Параметры общения
| Критерии оценки параметров
| Баллы
|
Инициативность
| Отсутствует:
ребенок не обращается ко взрослому, уклоняется от общения
|
|
Слабая:
ребенок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить ее в руку взрослого; ребенок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого
|
|
Средняя:
ребенок обращается ко взрослому не во всех пробах;
обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит, например, подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается к взрослому
|
|
Высокая:
ребенок постоянно проявляет инициативу в общении;
проявляет настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подает игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т. д.);
обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, а также в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т. д.)
|
|
Чувствительность к воздействиям взрослого
| Отсутствует:
ребенок не отвечает на инициативу взрослого
|
|
Слабая:
ребенок изредка отвечает на инициативу взрослого (например, подает по его просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам)
|
|
Средняя:
ребенок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует
|
|
| Высокая:
ребенок охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании
|
|
Вовлеченность в общение
| Отсутствует:
ребенок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично выполняет просьбы взрослого
|
|
Слабая:
ребенок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения
|
|
Средняя:
ребенок проявляет интерес к взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко отвлекается
|
|
Высокая:
ребенок проявляет интерес, радость и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеется, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения
|
|
Средства общения
| Экспрессивно-мимические (э):
|
|
ребенок не использует — не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;
|
|
ребенок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания
|
|
Предметно-действенные (д):
|
|
ребенок не использует — не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие;
|
|
ребенок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого.
|
|
Предречевые (п):
|
|
отсутствуют — не обнаруживает понимания речи взрослого;
|
|
ребенок понимает речь взрослого, лепечет
|
|
Предпочитаемая форма общения
| Ребенок предпочитает ситуативно-личностное общение (СЛО):
| СЛО
|
в ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно-делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживленными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого;
|
в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО
|
| Ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение СДО:
| СДО
|
в ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один;
|
в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого;
|
в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым;
|
все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО
|
Ребенок не обнаруживает предпочтения формы общения:
| СДО,
СЛО
|
не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения в СЛО
|
| | | |