АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Активные методы обучения сотрудников Органов управления.
В настоящее время наиболее часто используется традиционный метод обучения. Хотя в нём на первый взгляд есть все атрибуты активной учебно-познавательной деятельности: изучение, наблюдение, анализ, обсуждение и т. д. Однако слушателям с самого начала уготовлена роль ... слушателей. Они и в самом деле слушали и ничего не открывали, не обнаруживали, не искали. Ни каких проблем и вопросов на занятии перед ними не возникало. Руководитель занятий рассказывал, объяснял, обосновывал, иллюстрировал рассказ примерами из жизни. В тоже время учебный процесс должен, во-первых, быть имитацией той среды, в которой живут и трудятся обучаемые; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы трудовой деятельности; в-третьих, обеспечивать формирование у обучаемых способность решать практические задачи, изменять и улучшать тот мир, в котором они живут. В процессе тактической подготовки при использовании не имитационных методов обучения можно сформировать у обучаемых знания, умения, навыки по профессии и по специальности, но чрезвычайно трудно сделать это по должности. Активные методы обучения по сравнению с традиционными обеспечат здесь и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную активность, и высокую степень интенсивности учебного процесса и его творческий характер. Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решать три учебно-организационые задачи: — подчинить процесс обучения управляющему воздействию руководителя; — обеспечить включение в активную учёбу как подготовленных слушателей, так и новичков; — установить непрерывный контроль за процессом усвоения материала всеми слушателями. Кроме этого активные методы обучения способствуют успешному формированию у слушателей комплекса положительных деловых качеств, таких как: — способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи; — умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения; — готовность принять на себя ответственность за деятельность группы; — способность устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу; — умение преодолевать сопротивление окружения, предупреждать столкновения и разногласия; — желание быть полезным людям; — знание уровня своей компетенции, умение анализировать и оценивать свои действия; — готовность рассматривать проблему с точки зрения своего коллеги, товарища; — умение находить причины и источники критических ситуаций; — способность выдвигать и формировать идеи, предложения и проекты; — готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения; — умение избегать повторения ошибок и просчетов; — способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным; — способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, действий; — умение ценить и продуктивно использовать рабочее время; — потребности к самообучению и самосовершенствованию. Активное обучение помогает человеку обрести власть над ситуацией, исключает возникновение одного из самых неуправляемых явлений «Стечение обстоятельств». В основеактивных методов обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает руководителя занятий сделать каждого слушателя участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения поставленных задач и проблем в учебном курсе. Понятие активных методов обучения распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий. Вот некоторые из них: — метод конкретных ситуаций (МКС); — ролевые игры (РИ); — решение практических задач (РПЗ); — игровое проектирование (ИП); — программированный опрос (ПО); — игровое моделирование боевых действий (ПТЗ, ПТУ); — деловые игры на местности и в классе (ДИМ, ДИК). При использовании метода конкретных ситуаций обучаемым предоставляется ситуация, связанная с действиями по тушению пожара. Задачей обучаемых является коллективное принятие решения в указанной ситуации. Для активизации занятия организуются несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает свой собственный метод решения задачи, и затем обсуждает их. При обсуждении возможно и предварительное рецензирование и публикация, защита решений и другие способы создания и поддержания эмоционального напряжения обучаемых. Подведение итогов и оценка результатов проводится преподавателем, ведущим занятие. Приведем несколько таких ситуаций: Пример 1. При тушении пожара в резервуарном парке нефтеперерабатывающего завода был допущен ряд ошибок, которые повлияли на исход тушения пожара. Необходимо выявить допущенные ошибки и принять правильное решение. Пример 2. Ночью во время пожара в 26-этажном административном здании горение распространилось с 1 этажа на 24, минуя промежуточные этажи. Первый РТП подал стволы на тушение 24 этажа, а после этого принял решение тушить пожар на первом этаже. Необходимо оценить действия первого РТП и принять решение. Рассмотрим особенности указанных конкретных ситуаций и метода в целом. В этих двух ситуациях обучаемые выступают в качестве экспертов и решают задачи экспертного оценивания. Большая альтернативность здесь обусловлена различием личных приоритетов обучаемых (экспертов). Комплексное мнение экспертов формируется в виде решения со ссылкой на нормативные документы (БУПО, указания и рекомендации по тушению пожаров на конкретных объектах), а также на полученные данные с помощью расчета. Характерными признаками метода анализа конкретных ситуаций являются следующие: наличие модели социально-экономической системы; большой альтернативности решений; коллективная выработка решений; единая цель при выработке решений; наличие системы оценивания дёятельности обучаемых; наличие управляемого напряжения обучаемых. Перечисленные признаки метода МКС определяют область его эффективного применения. Очевидно, этот метод наиболее целесообразен в тех случаях, когда рассматривается относительно сложная задача. Однозначное, единственно правильное решение, заранее известное преподавателю может отсутствовать. В этом случае преподаватель при оценке вариантов формирует свое мнение с учетом материалов, предложенных участниками занятий. Использование метода ролевых игр в учебном процессе позволяет формировать у обучаемых умения и навыка решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя даже в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2:1. Для формирования управленческих качеств необходимо моделировать управляющие системы, соответственно возникает потребность в методах обучения. Таким методом являются ролевые игры. Остановимся на двух примерах. Пример 1. Во время тушения пожара начальник караула ПЧ-1 отказался выполнять приказания начальника оперативного штаба, сославшись на то, что уже выполняет указание начальника отдела службы и подготовки. Однако начальник штаба настаивал на своем. Начальник караула написал жалобу на начальника оперативного штаба, а начальник оперативного штаба рапорт на начальника караула заместителю начальника службы. В этой игре среди обучаемых распределяются роли начальника караула, начальника оперативного штаба, начальника отдела службы и подготовки, а также экспертов. Руководитель игры снабжает участников, исполняющих те или иные роли, соответствующими описаниями ролей и приоритетами. При разрешении данного конфликта и набора стратегии поведения игра заканчивается разработкой мер. Перед обучаемыми ставится задача: используя ролевые общения, разрешить возникшую конфликтную ситуацию. В качестве другого примера можно привести описание пожара и рассмотреть действия всех должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ и др.) как реально действующих, так и вновь сформированных. Решение практических задач представляет собойактивный метод обучения, с помощью которого формируется у слушателя навыки решения задач по тушению пожаров, организации службы и подготовки. Упражняясь, слушатель усваивает принципы, закономерности, правила, процедуру, средства и способы решения проблем. Практические задачи могут охватывать широкий круг вопросов: рассчитать силы и средства для тушения пожара при недостаточном водоснабжении; рассчитать эффективность применения рукавов различного диаметра в оптимальных схемах подачи огнетушащих средств; рассчитать эффективность применения различной пены при тушении пожаров; рассчитать эффективность применения различных огнетушащих веществ; разработать предложения по улучшению психологической подготовки; разработать предложения по укомплектованию и закреплению кадров на службе. Практические задачи могут быть с оптимальным решением и не имеющие готового решения. Перечислим последние из них: — задача с неопределенностью исходных данных; — задача с неопределенностью в постановке вопроса; — задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными; — задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии; — задача, допускающая лишь вероятностные решения, основанные на предвидении дальнейшего развития события; — задача с ограниченным временем решения; — задача, требующая решения в использовании работника в несвойственной ему должности или области деятельности; — задача на обнаружение ошибки в решении; — задача, помогающая готовиться к какой-либо деятельности; — задача на повторение пройденного материала; — задача на выполнение действий по имеющемуся образцу; — задача, в результате которой появляется нечто новое; — задача, способы решения которой слушателям известны по прошлому опыту; — проблемная задача. “Мозговая атака” (“мозговой штурм”) предложена американским психологом А. Осборном как способ коллективного продуцирования новых идей. Она формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой цели. Для “мозговой атаки” характерны не только простота процедуры и высокая эффективность, но и универсальность. Оказалось, что она может успешно применяться во многих сферах деятельности общества, в том числе при ПТП начсостава. “Мозговую атаку” могут использовать, осуществляя поиск выхода из всех типов ситуаций—стандартных (повторяющихся, типичных), критических (нетипичных для обучаемых) и экстремальных (уникальных, не имеющих аналогов), побуждающих к радикальным мерам, а также поиск вариантов управленческого решения. В ходе “мозговой атаки” ее участники работают активно и напряженно потому, что они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения и ограждены от критики. Последняя, будучи мощным средством вскрытия недостатков, иногда выполняет отрицательные функции—тормозит свободное высказывание своих мыслей. В ходе “мозговой атаки” выдвигается проблема, в решении которой принимают участие все без исключения обучаемые. Для этой цели группу обучаемых делят на подгруппы из нескольких человек. В каждой из них назначают эксперта, который обязан фиксировать все выдвигаемые идеи. Для этой цели могут использовать магнитофон. Процесс проведения “мозговой атаки” делится на следующие этапы: 1. Постановку цели, формулировку проблемы, доведение задачи рабочим подгруппам. 2. “Штурм” — выдвижение идей в каждой рабочей подгруппе, фиксацию идей экспертом письменно или с помощью магнитофона. 3. Оценку идей и отбор наилучших из них в каждой подгруппе, обобщение идей, сведение всего их многообразия к небольшому числу. 4. Сообщение о результатах “мозговой атаки”. При организации и проведении “мозговой атаки” руководители занятий должны соблюдать и обеспечивать следующие правила и условия: - при ее осуществлении нет начальников и нет подчиненных, все равны; - каждый участник лично стремится к решению выдвинутой проблемы; - пытаются достичь полного раскрепощения мысли и свободы воображения обучаемых; - любую идею и вообще выступление любого обучаемого встречают с одобрением; - запрещаются критические замечания по любой высказанной идее, а также промежуточная ее оценка; - стремятся отбросить шаблонное мышление, стереотипы, традиционные решения; - вопросы, относящиеся к решаемой проблеме, задают обучаемым в такой форме, чтобы можно было давать краткие (без особого обоснования) ответы; - поощряются комбинации и новые применения уже сделанных предложений по данной проблеме; - все без исключения высказывания по проблеме фиксируются; - все высказанные идеи по проблеме объективизируются, т.е. лишаются персональной принадлежности. Целесообразно, чтобы критика, оценка и отбор предложений обучаемых осуществлялись в отдельно отведенное время специально подобранными лицами, склонными к критической работе. Опыт показывает, что “мозговая атака” как метод обучения в процессе решения проблемы психологически раскрепощает обучаемых, позволяет им свободно мыслить, не подвергаясь критике и оценке со стороны обучающих, и обеспечивает высокую эффективность развития их мышления.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1736)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |