Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс обучения, основные принципы



2015-11-08 1316 Обсуждений (0)
Процесс обучения, основные принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




И методы обучения.

 

В системе служебной и боевой подготовки содержа­ние процесса обучения пожарных подразделений и нач­состава определяется соответствующими учебными пла­нами, программами, наставлениями и указаниями. Оно должно быть достаточным для подготовки и совершенствования специалистов высокого уровня, отвечающих современным требованиям. Процесс обучения в системе ПТП направлен на то, чтобы выработать у начсостава необходимые навыки и умения, дать теоретические знания, сформировать высокие морально-психологиче­ские и боевые качества, повысить интеллектуальный уро­вень, развить физическую силу, а также психологически подготовить к боевой работе на пожарах.

С точки зрения структуры процесс обучения представ­ляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемых. Обучающий передает свои знания, при этом для повышения эффективности обучения оказывает влияние на психику обучаемых различными средствами педагогического воздействия. Обучаемые активно реагируют на воздействие обучающего и овладевают определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны неразрывно связаны и активны. В качестве обучающих в системе ПТП выступает начсостав, отвечающий, по своим функциональ­ным обязанностям, за организацию тушения пожаров. Следовательно, для осуществления процесса обучения на высоком уровне, начсостав должен знать основы педагогики и иметь соответствующие навыки обучения. Немаловажным в обучении является познавательная деятельность обучаемых. Овладевая учебным материалом, обучаемые познают то, что уже открыто используется на практике, но эти истины им приходится открывать заново. Глубина познавательной деятельности обучаемых в значительной степени зависит от способов преподавания. При объяснительно-иллюстрационном изложении учебного материала внимание обучаемых сосредотачивается на том, чтобы понять и запомнить излагаемый материал. При проблемном преподавании обучаемые сами ведут поиск истины под руководством обучаю­щего, добывая знания путем решения нестандартных творческих задач. При проблемном преподавании у обу­чаемых успешнее формируются творческие способности, лучше развивается аналитическое мышление.

Началом процесса овладения знаниями является по­становка и осознание познавательной задачи. Роль об­учающего на данном этапе заключается в том, чтобы вы­двинутая им задача в процессе занятия была понятна обучаемым. Практические задачи у об­учаемых вызывают интерес и формирует потреб­ность в ее решении. В большей степени это достигается, когда познавательная задача ставится проблемно, опирается на знания и опыт обучаемых и способствует приобретению практических навыков и умений. Восприятие протекает в различных формах: путем наблюдения за явлениями и действиями, слушания речи и чтения текста, решения практических задач, исполнения действий или посредством комби­нирования слушания и наблюдения, чтения и решения практических задач.

Обучающие должны создавать все условия, чтобы об­учаемые глубоко осмысливали изучаемый материал. Ос­мысливание учебного материала — основное звено про­цесса овладения знаниями. Суть его состоит в логической обработке восприятий и сложившихся представлений, в уяснении существа научных понятий, в формулировании собственных выводов.

В процессе обучения важно обеспечить не только вос­приятие и осмысливание материала, но и закрепление его. Память человека имеет свойство быстро терять полученную информацию. Процесс забывания во времени можно выразить в виде нисходящей кривой: вначале потеря информации происходит быстро, а затем медленнее. Следовательно, очень важно предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его изучения. Обучающий может добиться этого путем повто­рения и закрепления ранее изученного материала при передаче новых знаний, а также путем решения комплексных задач, особенно практических.

Основной целью обучения является применение полученных знаний на практике. Это достигается: при выполнении различных практических заданий в специальных классах и аудиториях; в процессе боевой работы при решении пожарно-тактических задач на местности; во время проведения пожарно-тактических учений. Практические занятия позволяют сформировать систему профессиональных навыков. Формирование этих навыков происходит в процессе сознательной, целенаправленной деятельности и складывается из многократного их повторения.

На основе знаний и навыков формируются умения, которые включают в себя элементы творчества, позво­ляющие пожарному специалисту успешно действовать в непрерывно меняющейся обстановке на пожаре.

Обучение начсостава пожарной охраны произво­дится на основе общих руководящих положений и зако­номерностей педагогики. Для того чтобы учебно-воспи­тательная деятельность обучающего была эффективной и целенаправленной, педагогической наукой выработаны требо­вания к организации, содержанию и методике обучения. Эти положения принято называть дидактическими прин­ципами. Исходя из основных задач ПТП начсоста­ва, используются различные дидактические принципы.

Принцип научности обусловлен общей дидактической закономерностью, согласно которой должно быть глубоко и доказательно раскрыто каждое положение изучаемого материала. Нельзя допускать ошибок и неправильных толкований сущности законов и явлений природы и общества, а также механического зазубривания теоретических выводов и обобщений. Знания, которые получают обучаемые, должны быть достоверными и отвечать последним достижениям в области организации и тактики тушения пожаров.

Смелое внедрение и практику обучения всего передового в методике обучения, постоянное выявление более совер­шенных и действенных способов повышения боевой подготовки есть важнейшее условие соблюдения принципа научности.

Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении боевых действий на пожаре» воплощается в жизнь на занятиях в системе боевой и служебной подготовки, а также в ходе практических занятий и учений на местности в условиях, максимально приближенных к реальным на пожарах. Наиболее эффективными средствами максимального приближения обстановки на занятиях к реальной при обучении начсостава в системе ПТП являются имитация обстановки условного пожара, а также проведение занятий и учений на специальных полигонах и огневых полосах. Имитация должна максимально соответствовать замыслу занятий и быть по возможности полной и варьируемой в зависимости от принимаемых решений и проводимых боевых действий.

Для того чтобы успешно и эффективно реализовать указанный принцип обучения, каждый руководитель пожарной охраны обя­зан: своевременно и глубоко изучать новые виды пожар­ной техники и пожарно-технического вооружения, совре­менные огнетушащие вещества, приемы и способы веде­ния боевых действий в различной обстановке на пожа­рах; анализировать, обобщать и внедрять в практику обучения все передовое.

Принцип сознательности, активности и ответственности обусловливается необходимостью подготовки активных и сознательных работников пожарной охраны. Обучаю­щие должны организовывать и проводить занятия так, чтобы обучаемые сознательно относились к труду, были активны в ходе занятий, осмысленно и глубоко овладе­вали знаниями, навыками и умениями. Сознательное ус­воение учебного материала происходит посредством пра­вильного его восприятия, умения логично мыслить и гра­мотно применять полученные знания на практике. Обучающие должны добиваться, чтобы обучаемые глубоко продумывали материал, осмысливали его причинно-след­ственные связи и закономерности. Это расширяет кру­гозор обучаемых, приучает пользоваться такими логиче­скими операциями, как анализ, синтез, обобщение, срав­нение, индукция, дедукция. На основе логических построений обучаемые самостоятельно анализируют фак­ты, явления и расчеты, обобщают собранный материал, формулируют выводы, находят и исправляют ошибки.

При решении практических задач обучающий должен добиваться, чтобы обучаемые не просто действовали на пожаре, применяя общепринятые приемы и способы ведения боевых действий, но и своевременно замечали изменение обстанов­ки, выявляли и анализировали свои неверные действия, самостоятельно искали наиболее эффективные пути выполнения поставленных перед ними задач.

Принцип наглядности обучения основан на особен­ностях мышления обучаемых, которое развивается от конкретного к абстрактному. Ушинский К. Д. считал, что знания будут тем проч­нее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Этот принцип отражает неразрыв­ную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя. Наглядность повы­шает интерес обучаемых к познанию и делает процесс обучения более легким и доступным.

В системе боевой и служебной подготовки личного состава используются различные виды наглядности: на­туральная или естественная наглядность (ее обеспечи­вают пожарная техника и пожарно-техническое воору­жение, учебные полигоны, психологические огневые полосы, термодымокамеры, различные объекты и др.); изобразительная наглядность (средства имитации, фото­снимки, объемные наглядные пособия, экранные, графи­ческие и звуковые средства наглядности); словесно-образная наглядность (яркие примеры обстановки и действий в процессе тушения реальных пожаров); практический показ приемов и способов боевых действий.

В системе ПТП личного состава нашли широкое при­менение диафильмы, учебное кино, телевидение, магни­тофонные записи, обучающие машины, экспонометры для расчета сил и средств, компьютеры, средства радио­связи и другие новейшие технические средства обучения, обеспечивающие наглядность на занятиях. Использование средств наглядности в системе ПТП — дело творческое; обучающие должны постоянно подбирать наиболее эффективные наглядные пособия, а также разрабатывать методику их использования в процессе занятий.

Принцип систематичности, последовательности и ком­плексности означает, что учебный материал надо изучать в строго логической последовательности. Нужно систе­матически организовывать труд обучаемых, добиваться освоения ими в определенной последовательности зна­ний, навыков и умений. Систематичность и последовательность в обучении активизируют умственную деятельность обучаемых, способствуют лучшему запоминанию материала и уверенному применению получаемых знаний на практике. При подготовке и проведении занятий согласно указанному принципу надо строить обучение так, чтобы новые знания, навыки и умения усваивались обучаемыми в связи с ранее изученными и отработанными, закреплялись и совершенствовались на их базе. Важно на каждом занятии излагать учебный материал так, чтобы облегчалось усвоение материала на последующих занятиях. Реализация требований этого принципа обеспечивает глубокое усвоение знаний, навыков и умений, развивает логическое мышление обучаемых, приучает творчески решать задачи, делать правильные выводы и обобщения.

Принцип обучения при высоком уровне трудностей обусловливается закономерностями познавательной деятельности обучаемых, их умственными и физическими возможностями. Необходимость обучения при высоком уровне трудностей вытекает из характера и особенно­стей боевой работы личного состава на пожарах. Суть принципа состоит в том, чтобы обучаемые овладевали знаниями, навыками и умениями при высоком уровне напряжения своих ум­ственных и физических возможностей, осуществляли действия на занятиях в кратчайшие сроки и с таким же напряжением моральных и физических усилий, как этого требует об­становка на пожарах. Посильным и в то же время напряженным обучение является тогда, когда обучающий не злоупотребляет терминологией, излагает материал доступно и глубоко, не перегружает объяснение второстепенными фактами и деталями, не отвлекает внимание обучаемых от главных идей и вопросов.

Одно из требований данного принципа — обеспече­ние высокого физического напряжения обучаемых на тактических занятиях при решении задач и упражнений, на тактических учениях, на психологических полосах, полигонах и в теплодымокамерах. Вместе с тем физи­ческая нагрузка не должна быть чрезмерной и приводить к быстрой усталости, так как все занятия по ПТП, как правило, проводятся во время боевого дежурства и лич­ному составу в течение суток необходимо обеспечивать успешное тушение пожаров. Во всех случаях обучающим следует придерживаться правил: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее сложного к более сложному, от менее трудного к более трудному.

Принцип обеспечения прочности овладения знаниями, навыками и умениями вытекает из необходимости реше­ния профессиональных задач начсоставом в усло­виях ограниченности времени и сложности обстановки на пожарах. Экстремальные и стрессовые условия тушения пожаров требуют прочного усвоения знаний пожарной тактики, развитых и стойких навыков и умений, необходимых для выполнения боевой работы в разнообразной и сложной обстановке. Поэтому обучающий должен тщательно отбирать учебный материал, продумывать организацию и методику прове­дения занятий.

Опыт проведения занятий с начсоставом показывает, что для достижения прочности знаний, навыков и умений следует стремиться делать изложение доказательным, логичным, доступным и эмоциональным. При обеспечении прочности знаний, навыков и умений важную роль играют: организация углубленного повторения материала; создание условий для регулярной учебной работы; организация тематических упражнений, применения знаний, навыков и умений на практике; проверка усвоения учебного материала.

Принцип сочетания коллективности и индивидуального подхода обусловливается тем, что занятия по ПТП про­водятся с обучаемыми в составе подразделения (отделения, караула) или группы начсостава. Как показывает практика, коллективность в обучении вызывает у обучаемых общий интерес, атмосферу здорового соперничества и вместе с тем совместного поиска наиболее удачного решения; приобретаются навыки совместных практических действий при решении задач, поставленных перед подразделением в процессе тушения пожаров. Для этой цели обучающие используют постановку общих задач подразделению, осуществляют анализ предложенных решений и поддержку самых удачных из них, организуют свободный обмен мнений по вопросам, которые представляют общий интерес для личного состава.

Создавая благоприятные условия для коллективной работы обучаемых в составе подразделения (группы), обучающий должен в то же время индивидуально подходить к каждому из них. Для этой цели каждый командир (обучающий) обязан постоянно изучать на протяжении всего периода службы индивидуальные особенности каждого обучаемого: его способности, уровень общего развития и специальной подготовки, волевые качества, уровень физического развития, отношение к службе взаимоотношения с окружающими и др. Индивидуальный подход необходимо применять к каждому обучаемому для того, чтобы обеспечить активную, в полную меру его сил и способностей работу в процессе обучения, а также знать, на что способен обучаемый в боевой обстановке на пожарах.

Все указанные принципы обучения находятся во взаимной связи, поскольку каждый из них отражает какую-либо сторону процесса обучения. Нарушение требований любого из них приводит к нежелательным последствиям при реализации требований других принципов.

В учебном процессе все изложенные принципы во­площаются в жизнь с помощью методов обучения, кото­рые связаны между собой и определяются дидактиче­скими принципами.

Методы обучения — это способы общения и совмест­ной работы обучающего и обучаемых, с помощью кото­рых осуществляется усвоение обучаемыми знаний, навы­ков и умений, развиваются их познавательные и физиче­ские способности, формируются морально-боевые и психологические качества. В практике преподавания исполь­зуются многие методы обучения. В основном применяют­ся: устное изложение учебного материала (лекция, рассказ, беседа, объяснение); обсуждение изучаемого материала (семинар, диспут, собеседование, обмен мне­ниями); показ (демонстрация) с пояснением; упражнения (физические, пожарно-строевые, тактические по оценке обстановки, принятию обоснованных решений и отдаче распоряжений при тушении пожаров, технические и комп­лексные, деловые игры); тушение условных пожаров (решение пожарно-тактических задач на местности, так­тические учения, тренировки на специальных полигонах, на огневых полосах психологической подготовки, в теплодымокамерах); исследования (анализ боевых действий на пожарах и разбор потушенных пожаров, определение эффективности новых огнетушащих средств, системати­зация передового опыта); самостоятельная работа (изу­чение основ тактики тушения пожаров, руководящих до­кументов, пожарной техники, ПТВ, оперативно-тактических особенностей района выезда и объектов, написание рефератов).

Самостоятельная работа — основной метод повыше­ния квалификации начсостава при изучении оперативно-тактических особенностей района выезда части (объек­та), процессов развития и тушения пожаров на различ­ных объектах охраняемого района, новой пожарной тех­ники, руководящих документов, пожарно-технической литературы, а также положительного опыта работы. Она осуществляется в течение всего периода службы под ру­ководством соответствующих командиров и начальников и является служебной обязанностью всего начсостава.

Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, которые называют приемами обучения. Все методы и приемы обучения взаимосвязаны и применяются комплексно. Выбирая методы и приемы для про­ведения предстоящих занятий, обучающий долженисхо­дить из учебно-воспитательных задач, уровня подготовки обучаемых, содержания занятий, состояния учебно-материальной базы и некоторых других условий. При этом наибольшую роль играют опыт обучающего, его творческий потенциал и способность всесторонне оценить свои возможности, использовать все передовое, которое целесообразно применить в учебном процессе. Для решения некоторых тактических и психологических задач эффективны методы программного обучения с применением электронно-вычислительной техники.

Чтобы правильно оценивать эффективность учебного процесса, проводить его корректировку и совершенствование, используют проверки и оценки знаний, навыков и умений. Проверки бывают предварительными, текущими, итоговыми. Методами проверок являются: контрольное наблюдение, анализ результатов практической работы, устный или письменный опрос, а также опрос с использованием технических средств. Итоги проверок знаний, навыков и умений оформляются в виде оценок по пятибалльной системе в журналах учета успеваемости и других документах. Методически правильная оценка знаний обучающих способствует повышению боеготовности и бое­способности подразделений.

Начсостав, прошедший ПТП, обязан знать:

— оперативно-тактическую характеристику и особенности района выезда пожарной части (охраняемого объекта), взрывопожароопасных и особо важных объектов (цехов, установок) в охраняемом районе и в других районах, в которые выезжает караул по повышенным но­рмам вызова;

— тактико-технические характеристики пожарных машин и оборудования и тактические возможности подразделений гарнизона пожарной охраны;

— уставы, наставления, указания и другие руководящие документы, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, а также правила охраны труда при несении службы и ведении боевых действий;

— закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;

— огнетушащие вещества, особенности их применения, приемы и способы подачи и защиты от них окружающей среды при тушении пожаров;

— методику расчета сил и средств для тушения по­жаров, особенности и принципы их расстановки;

— назначение, устройство и правила эксплуатации средств защиты органов дыхания и средств связи, а также ру­ководящие документы по их применению на пожарах;

— основные формы и методы обучения и воспитания личного состава.

Начсостав обязан уметь:

— правильно оценивать обстановку, определять решающее направление боевых действий на пожаре, необходимое количество сил и средств для тушения, принимать решения и отдавать четкие распоряжения по их реализации, чтобы обеспечить успешное тушение по­жара;

— работать со спецагрегатами и техническим обору­дованием пожарных автомобилей, находящихся на во­оружении гарнизона пожарной охраны, уверенно поль­зоваться радиосредствами и работать в средствах защиты органов дыхания;

— методически правильно готовить и проводить лю­бые пожарно-тактические занятия и учения;

— исследовать пожары и боевые действия личного со­става при их тушении, оформлять документы и материа­лы по результатам исследования, организовывать и про­водить разборы пожаров;

— составлять планы и карточки тушения пожаров на объекты и сельские населенные пункты, расписание вы­езда пожарных частей гарнизона, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельском районе, инструкции по взаимодействию пожарной охраны со службами города (района, объекта) и прочие доку­менты по вопросам пожаротушения;

— организовать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться их своевремен­ного и качественного их выполнения.

Начсостав должен постоянно и активно внедрять в учебный процесс последние достижения науки и техни­ки, совершенствовать содержание, формы, методы и приемы обучения личного состава, что обеспечит даль­нейшее повышение боеготовности и боеспособности под­разделений и гарнизонов пожарной охраны.

 

Планирование пожарно-тактической подготовки.

 

Планирование тактической подготовки является важ­ным фактором, определяющим её результаты. Разработка тематических планов боевой и служебной подготовки и их содержание должны бази­роваться на анализе боевых действий пожарных подразделений на пожарах за истекший период. При планировании ПТП учитывают ошибки, допущенные при тушении пожаров за истекший период. Сопоставляя ошибки, допу­щенные в различные периоды времени, выясняют, какие из них допускаются в меньшем количестве, какие встречаются еще достаточно часто, а какие участились. Ошибки, допускаемые начсоставом на пожарах, можно условно сгруппировать: некачественная разведка пожара; неправиль­ное определение решающего направления боевых действий на пожаре; малоэффективная организация работы личного состава; незнание оперативно-тактических особенностей объекта, на котором возник пожар; некачественное управление силами и средствами; неправиль­ное или неполное прогнозирование обстановки; непол­ное использование тактических возможностей пожарных подразделений; при­менение неэффективных средств ликвидации горения; использование маломощных стволов; незнание водоисточников и неправильное их использование и др.

Такой анализ позволяет составить тематический план на новый период учебы в необходимой последовательности, определить организационные формы и содержание занятий с таким учетом, чтобы изжить выявленные недостат­ки в организации и тактике тушения пожаров. Данный анализ можно проводить в масштабе области, отряда или части.

При анализе ошибок в масштабе части целесообраз­но также учитывать действия командиров отделений и пожарных. Характерными ошибками, допускаемыми ими на пожарах, могут быть: неправильное определение бое­вых позиций ствольщиков на пожарах; подача огнетушащих средств ствольщиками «по дыму», неэффективное применение огнетушащих средств; отсутствие резерва рукавной линии для маневрирования стволом; нарушение правил охраны труда при проведении разведки и др.

Все замеченные ошибки должны быть учтены при разработке тематических планов и других планирующих документов по боевой подготовке личного состава части.

Количественный и качественный анализ недостатков целесообразно осуществлять не только по результатам тушения пожаров, но и с учетом ошибок, допущенных на тактических занятиях и учениях.

При планировании ПТП, кроме результатов анализа боевых действий, целесообразно учитывать характерные особенности и происшедшие изменения в районе выезда части и в гарнизоне пожарной охраны в целом. Следует планировать занятия по изучению и отработке боевых действий на вновь вводимых в эксплуатацию и реконст­руированных особо важных и пожаровзрывоопасных объ­ектах, по изучению и использованию новой пожарной техники, которая вводится в боевые расчеты, по внедре­нию передового опыта работы подразделений на пожа­рах. Занятия по отработке боевых действий в теплодымокамерах и на огневых психологических полосах должны предусматриваться в планах ежегодно, систематически; по количеству часов и срокам проведения они должны соответствовать действующим руководящим документам.

 



2015-11-08 1316 Обсуждений (0)
Процесс обучения, основные принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс обучения, основные принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.043 сек.)