Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы формирования кадровой политики



2015-11-08 4192 Обсуждений (0)
Этапы формирования кадровой политики 4.67 из 5.00 3 оценки




Не каждая организация может похвалиться тем, что она выработала и последовательно реализует определенную кадровую политику. Чаще всего управление персоналом ограничивается текущей, оперативной работой, то есть руководители разного уровня и специалисты кадровой службы не идут впереди событий, а как бы постоянно стараются догнать уходящий поезд. С таким положением вещей можно мириться лишь в том случае, если руководство организации не претендует на постановку и реализацию долгосрочных целей или не имеет достаточных ресурсов.

Процесс разработки и подготовки к реализации кадровой политики складывается из ряда последовательных этапов. Можно выделить следующие этапы выработки кадровой политики:

• Проведение анализа наличной ситуации и подготовка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов развития предприятия.

• Определение ключевых принципов, приоритетов и положений кадровой политики. Прогноз численности и качественной структуры кадров.

• Официальное утверждение кадровой политики организации.

• Этап пропагандирования. Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений.

• Установление каналов обратной связи между руководством и персоналом.

Содержание работы на разных этапах разработки кадровой политики более подробно представлено в таблице 1-1.

Таблица 1- 1.

Этапы формирования кадровой политики

Этапы Форма представления результата Ответственные исполнители
• Проведение анализа наличной ситуации и подготовка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов развития предприятия Аналитические отчеты Служебные записки Прогнозы Соответствующие подразделения организации Временные целевые/проектные группы/команды Внешние консультанты, эксперты
• Определение ключевых принципов и положений кадровой политики • Прогноз численности и качественной структуры кадров Аналитические материалы Прогнозы Результаты исследований Высшее руководство Отдел управления персоналом Временные целевые/проектные группы/команды Внешние консультанты, эксперты
• Официальное утверждение кадровой политики организации Планы, программы, положения Высшее руководство
• Этап пропагандирования Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений и предложений Информационные материалы, сообщения на собраниях, совещаниях, по радио, в многотиражке и на досках объявлений Высшее руководство Руководители функциональных подразделений Отдел управления персоналом Целевые/проектные группы
• Установление каналов обратной связи Сбор предложений и другие формы обратной связи Отдел управления персоналом  

В рамках кадровой политики определяются основные приоритеты и идеология работы с персоналом, которые на этапе реализации получают практическое воплощение в виде конкретных мероприятий в работе с персоналом.

Кадровое планирование

К кадровому планированию можно приступать лишь после определения общей кадровой политики компании. К адровое планирование является составной часть ю планирования на предприятии. Оно может выполнять стоящие перед ним задачи только в том случае , если будет рассматриваться в этом контексте. Если кадровое планирование рассматривать изолированно, оно не даст желаемого результата , поскольку на решения по кадровым вопросам существенное влияние оказывают другие планы предприятия: план производства, план научно-исследовательских работ, план оборота, финансовый план. Но при этом если другие планы предприятия не учитывают кадровые решения, то это может при водить к нежелательным последствиям. Поэтому кадровое планирование с самого начала должно учитывать все многообразие деятельности организации .

Многие организации обходят кадровое планирование стороной. В этом случае поиск и отбор персонала не планируется заранее и осуществлеются лишь в тот момент, когда организация сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. При этом трудно избежать некоторых распространенных ошибок: набор недостаточного или чрезмерного числа работников определенной специальности; запаздывание в обеспечении необходимыми кадрами процесса организационных изменений и др.

Кадровое планирование направлено на определение количественной и качественной потребности в персонале для реализации организационных целей. Эта потребность определяется с учетом выработанной кадровой политики и стратегии организации. Важной частью этого направления работы является сбор и анализ информации для определения будущей потребности организации в человеческих ресурсах и их возможных источников . человеческих ресурсов и будущую потребность в них . После определения потребности в персонале можно разрабатывать стратегии по поиску и привлечению привлечению необходимых человеческих ресурсов.

При планировании работы по укомплектованию организации персоналом следует учитывать как количественную, так и качественную потребность в кадрах. и И нформацию количественного и качественного характера чаще всего получают в результате анализа из различных отчетов и документов и дополняют сведениями, полученными в ходе интервью с руководителями разного уровня , опросов персонала вопросниковобзоров , обсуждений, в которых принимают участие различные категории работников , и т.п.

Можно выделить следующие количественные и качественные характеристики персонала организации: П оказатели состояния кадров

* Списочная численность

* Среднегодовая численность

* Явочная численность

* Коэффициент выбытия (текучести)

* Возрастная и половая структура коллектива

* Квалификационная структура

* Соответствие квалификации кадров профилю работы и др.

Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников разных специальностей. Для определения количественной потребности в персонале используют следующие подходы:

• метод, основанный на учете времени, необходимого для выполнения работ (численность рабочих определяется из произведения коэффициента пересчета явочной численности в списочную на дробь, в числителе которой время, необходимое для выполнения производственной программы, а в знаменателе полезный фонд времени одного рабочего);

• расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса;

• метод расчета численности работников по нормам обслуживания;

• метод расчета по рабочим местам и нормативам численности (где норматив численности определяется из дроби, в числителе которой объем работы, а в знаменателе норма обслуживания);

• статистические методы, позволяющие увязать потребность в персонале с объемами производства, трудоемкостью работ и др.;

• методы экспертных оценок: простая экспертная оценка (когда потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы) и расширенная экспертная оценка (когда потребность в персонале оценивается группой экспертов).

Качественная потребность в кадрах - это потребность в работниках определенных специальностей, определенного уровня квалификации. Для определения качественной потребности в персонале используют различные подходы. Среди них можно выделить следующие:

• профессионально-квалификационное деление работ на основе производственно-технологической документации;

• анализ положений об отделах, должностных инструкций и описаний рабочих мест;

• штатное расписание подразделений организации ;

• анализ документации, определяющей профессионально-квалификационный состав исполнителей для выполнение конкретных видов работ.

При определении потребности в персонале следует учитывать предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие кадров(болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).

Руководству многих организаций приходится также решать вопрос о той доле , которую составляют руководители от общего числа работников руководителей от общего числа работников . В недалеком прошлом проводились целые кампании по сокращению раздутого управленческого аппарата. Сейчас ситуация несколько иная. Бурное технологическое развитие многих предприятий, идущее несмотря на затянувшийся кризис, предъявляет новые требования к образовательному и квалификационному уровню работников. Рабочих мест для низкоквалифицированных и малообразованных людей становится все меньше и меньше.

Многие организации стремятся оптимизировать численность руководителей и специалистов . Для решения этой задачи следует выявить Часто вопрос состоит не в выявлении лишних руководителей, а должностные позиции с нечеткими должностными обязанностями, не имеющие определенных задач, обязанностей и ответственности. Решить эту задачу можно, проведя анализ организационной структуры предприятия, выявляя случаи дублирования рабочих функций.

К адровое планирование обычно проходит в три этапа:

Информационно-аналитический этап. На этом этапе производится сбор необходимой информации, ее обработка и анализ , изучение кадровой ситуации, определение тенденций и вероятных вариантов ее развития.

Этап разработки проекта кадрового плана. На этом этапе проводятся исследования альтернативных проектов кадрового плана , оценка их эффективности с точки зрения целей , стоящих перед организацией, и выработанной кадровой политики . Это наиболее трудоемкий этап , он требует высокого профессионализма работников кадровых служб.

Утверждение плана. В плане указываются количественные и качественные показатели , определяющие организационн ую структуру и численность штатов организации и ее подразделений .

При кадровом планировании важной задачей является определение издержек , связанных с процессом комплектования штатов . В еличина этих издержек весьма существенна; в структуру этих затрат включаются заработная плата, расходы на обучение и повышение квалификации работников, отчисления на социальное страхование, выплата всевозможных пособий, техника безопасности, оплата отпусков и больничных , выплаты по инвалидности, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и др.

Кадровое планирование, являясь составной частью управления предприятием в целом, предполагает отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров и, главное, призвано выявлять будущие тенденции в развитии рабочей силы и определять будущие качественные и количественные требования к ней на более ранней стадии, чем это было раньше.

Ответственность за принятие решений в области кадрового планирования лежит на руководстве организации . Именно руководство должно переводить кадровое планирование в плоскость конкретных решений. Как правило, руководители предприятия принимают решения по наиболее важным целям и определяют те приоритеты в работе с людьми , которые призваны способствовать успешной реализации организационной стратегии.

Одним из важных элементов планирования потребности организации в кадрах является привязка потребности в дополнительной рабочей силе к временному графику развития организации . Практически это можно рассматривать как перспективы развития кадрового потенциала фирмы или предприятия.

Изменения во внешней среде и изменения технических, экономических и организационных условий внутри предприятия обусловливают необходимость определения будущей потребности в кадрах. При этом для того, чтобы понять тенденцию количественных и качественных изменений в кадровом составе, часто используют экспертный опрос. Одной из задач кадрового планирования является определение потребности на замещение руководящих кадров , которая определяется с помощью прогнозирования движения (ротации) руководящих кадров по различным причинам.

Выбор продолжительности планового периода (краткосрочная , среднесрочная или долговременная перспектива) определяется как общими задачами развития предприятия или фирмы, так и особенностями подготовки различных категорий рабочей силы.

При планировании потребности в кадрах полезно ответить на следующие вопросы:

Как увязана выработанная стратегия предприятия с количественными и качественными характеристиками имеющегося персонала?

Насколько обоснованы расчеты количественной и качественной потребности в новых работниках?

Можно ли установить четкие временные ориентиры процесса удовлетворения потребности организации в кадрах?

Есть ли в организации утвержденная программа удовлетворения выявленной количественной и качественной потребности предприятия в персонале?

Потребность и готовность организации к введению систематического кадрового планирования возрастает по мере увеличения ее размеров и повышения сложности ее деятельности. Ошибки в планировании потребности предприятия в кадрах, а также ошибки на разных стадиях организации работы по удовлетворению этой потребности могут привести к значительным финансовым потерям (связанным, например, со срывом выполнения производственных планов, планов поставок, с набором чрезмерного числа новых работников и др.) .



2015-11-08 4192 Обсуждений (0)
Этапы формирования кадровой политики 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Этапы формирования кадровой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)