Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А) Теоретическое познание




 

§261. Изначально мир представляется человеку в виде некоего универсума, механически вбирающего в себя всё множество составляющих его единичных предметов. Согласно этому процесс познания мира начинается с чувственного восприятия его во всей пестроте и разобщённости его состава. Цель же познания заключается в том, чтобы изучить этот разрозненный материал и привести его к единству понятия об окружающем мире.

 

§262. Различные направления изучения окружающего нас мира в раздельности его частей привели к образованию многих частных наук, таких, как математика, физика, биология, химия и т.д. Каждая такая наука исследует какую-то свою ограниченную область мира. В силу этого все частные науки обособлены друг от друга и не представляют собой последовательные звенья единой в себе системы научного знания о мире. Разделение мира на отдельные "предметы" и их изучение обособленными частными науками – таков, следовательно, характер сложившейся за прошедшие тысячелетия формы развития науки, который соответствует ступени рассудочного познания. В силу своей разрозненности частные науки производят ограниченные знания, истинность которых относительна.

 

§263. Сам ход познания включает в себя две взаимодополняющие процедуры. Сначала мы анализируем всю совокупность воспринимаемых нами единичных предметов природы. Мы сравниваем их между собой, устанавливаем их схожесть и различие. На основе этого мы распределяем их по видам и родам. В этом состоит суть аналитического метода познания, который представляет собой момент схватывания и удержания в нашем представлении чувственно воспринимаемых нами предметов в их внешнем различии. Например: это – звёзды, это – птицы, это – рыбы, это – деревья, и т.п.

 

§264. Его продолжением является синтетический метод познания, благодаря которому мы пытаемся постигнуть внутреннее строение отдельных предметов и образуемых ими систем (рефлексия в себя и рефлексия в другое). Направление продвижения синтетического метода познания противоположно, следовательно, направлению продвижения аналитического метода. Путём анализа мы разделяем окружающие нас предметы на группы, а путём синтеза мы, наоборот, пытаемся постичь их в их необходимом единстве. Посредством синтетического метода мы познаём понятия предметов.



 

§265. Синтетический метод познания включает в себя три ступени.

а) Началом является дефиниция предмета, которая представляет собой его определение, содержащее указание на его отличительные признаки. Например: "Плоскость, ограниченная тремя пересекающимися линиями – это треугольник". Дефиниция предмета – это как бы единое покрывало, скрывающее за собой всё его внутреннее содержание. Материал (эмпирические сведения) для построения дефиниций добывается аналитическим методом. В ней (в дефиниции) уже присутствует понятие предмета, но оно остаётся ещё в себе (ещё не раскрыто нами). Чтобы постигнуть его, мы должны сначала подвергнуть предмет членению.

 

§266. б) Соответственно, на следующей ступени синтетического метода познания мы мысленно расчленяем предмет на составляющие его части и элементы. Например, студенты изучают науки, сдают экзамены, проходят практику и т.д. Прямоугольный треугольник состоит из двух катетов и гипотенузы. Дерево имеет корень, ствол, ветви, листья, плоды.

Процедура членения по своей сути должна представлять собой дизъюнкцию (разъединение) понятия предмета, однако на данной ступени оно (понятие) ещё не познано нами. Поэтому членение производится не по понятию, а по факту наличия в предмете различающегося содержания. Но так как в самом предмете может быть много различных элементов и частей, то вопрос о том, какие из них следует брать при его членении, остаётся на усмотрение исследователя. В результате процедура членения сводится, как правило, к тому, что, с одной стороны, пытаются выявить различные элементы предмета, а с другой – путём их сравнения определить степень их значимости для него: какой является более существенным, а какой менее.

 

§267. в) Затем выявленные элементы и части предмета исследователь пытается привести к их единству. Сформулированное им положение о единстве составляющих содержание предмета частей и элементов определяется как его (предмета) закон. (Синонимы закона: научное положение, теория, теорема и т.п.) Но поскольку данные части и элементы были выявлены не по понятию, а чисто эмпирическим путём, то перед исследователем встаёт задача объяснить необходимость установленного им единства. Отсюда вытекает требование построения доказательства закона. Из какого бы материала ни строилось научное положение, оно должно быть доказано.

Пример научного положения (закона): "Соотношение длин сторон прямоугольного треугольника имеет определённую закономерность". Доказательство: "Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы". При таком способе построения доказательства налицо идущая извне (от исследователя) рефлексия внутрь предмета. Так, например, катеты и гипотенуза представляют собой подчинённые моменты треугольника, но при построении доказательства они принимаются в качестве основания, из которого выводится природа самого прямоугольного треугольника. Изобретённых исследователем квадратов катетов и гипотенузы в самом треугольнике не существует; они навязываются ему извне. Вывод, следующий из такого доказательства, представляет собой поэтому нечто противоположное понятию самого предмета.

 

Такой рассудочный способ доказательства называется в частных науках рациональным. С разумной же точки зрения здесь всё обстоит как раз наоборот. То, что в этих науках называется рациональным, принадлежит ещё ступени рассудка, а то, что в них называется иррациональным, представляет собой как раз начала разумности. Частные науки, доходя до той границы, дальше которой они уже не могут двигаться с помощью своих собственных методов (дефиниций, расчленения и конструирования теорем), находят следующий выход. Они прерывают последовательность развития своих доказательств и заимствуют то, в чём они в данный момент нуждаются (а это часто оказывается прямой противоположностью их предыдущих утверждений) откуда-либо извне: из области созерцания, или из представления, или из каких-либо других "авторитетных" источников. При этом они продолжают выказывать уверенность в том, что по-прежнему находятся в рамках присущей им "рациональности". Чем выше "уровень" таких научных теорий, тем больше в них наблюдается тавтологии, неправомерных экстраполяций, разного рода натяжек, выступающих в форме произвольного введения в расчёты и формулы различных "допущений", "поправочных коэффициентов", "неизменных" или "постоянных" величин и т.д.

… Одна из главных трудностей при изучении частных наук состоит поэтому в том, чтобы проникнуть в их суть. Если слепо принимать все выдвигаемые ими положения и предпосылки, не вникая в них, что, собственно, и происходит при школьном образовании, то лишних вопросов не возникнет. Но если относиться к ним вдумчиво и пытаться связывать, как говорят, "концы с концами", то можно легко обнаружить уязвимость многих их научных положений.

§268. Сказанное выше относится к фундаментальным основаниям науки. Что же касается теоретических исследований, имеющих прикладную направленность, то здесь рассудок вполне справляется с поставленными им целями и разрабатывает различные планы, инженерные проекты по переустройству предметов внешнего мира. Такие проекты являются порождениями человеческого ума, поэтому по отношению к окружающему миру они выступают в форме субъективных предписаний. Данные предписания претворяются в жизнь посредством практической деятельности.

Однако практическая деятельность привносит свои коррективы в разрабатываемые человеком проекты, с которыми он вынужден считаться. В ходе практической деятельности выявляются все теоретические просчёты и "перегибы" человеческого ума. Тем самым практика становится таким же равноправным соучастником процесса познания мира, как и чисто теоретическая деятельность. С этой точки зрения практическую деятельность людей по преобразованию мира следует рассматривать как практическую форму идеи познания.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)