Интегрирование неправильной дробно-рациональной функции
Перейдем к рассмотрению случая, когда старшая степень числителя больше либо равна старшей степени знаменателя.
Пример 8 Найти неопределенный интеграл
Совершенно очевидно, что данная дробь является неправильной, так как 4>3. Основной метод решения интеграла с неправильной дробно-рациональной функций – это деление числителя на знаменатель. Да-да, делить будем столбиком, как самые обычные числа в школе. Напоминаю алгоритм. Сначала рисуем «заготовку» для деления:
ВСЕ недостающие степени (и (или) свободные члены) без пропусков записываем в ОБОИХ многочленах с нулевыми коэффициентами. Теперь маленькая задачка: на какой множитель нужно умножить Далее умножаем Проводим черточку и производим вычитание (из верха вычитаем низ): Старшая степень остатка Итак, наше решение принимает следующий вид: Делим числитель на знаменатель:
(1) Что дало деление? Много хорошего: теперь у нас два слагаемых, первое интегрируется совсем просто, а второе – правильная дробь, которую мы решать уже умеем. После деления всегда желательно выполнять проверку. В рассматриваемом примере можно привести к общему знаменателю выражение
и в результате получится в точности исходная неправильная дробь
(2) От первого слагаемого сразу берем интеграл. Знаменатель дроби раскладываем на множители Дальше всё идет по накатанной схеме: Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
Готово.
И, наконец, заключительный пример для самостоятельного решения. Он очень интересен, рекомендуем всем!
Пример 9 Найти неопределенный интеграл
Заметим, что во всех примерах урока в ходе решения систем у нас получались «хорошие» целые коэффициенты A, B и C. Это происходило по той причине, что почти все интегралы были взяты из сборника задач по высшей математике для экономистов. На практике же часто будут появляться разные нехорошести. Таким образом, если в ходе решения интеграла от дробно-рациональной функции у Вас получаются дробные значения коэффициентов A, B, C,…, то в этом нет ничего страшного, ситуация даже обыденна. Решения и ответы:
Пример 2: Решение: Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей: Комментарий. В правой части у нас нет слагаемого с x2, поэтому в первом уравнении системы ставим справа ноль.
Пример 4: Решение: Шаг 1.Проверяем, правильная ли у нас дробь? Старшая степень числителя - 6. Старшая степень знаменателя - 8. Так как 6<8, то дробь является правильной. Шаг 2.Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Множитель (x2+4) разложить нельзя, а вот (x2-4) – можно: Шаг 3.Представим дробно-рациональную функцию в виде суммы элементарных дробей. В данном случае, разложение имеет следующий вид:
Пример 6: Решение: Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
Пример 7: Решение: Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей: Пример 9: Решение: (1) Здесь неправильная дробь, поскольку старшие степени числителя и знаменателя равны: 3 = 3. Для того чтобы разделить числитель на знаменатель придётся временно раскрыть скобки в знаменателе. (2)-(3) Теперь можно разделить числитель (4) От первого слагаемого сразу берем интеграл. Знаменатель оставшейся, уже правильной, дроби снова записываем в виде произведения множителей. Тут я немного сокращено разложение, надеюсь, всем понятно, что Далее очевидно… Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:
Читайте также: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2130)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |