Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности





Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности

Уровень развития предметно-манипулятивной деятельности у ребенка второго полугодия жизни определяется характеристиками исполнительской стороны деятельности и эмоциональным отношением ребенка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Первый вид действий — неспецифические действия. Это действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их физических свойств и функций. Обычно при знакомстве с новыми предметами ребенок сначала обследует его с помощью зрительных действий (рассматривает, вглядывается, наблюдает), оральных (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает) и мануальных (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т. д.). Этот вид неспецифических действий относится к категории ориентировочно-исследовательских.

Обследовав предмет, младенец начинает по многу раз повторять какое-то понравившееся действие — стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. Этот вид действий относится к собственно неспецифическим манипулятивным действиям. В процессе выполнения таких действий ребенок одновременно с потребностью в познании удовлетворяет потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами. Кроме того, совершая манипулятивные действия, ребенок развлекается, поддерживая радостное настроение, общий эмоциональный тонус. Ребенок проявляет изобретательность в действиях, пытаясь извлечь максимум информации о вещи и удовольствия от действий с ней. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи — пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их. Недостаточная ловкость рук, естественная для данного возраста, ограничивает возможности ребенка, однако сам процесс познания, непроизвольное на первых порах достижение результата собственных действий в виде изменения формы предмета, открытия его новых свойств являются для него чрезвычайно привлекательными. Произвольность действий ребенка постепенно нарастает, опыт действий с предметами кристаллизуется в памяти в виде образов, что проявляется в настойчивом желании воспроизводить определенные действия с конкретными предметами. Так, примерно к 8 месяцам ребенок овладевает другими действиями, специфическими.



Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой-пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, включать и выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Очень часто образцы действий, полученные в общении с взрослым, ребенок пытается перенести в самостоятельную деятельность. Так постепенно он овладевает специфическими действиями с предметами, а в конце года — культурно фиксированными действиями. Перечисленные виды действий, которые может совершать ребенок, дают представление об уровне овладения предметно-манипулятивной деятельностью как исходном этапе предметной. деятельности человека.

Таким образом, виды действий с предметами являются первым параметром уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Второй параметр — познавательная активность. Показателями данного параметра выступают разнообразие действий с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребенка с помощью разнообразных действий извлечь максимум информации о предмете. Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельность отражает степень любознательности ребенка, удовольствия от действий и их результата, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его. У младенца, находящегося в благоприятных условиях воспитания, предметно-манипулятивная деятельность окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес даже из внешне непривлекательного предмета. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.

Для выявления характеристик выделенных параметров проводятся соответствующие диагностические пробы.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)