ИЗУЧЕНИЕ ПОЖАРОВ И АНАЛИЗ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Исследование пожаров Изучение пожаров организуют и проводят в соответствии с Инструкцией по изучению пожаров. Такое изучение является важнейшим и необходимым условием повышения уровня ПТП начсостава, организации пожаротушения, боевой подготовки подразделений, а также качества пожарно-профилактической работы. Изучение пожара включает в себя следующие элементы: исследование пожара; составление документа по исследованию (описание пожара или карточки боевых действий); разбор пожара (анализ пожарно-профилактической работы и боевых действий пожарных подразделений); анализ боевых действий. Исследованию подлежит любой пожар, независимо от его размеров, величины материальных потерь и количества использованных сил и средств. К исследованию привлекают наиболее подготовленных лиц среднего и старшего начсостава пожарной охраны, не участвовавших в тушении данного пожара и не обслуживающих объект, на котором имел место пожар, в профилактическом отношении. В некоторых случаях могут привлекаться специалисты научных учреждений и учебных заведений пожарной охраны МВД и инженерно-технических работников объектов и служб города. Исследование пожара фактически начинается с момента прибытия первого пожарного подразделения, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получения сведений от работников объекта и других граждан, обнаруживших пожар, а также от участников других событий, имеющих отношение к пожару. При исследовании пожара ставятся такие цели: проанализировать противопожарное состояние объекта и его соответствие действующим нормативным документам, установить причину пожара и оценить качество и действенность пожарно-профилактической работы на объекте; изучить процесс и параметры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению огня и дыма, особенности поведения конструкций зданий, различных веществ, материалов и производственного оборудования в условиях пожара; проанализировать организацию тушения пожара, действия пожарных подразделений, администрации, ДПФ, рабочих и служащих при обнаружении и тушении пожара, спасании людей, эвакуации животных и имущества; установить причины несчастных случаев с людьми; изучить эффективность использования пожарной техники, огнетушащих веществ, средств связи, установок пожарной автоматики и систем противопожарного водоснабжения; подготовить мероприятия, направленные на улучшение деятельности аппарата и подразделений пожарной охраны по профилактическому обслуживанию объектов, организации тушения пожаров, обеспечению боевых действий подразделений, улучшению работы оперативного штаба и тыла. Прежде чем приступить к подробному исследованию пожара, назначенное для этого лицо или группа лиц разрабатывает детальный рабочий план. В процессе его реализации организуются и проводятся: регистрация в хронологическом порядке всех событий, фактов и явлений, имевших место в процессе развития и тушения пожара; собеседования с лицами, обнаружившими пожар и сообщившими о нем в пожарную охрану, наблюдавшими те или другие явления в процессе развития и тушения пожара, участвовавшими в его тушении; детальный осмотр места пожара и проведение необходимых замеров, выполнение схем, фотосъемок и изъятие вещественных доказательств; изучение и анализ технологического процесса производства, строительных конструкций, состояния путей эвакуации, стационарных систем извещения и тушения, противопожарного водоснабжения, средств связи, а также проведение соответствующих аналитических и экспериментальных исследований; изучение оперативных документов, связанных с тушением пожара, и анализ выполнения их требований должностными лицами на пожаре; анализ предписаний Госпожнадзора, инструкций по пожарной безопасности на объекте, материалов инспекторских проверок деятельности пожарных подразделений; проведение экспериментов для оценки быстроты сбора достаточного количества сил и средств для тушения; анализ правильности действий РТП, оценка степени использования тактических возможностей пожарных подразделений, участвовавших в тушении. Все факты, явления и действия, изучаемые в процессе исследования, по времени их свершения можно разделить на две группы: предшествующие возникновению пожара и происходившие в процессе развития пожара и его тушения. Основные факты, явления и действия, предшествующие пожару, можно объединить в следующие группы: - общие данные (адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта, дата постройки, соответствие проекту и требованиям противопожарных норм и правил, дата и время возникновения, обнаружения пожара и сообщения в пожарную охрану, а также причины пожара и лица, виновные в его возникновении); - назначение объекта (здания или сооружения), характеристики производственного процесса, влияющие на возникновение, развитие и тушение пожара; - конструктивные особенности объекта (здания, сооружения, помещения), влияющие на развитие, тушение и последствия пожара (этажность здания, конструктивный материал, степень огнестойкости, состояние путей эвакуации и др.); - состояние электросетей и электроустановок (соответствие правилам устройства электроустановок и проектной документации, правильность их монтажа, состояние электрозащиты, молниезащиты и др.); - состояние системы противопожарного водоснабжения (вид водоснабжения, диаметр водопроводных труб, напор в водопроводе, порядок его повышения, наличие подъездов к естественным и искусственным водоемам, запасы воды, наличие внутренних пожарных водопроводов и их эффективность и др.); - наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения п тушения, эффективность их применения; - наличие и соответствие нормам первичных средств пожаротушения, эффективность их применения; - наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа; - характеристика средств связи и их роль в извещении о пожаре; - характеристика местной пожарной охраны (вид пожарной охраны объекта, укомплектованность личным составом и техникой, уровень боевой готовности, знание начсоставом объекта, контроль за организацией службы, наличие и реальность оперативных документов, вид и численность сторожевой охраны и др.); - противопожарное состояние объекта до пожара (роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеспособность, обслуживание объекта в противопожарном отношении должностными лицами Госпожнадзора); - своевременность и качество пожарно-технических обследований, перечень предложенных мероприятий, степень их выполнения и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара, случаи пожаров, происшедших ранее на объекте, использование прав Госпожнадзора и др. Эти группы данных являются особенно важной частью исследования, так как они обусловливают причины возникновения, особенности развития пожара и боевой работы по его тушению. Перечисленные данные, как правило, получают путем тщательного изучения и анализа документов по противопожарному состоянию объекта, а также практической проверки несения службы и боеготовности подразделений, участвующих в тушении, противопожарного состояния объекта, в том числе его инженерных сооружений. После изучения обстоятельств, предшествующих пожару, или одновременно с таким изучением рассматривают факты, явления и действия, происходившие в процессе развития и тушения пожара. Основными из них являются: — данные о развитии пожара, поведение строительных конструкций и материалов в условиях пожара (особенности горения, пути и скорость распространения огня, влияние противопожарных преград, случаи взрывов, вспышек, вскипания и выбросов ГЖ, их причины и последствия, зоны задымления и их влияние на ход тушения, наличие вредных для дыхания и токсичных газов и другие явления, влияющие на развитие и тушение пожара); — ход тушения и управление силами и средствами (обнаружение, способ и время сообщения о пожаре, правильность действий должностных лиц до прибытия пожарных подразделений, первые действия по тушению, организация встречи подразделений, действия дежурного диспетчера ЦППС или дежурного РОВД, время прибытия первого подразделения, действия первого РТП, время прибытия последующих подразделений и обстановка пожара к их прибытию и их действия, обстановка пожара на момент прибытия старшего РТП, принятие им решений и своевременность их выполнения, создание оперативного штаба, боевых участков и секторов и их работа по организации тушения, сведения о применении новых способов и приемов ведения боевых действий, перечень и степень использования подразделений на специальных пожарных машинах, количество и виды поданных на ликвидацию горения стволов и пеногенераторов, их эффективность, численность личного состава, участвовавшего в тушении и др.); — оценка действий РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожаре (своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по организации разведки пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, организации спасательных и других работ, качество работы оперативного штаба по управлению силами и средствами, правильность использования сил и средств, степень подготовки личного состава подразделений к применению новых средств, способов и приемов ведения боевых действий, проявления отваги става, участвовавшего в тушении, и др.); — обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров (позднее обнаружение пожара, несвоевременность сообщения о пожаре, недостаток воды и других огнетушащих средств, несвоевременное прибытие сил и средств, неисправность пожарной техники, отсутствие ГДЗС, отсутствие или удаленность подразделений пожарной охраны, ошибки РТП и оперативного штаба в организации тушения и др.); — последствия пожара (перечень всего, что сгорело и повреждено огнем и дымом, разрушено, вскрытых и разобранных при тушении конструкций зданий и сооружений, степень повреждения зданий и сооружений, оценка возможности их восстановления, данные о несчастных случаях с людьми и гибели животных, ущерб от пожара, степень влияния происшедшего пожара на процесс производства, количество спасенных людей, животных и материальных ценностей и др.). После окончания исследования лица, выполнявшие его, на основании анализа разрабатывают выводы и предложения по принятию необходимых мер и ознакомляют с ними руководство аппарата, начальника гарнизона пожарной охраны и других должностных лиц в установленном порядке. По результатам исследования составляют описание пожара или карточку боевых действий — в зависимости от величины материального ущерба от пожара, особенностей его развития и тушения, что предусмотрено требованиями действующих руководящих документов. Описание пожара включает в себя такие разделы: сводные данные о пожаре; пояснительная записка; выводы, предложения и принятые меры. Оно, как правило, составляется по единой форме и строго в той последовательности, которая приведена в Инструкции по изучению пожаров. В сводные данные о пожаре включают: общую часть (наименование объекта, его принадлежность, адрес, место возникновения и причина пожара, условия, способствующие распространению пожара, виновные лица, вид ответственности, вид пожарной охраны и др.); перечень последствий пожара (гибель людей, животных, ущерб от пожара, что повреждено, что спасено и др.); характеристику объекта (размеры зданий, площадь помещений, этажность, место возникновения и пути распространения огня и др.); дополнительные сведения (расстояние до пожарной части, эффективность противопожарных преград, причины несвоевременного и некачественного тушения, дата последнего обследования объекта, общее количество нарушений противопожарной безопасности и др.); данные о динамике развития и тушения пожара (время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре, время прибытия первого и последующих подразделений и т.д.); перечень задействованных сил и средств (по каждому подразделению: общее количество техники, участвовавшей в тушении, количество участников тушения и т.д.). В пояснительной записке более подробно отражают: данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара; характеристику охраны объекта и результативность надзора пожарной охраны за его противопожарным состоянием; общую картину возникновения, развития и тушения пожара; положительные моменты и недостатки в организации тушения; основные огнетушащие вещества, примененные при тушении; неисправности пожарной техники; обстоятельства, места гибели и данные о погибших (травмированных) людях; круг лиц, проводивших расследование пожара; предварительные результаты расследования и др. В разделе, посвященном выводам, предложениям и принятым мерам, указывают: основные причины возникновения и развития пожара; степень виновности работников пожарной охраны; предложения по предупреждению и успешному тушению подобных пожаров; перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары; упущения в организации пожарно-профилактической работы и в тушении пожара; меры, принятые для устранения допущенных недостатков, совершенствования организации и проведения профилактической работы и тушения пожаров. К описанию пожаров прилагают: совмещенные графики изменения площади, периметра, фронта пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих средств; схемы тушения по этапам тушения пожара, а также фотоснимки и другие документы, раскрывающие особенности развития и тушения пожара. Исследование каждого пожара заканчивается его разбором; результаты последнего отражают в конце описания пожара.
Разбор пожара Разбор пожара организуют и проводят, чтобы проанализировать: противопожарное состояние объекта, на котором произошел пожар, и его оперативно-тактические особенности, причины возникновения и особенности развития пожара; боевые действия пожарных подразделений, ДПФ, рабочих и служащих по тушению пожара; качество несения службы и уровень боевой подготовки пожарных частей гарнизона; положительные стороны и недостатки в организации и проведении пожарно-профилактической работы на объекте и управлении силами и средствами; результативность применения новых способов и приемов ведения боевых действий, использования огнетушащих средств, пожарной техники и средств связи; случайные обстоятельства и явления, происшедшие при развитии и тушении пожара, и их причины; степень соблюдения требований техники безопасности. Полученные результаты необходимы для разработки мероприятий, направленных на предупреждение пожаров на аналогичных объектах, устранение недостатков, имевших место в организации службы, боевой подготовки и тушении пожара, и распространение положительного опыта работы. Разбор пожаров планируют и проводят в служебное время — в часы, отведенные на служебную и боевую подготовку, или в другое время, по усмотрению начальника гарнизона, отряда или части, при особо сложных и характерных пожарах после их исследования, а также в плановые часы на занятиях в школах повышения оперативного мастерства и пожарно-технических учебных заведениях. Порядок, время и место разбора пожара определяют начальники аппарата, гарнизона пожарной охраны, отрядов и частей. Различают следующие организационные формы разбора пожаров: разбор пожаров, происшедших в гарнизоне, после их исследований — отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части); разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, — с начсоставом гарнизона, слушателями и курсантами учебных заведений (по описаниям, обзорам, информационным письмам и т.п.); разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении. Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, должны быть разобраны в ближайшее после тушения время со всем личным составом дежурных караулов. Периодичность и сроки разбора пожаров с начсоставом гарнизонов пожарной охраны определяются соответствующими указаниями и инструкциями. Разбор пожаров, происшедших в данном гарнизоне, с начсоставом гарнизона пожарной охраны проводят лица, их исследовавшие, под руководством старших начальников, а разбор пожаров, происшедших в других гарнизонах, — старшие начальники или ответственные работники по их поручению. Разбор пожаров с личным составом дежурных караулов, принимавших участие в их тушении, проводят начальники караулов или лица, возглавлявшие караул на данном пожаре, под руководством начальника части или его заместителя, а с личным составом других караулов — начальник части или его заместитель. Разбор пожаров дает возможность для начсостава раскрыть содержание большинства процессов и явлений, протекающих на пожарах, установить их последовательность и закономерную связь между ними, а также причины их возникновения. Знание этих причин позволяет глубоко, всесторонне и объективно анализировать деятельность начсостава пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров, разрабатывать конкретные мероприятия по повышению уровня боевой подготовки всего личного состава подразделений и совершенствованию качества борьбы с пожарами на различных объектах и в разных условиях. Значение разбора пожаров заключается и в том, что посредством этого вида ПТП устанавливается общность взглядов начсостава пожарной охраны на вопросы организации и проведения пожарно-профилактической работы и тушению пожаров. Поэтому разборы пожаров нельзя рассматривать как эпизодическую форму обучения начальствующего и всего личного состава пожарной охраны; их следует осуществлять непрерывно. В этой работе должен принимать участие весь начсостав аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны. Качество разбора пожара зависит главным образом от уровня подготовки руководителя и учебной базы к разбору. Каждая организационная форма разбора имеет свои особенности, которые влияют на порядок подготовки руководителя к занятиям. Основными источниками сведений о пожаре при подготовке руководителя к разбору являются: материалы по исследованию пожара; описание пожара; карточки боевых действий, обзоры, информационные сборники и другие документы по пожарам, поступившие от вышестоящих органов пожарной охраны. Для проведения разбора руководителю необходимо: определить основную цель, время, место и содержание разбора; разработать план занятий; подготовить наглядные пособия (схемы, планы, рисунки, фотографии, киноматериалы, чертежи, таблицы, графики, диаграммы, технические средства для их демонстрации и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожара. План разбора пожара включает в себя: тему занятий, основную цель, время, отведенное на разбор, место проведения, материальное обеспечение (наглядные пособия) , список документов и литературных источников, которые использовались для обоснования выводов, заключений и предложений, порядок проведения занятий (элементы) с распределением времени на каждый элемент, перечень должностных лиц, выступающих с сообщениями (если это планируется), и содержание разбора (основные вопросы и их краткое содержание). План разбора рассматривается и утверждается старшим начальником. Разбор пожаров, происшедших в гарнизоне пожарной охраны, с его начсоставом проводят, как правило, лица, исследовавшие пожар, под руководством своих старших начальников. Поэтому подготовка их к разбору пожара осуществляется в процессе его изучения в определенной последовательности. При выявлении и изучении данных о развитии и тушении пожара первоначально приходится сталкиваться с множеством факторов, имеющих различное значение и неодинаковое влияние на развитие и тушение пожаров. В этих условиях целесообразно не только выявлять данные о развитии и тушении пожара, но и группировать их по определенным признакам. Данные о причине возникновения пожара объединяют в одну группу, о распространении огня — в другую, о зонах задымления — в третью и т.д. При выявлении причины пожара воссоздают конкретные условия его возникновения, и если известны аналогичные условия и причины возникновения других пожаров, то необходимо проанализировать и использовать эти данные на разборе. В процессе исследования и в порядке подготовки к разбору пожара выявляют и группируют данные, с помощью которых можно определить: — промежутки времени свободного развития пожара, т.е. время от момента возникновения горения до его обнаружения, время поступления сообщения о пожаре, сбора и следования, боевого развертывания и введения огнетушащих средств; — линейную скорость распространения огня в период свободного развития пожара — до момента его локализации; — площади пожара к моменту прибытия первого подразделения, на момент введения дополнительных сил и средств и локализации, а также скорость ее увеличения в различные периоды развития и тушения пожара; — границы зоны задымления и изменение их в процессе развития и тушения пожара; — скорость выгорания горючих веществ, материалов и факторы, влияющие на нее; — изменение температурного режима и газового обмена в процессе развития и тушения; — поведение конструкций в условиях пожара, а также влияние пожара на аппараты, оборудование технологического процесса и его результаты и др. Одновременно с выявлением этих данных устанавливают: — время поступления сообщения о пожаре, выезда подразделений на пожар и факторы, на них повлиявшие; — скорость следования подразделений к месту вызова; — обстановку пожара к моменту прибытия первых и последующих пожарных подразделений и оперативного руководства; — порядок действий первых и последующих подразделений по спасанию людей и тушению пожара; — скорость сосредоточения и введения сил и средств в процессе тушения; — продолжительность локализации и ликвидации пожара; — количество сил и средств, использованных при тушении пожара, и некоторые другие сведения. Одновременно со сбором данных о развитии и тушении пожара для подготовки к разбору необходимо подобрать иллюстрационный материал (схемы, результаты фото- и киносъемки, чертежи, зарисовки и т.п.), который может быть использован в качестве доказательства, подтверждения или опровержения того, что имели место какие-либо факты, явления или процессы. После выявления всех необходимых данных о развитии и тушении пожара переходят к их анализу. Анализ заключается в том, что посредством обработки предварительных данных (с помощью методики расчета параметров развития и тушения пожара и определения необходимого количества сил и средств), вычерчивания графиков и диаграмм устанавливают конкретные особенности и факты развития и тушения пожара. Исследуя пожар, необходимо провести анализ всех промежутков времени его развития и тушения. Если при проведении анализа окажется, что время обнаружения велико, надо выявить причины этого факта и определить, какие следует принять меры по обеспечению быстрого обнаружения возможных пожаров (установить автоматические системы обнаружения и извещения о пожаре, улучшить организацию и несение службы охраной объекта и др.). Причинами большого времени сообщения могут быть: отсутствие средств связи или их удаленность от места пожара; попытка ликвидировать горение своими силами без сообщения в пожарную охрану, чтобы скрыть факт возникновения пожара, и др. Время сбора по тревоге определяется соответствующими нормативами; если оно больше нормативного, следовательно, боеготовность подразделения находится на низком уровне. Время следования зависит от знания начсоставом и водителями кратчайших путей следования, характера движения на них транспортных средств, наличия временных препятствий на путях следования и кратчайших их объездов и т.д. Поэтому, если исследователи пожара считают, что время следования было слишком большим, то его проверяют практически с теми же подразделениями, которые участвовали в тушении пожара, и делают окончательные выводы. Время боевого развёртывания зависит от расстояния между водоисточником и позициями подачи приборов тушения, от выбора путей прокладки магистральных рукавных линий, путей и способов выхода ствольщиков на позиции, схем боевого развертывания, натренированности личного состава и других факторов. Для ряда схем боевого развертывания установлены нормативы ПСП. Поэтому, анализируя фактическое время боевого развёртывания, необходимо руководствоваться этими нормативами, а также оценить возможность и целесообразность использования пожарных машин, установленных на ближайшие водоисточники, на полную их тактическую возможность несколькими подразделениями Теоретическое время локализации – это время с момента подачи огнетушащих веществ до момента прекращения развития пожара. Определяется по совмещённому графику требуемогог и фактического расходов воды. Время локализации, полученное по графику, сравнивают с фактическим временем локализации и делают соответствующие выводы. Если фактическое время значительно больше расчетного, необходимо провести анализ организации и боевой работы подразделений и выявить причины этого факта. Такими причинами могут быть: некачественное проведение разведки и неправильное определение решающего направления боевых действий; подача маломощных водяных стволов; подача огнетушащих средств “по дыму”; несвоевременный вызов дополнительных сил и средств, подразделений на специальной пожарной технике и ряд других. Время ликвидации оценивают исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, вида применяемых огнетушащих средств, условий боевой работы подразделений, наличия и количества звеньев ГДЗС и некоторых других факторов. В процессе исследования пожара надо выявить не только недостатки, но и причины, вызвавшие эти недостатки, а также наметить эффективные меры по их устранению. Анализируя данные о развитии пожара, устанавливают: скорости распространения огня в определенные периоды и причины их изменения; преобладающее направление распространения огня к какими причинами оно вызвано; скорости изменения площади и периметра пожара в течение интересующих промежутков времени и их максимальные значения; скорости задымления и газового обмена на пожаре, их причины и последствия от них; причины взрывов, обрушений конструкций и технологического оборудования и возникновения других опасных ситуаций на пожаре, чем они вызваны, каковы их последствия и др. При анализе процесса тушения оценивают: правильность и качество организации и проведения разведки и оценки обстановки пожара; эффективность применения огнетушащих средств, способов и приемов ведения боевых действий пожарных подразделений: правильность принятия решений РТП и степень их выполнения; эффективность действий НШ, НТ, НБУ и подразделений по обеспечению выполнения принятых решений; скорости введения приборов тушения и интенсивности подачи огнетушащих средств, а также правильность работы ствольщиков, водителей пожарных машин, связных и другого личного состава; соответствие теоретической и фактической продолжительностей локализации пожара и другие данные и факторы процесса тушения пожара. Кроме того, в процессе анализа устанавливают достаточность сил и средств для тушения пожара, скорость их сосредоточения, положительные стороны и недостатки в работе должностных лиц и подразделений, а также причины выявленных недостатков. Для более качественной подготовки к разбору пожара полученные данные — такие, как скорости распространения огня, .роста площади и периметра пожара, интенсивности подачи огнетушащих веществ — сравнивают с нормативными, а также с данными аналогичных пожаров, происшедших в гарнизоне, и выясняют причины несовпадений. Тщательный и всесторонний анализ данных о развитии и тушении пожара позволяет сделать объективные выводы об особенностях его возникновения, развития и тушения. В выводах должны быть даны конкретные и объективные оценки действий всех лиц, имеющих отношение к возникновению, развитию и тушению пожара, а также рекомендации по повышению качества пожарно-профилактической работы, организации тушения пожаров в гарнизоне, населенном пункте и на объекте. В тех случаях, когда к разбору привлекают лиц, исполнявших обязанности РТП, НШ, НТ, НБУ и других на данном пожаре, необходимо организовать их подготовку к разбору. В этих условиях лицо, исследующее пожар, проводит инструктаж, на котором вкратце знакомит их с материалами и выводами по исследованию пожара, определяет последовательность и продолжительность их выступлений и намечает, какие конкретно вопросы они должны раскрыть на разборе пожара в своих сообщениях. Учитывая то, что не весь начсостав, присутствующий на разборе, знает в полном объеме оперативно-тактическую характеристику рассматриваемого объекта и в достаточной мере осведомлен о действиях всех участников тушения, особое внимание следует уделить подготовке иллюстрационного материала. Выразительные иллюстрации и умелая демонстрация позволят всем присутствующим более полно уяснить боевые действия подразделений при тушении пожара, а также положительные стороны и недостатки в работе пожарной охраны. Для демонстрации иллюстративных материалов целесообразно использовать кинопроекторы, диапроекторы, эпидиаскопы и другие технические средства. Готовя материальную часть, руководитель занятий должен подобрать себе помощников, которые могут изготавливать необходимые схемы, чертежи и другие иллюстративные материалы для разбора пожара, а затем в установленном порядке проводить их демонстрацию. Подготовка руководителя к разбору пожара с начсоставом гарнизона, курсантами или слушателями учебных заведений и сборов по описаниям пожара, обзорам и информационным письмам имеет ряд особенностей. Всю работу по подготовке руководителя занятий к такому разбору можно разделить на следующие этапы: изучение пожара по описанию или другому источнику; изучение документов о пожарах на аналогичных объектах, происшедших в своем гарнизоне, пли о других пожарах, тушение которых характеризовалось подобными недостатками и положительными сторонами, анализ пожарно-профилактической работы на аналогичных объектах до проведения разбора пожара; разработку плана разбора пожара и подготовку схем, графиков и т.п.; разработку мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе исходя из полученных данных. При изучении описания пожара или других информационных источников целесообразно распределить все сведения и факты по следующим группам: события и действия, происшедшие до момента возникновения пожара; особенности развития пожара; организация и действия подразделений при тушении пожара. Такое распределение облегчи г дальнейшую подготовку к занятиям. В процессе изучения материалов о пожаре следует наметить, какие наглядные пособия нужны для разбора, и при необходимости принять меры по изготовлению схем, чертежей, графиков, слайдов и т.д. После тщательного изучения материалов о пожаре руководитель занятий должен установить, были ли за последние годы пожары на аналогичных объектах гарнизона (области, района). Для этой цели надо просмотреть материалы с анализом боевых действий за последнее время, проконсультироваться у руководства и использовать другие источники. Если такие факты были, нужно ознакомиться с описаниями этих пожаров или карточками боевых действий и другими относящимися к ним документами и сопоставить события, факты и явления с данными разбираемого пожара. В процессе подготовки к разбору руководителю целесообразно ознакомиться с документами пожарно-технических обследований аналогичных объектов в гарнизоне (области, районе) и провести анализ недостатков и объективных условий на этих объектах, которые послужили причиной возникновения, быстрого развития пожара и усложнения боевой работы пожарных подразделений. Изучение сходных пожаров, материалов о боевых действиях и пожарно-профилактической работе на объектах, аналогичных рассматриваемому, позволит руководителю не только всесторонне подготовиться к разбору, но и выработать конкретные и эффективные практические мероприятия применительно к данному гарнизону пожарной охраны (области, району) по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений, а также по распространению передового опыта работы. При разработке плана разбора пожара целесообразно включить в него ряд дискуссионных вопросов, чтобы вынести их на обсуждение начсостава, и предусмотреть время для обсуждения. Важным этапом подготовки руководителя к разбору является разработка мероприятий по предупреждению и устранению недостатков в работе органов и подразделений пожарной охраны. Эти мероприятия должны базироваться на выводах и указаниях, отмеченных в описаниях пожаров, информационных письмах и других документах вышестоящих руководителей пожарной охраны, а также составляться с учетом противопожарного состояния объектов, применительно к которым разбирают пожар, и уровня боеготовности конкретных подразделений и гарнизона пожарной охраны в целом. Указанные мероприятия, разработанные руководителем разбора пожара, согласовываются с руководством заинтересованных служб и утверждаются руководителем аппарата или гарнизона (подразделения) пожарной охраны. Все пожары, происшедшие в районе выезда пожарной части, разбирают со всем личным составом дежурных караулов. Обычно с караулом, участвовавшим в тушении пожара, разбор проводит начальник караула в конце дежурства, а с остальными караулами разбор в виде устного сообщения осуществляет начальник части или его заместитель при заступлении на дежурство или в другое время дежурных суток. Подготовку к разбору пожара начальник караула должен начинать еще в процессе тушения. По ходу тушения он старается предварительно определить причины и условия возникновения и развития пожара, запоминает особенности первоначальной обстановки, все ее изменения, действия личного состава караула и др. (рекомендуется все факты и явления фиксировать, отмечая время наступления и окончания событий). Затем начальник караула вычерчивает схему развития и тушения данного пожара и собирает другие данные, исходя из конкретных условий на пожаре. По прибытии в часть он анализирует собранные сведения и составляет краткий план разбора пожара и схему расстановки сил и средств при тушении. Разбор пожара, происшедшего в данном гарнизоне, отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) после его исследования проводят в следующем порядке: 1. Руководитель гарнизона (органа, подразделения) объявляет начсоставу тему, цель и порядок разбора пожара и предоставляет слово лицу, исследовавшему пожар; 2. Лицо, исследовавшее пожар, пли руководитель группы по исследованию знакомит присутствующих с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором возник пожар, его противопожарным состоянием, причиной пожара и первоначальными действиями местных сил и средств, рабочих и служащих по передаче сообщения в пожарную охрану, тушению пожара и встрече прибывающих подразделений; 3. Заслушиваются краткие доклады первого и последующих РТП, НШ, всех НБУ, НТ и других должностных лиц в последовательности, соответствующей их участию в тушении; 4. Выступает присутствующий на занятиях начсостав и высказывает свои мнения и предложения по особенностям боевой работы в ходе тушения; 5. Берет слово лицо, исследовавшее пожар, обобщает выступления и на основе предварительного анализа характеризует положительные стороны и недостатки в действиях должностных лиц и подразделений пожарной охраны; 6. В заключение руководитель гарнизона (органа, подразделения) делает окончательные выв<
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |