличающаяся преднамеренным отсутствием плана.

Существуют также методы управления стратегией, предназначенные для оценки успешности ее применения, сохранения ее принципов на тех этапах проектного процесса, где она действенна, и изменения стратегии, если она перестает соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется соотношением условий «дано» и «требуется» в начале и конце процесса проектирования, а характер промежуточных действий является содержанием тактики системного дизайна.

СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА ТАКТИКА — комплекс мер, методов и приемов проектирования системного объекта дизайна, сформированный применительно к каждому конкретному шагу проектного процесса на пути исследования взаимосвязей между средой и ее конкретными элементами — вещами и процессами, протекающими в ней с участием человека или общества в целом.

В отличие от стратегии проектирования, С.д.т. не определяет генеральную линию проектного движения, а служит разработке частных, с точки зрения целого, мер «близкодействия» в рамках конкретной проблемы. Методами С.д.т. являются: создание «системотехник», т.е. конкретных технических и функциональных систем, обеспечивающих осуществление определенных процессов (например, управление автостоянкой: прием, выпуск и обслуживание машин); проектирование систем «человек—машина», обеспечивающих внутреннюю согласованность между человеческими и машинными компонентами с разделением их функций и нахождением «общего языка» между человеком, машиной и средой и т.д.

С.д.т. связано с формированием и созданием «языкового единства» в





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)