Понижение степени подынтегральной функции
Данный приём работает, когда подынтегральные функции нафаршированы синусами и косинусами в чётных степенях. Для понижения степени используют тригонометрические формулы , и , причем последняя формула чаще используется в обратном направлении, как: .
Пример 7 Найти неопределенный интеграл. Решение: В принципе, ничего нового здесь нет, за исключением того, что мы применили формулу , понизив степень подынтегральной функции. Обратите внимание, что мы сократили решение. По мере накопления опыта интеграл от cos2x можно находить устно, это экономит время и вполне допустимо при чистовом оформлении заданий. В данном случае целесообразно не расписывать и правило , сначала устно берем интеграл от 1, затем – от cos2x.
Пример 8 Найти неопределенный интеграл . Это пример для самостоятельного решения, полное решение и ответ – в конце урока.
Далее – пример с повышением степени:
Пример 9 Найти неопределенный интеграл . Сначала решение, потом комментарии: (1) Готовим подынтегральную функцию для применения формулы . (2) Собственно применяем формулу. (3) Возводим знаменатель в квадрат и выносим константу за знак интеграла. Можно было поступить несколько иначе, но так удобнее. (4) Используем формулу . (5) В третьем слагаемом снова понижаем степень, но уже с помощью формулы . (6) Приводим подобные слагаемые (здесь мы почленно разделили и выполнили сложение ). (7) Собственно берём интеграл, правило линейности и метод подведения функции под знак дифференциала выполняем устно. (8) Причесываем ответ. В неопределенном интеграле нередко ответ можно записать несколькими способами. В только что рассмотренном примере окончательный ответ можно было записать иначе – раскрыть скобки и даже сделать это до интегрирования выражения. То есть вполне допустима следующая концовка примера: Пример 10 Найти неопределенный интеграл . Это пример решается двумя способами, и у Вас могут получиться два разных ответа(точнее, они будут выглядеть совершенно по-разному, но с математической точки зрения являться эквивалентными). Скорее всего, Вы не увидите наиболее рациональный способ и помучаетесь с раскрытием скобок, использованием других тригонометрических формул. Наиболее эффективное решение приведено в конце урока.
Подытоживая параграф, сделаем вывод: любой интеграл вида , где n и m – чётные числа, решается методом понижения степени подынтегральной функции. На практике мне встречались интегралы с 8 и 10 степенями, решать их приходилось
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6649)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |