Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Диагностика развития процессуальной игры





Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Параметры и показатели процессуальной игры

Диагностика процессуальной игры включает в себя анализ игровой деятельности детей по четырем параметрам. Ниже дается их краткое описание и выделяются показатели, по которым диагностируется каждый из параметров.

Потребность в игре с сюжетными игрушками

Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:

1) инициативность в игре,

2) длительность игры,

3) эмоциональное состояние в ходе игры.

Характер игровых действий

Игровые действия с предметами появляются у детей уже в начале раннего возраста — на втором году жизни. В этот период ребенок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно начинает воспроизводить отдельные игровые действия (например, подносит чашку к губам куклы, причесывает ее расческой). Однако игра носит подражательный характер, быстро распадается (одноактные игровые действия сменяются манипуляциями с игрушками). На третьем году жизни игра с сюжетными игрушками начинает занимать все большее место в жизни ребенка, меняется ее характер. Расширяется круг предметов, которые ребенок включает в игру, действия с ними многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются. Особый интерес для малышей в этот период представляет скрупулезное игровое исследование свойств предметов, углубленная отработка разных вариантов одного действия (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно резать ножом игрушечные овощи, хлеб, печенье, котлеты и т. д., многократно возвращаясь к одному и тому же действию). Игра детей этого возраста представляет собой цепочки разнообразных игровых действий, которые далеко не всегда связаны жизненной логикой. Например, малыш может сначала покормить куклу, потом искупать, затем снова покормить, причесать, положить спать, покормить и так до бесконечности. Увлекшись процессом выполнения игровых действий, их повторением, ребенок может забыть о конечной цели своих действий (например, потратив все время на приготовление еды, он не покормит куклу). Сосредоточенность на процессуальной стороне игры (отсюда и ее название) в ущерб ее целенаправленности остается характерной чертой игры на протяжении всего раннего возраста.



На третьем году жизни дети в игре все активнее пользуются речью. Ребенок начинает обращаться к куклам и другим персонажам игры с предложениями, объяснениями, комментариями, планирует свои действия. Речь становится фактором, обеспечивающим лучшее осознание ребенком смысла игры и регулирующим ее содержание.

На основании сказанного выделяются следующие показатели данного параметра:

1) вариативность игровых действий, т. е. наличие разнообразных вариантов действий с предметами. Этот показатель не следует путать с общим количеством игровых действий. Например, если ребенок 10 раз поднес ложку ко рту куклы, то вариативность равна 1, а если он сначала покормил куклу из тарелки, затем напоил из чашки, а потом уложил в кроватку, то число вариантов действий равно 3.

2) речевая активность ребенка в игре (обращения к персонажам, сопровождение собственных действий высказываниями, объяснение своих действий взрослому, вопросы по ходу игры).

Воображение

Основным показателем данного параметра является использование ребенком предметов-заместителей.

Использование предметов-заместителей — важнейшее приобретение в игровой деятельности детей. Оно чрезвычайно важно для развития наглядно-образного мышления ребенка, его творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами. При диагностике этого показателя воображения следует учитывать, что в начале и конце третьего года жизни имеются различия в уровне развития действий замещения. В начале третьего года жизни у ребенка, использующего какой-либо предмет вместо другого, не всегда есть четкое представление о том, какой именно предмет он замещает. Например, малыш может старательно помешивать ложкой детали конструктора, сложенные им в кастрюльку, даже пробовать их на вкус, т. е. вполне развернуто имитировать приготовление еды, но на вопрос взрослого, что он варит, ответить, что «там варятся пирамидки и палочки».

Таким образом, в первой половине третьего года жизни действие замещения может опережать его ясное осознание и словесное оформление. В этом возрасте замещения еще неустойчивы. Ребенок может быстро забывать, что и чем он замещает. Постепенно, на протяжении года диапазон замещений расширяется, в репертуаре игровых действий можно увидеть самостоятельные и подчас очень оригинальные находки, что свидетельствует о появлении творческого начала в игре. Во второй половине третьего года жизни дети уже достаточно легко и часто включают в свою игру предметы-заместители. Теперь они четко понимают, какой недостающий для сюжета предмет им необходим, старательно подыскивают для него подходящий заместитель и обозначают его словом. Дети, у которых хорошо развито воображение, часто находят оригинальные предметы-заместители, умеют отступать от стереотипного воспроизведения одного и того же сюжета, придумывают новые, подчас неожиданные его варианты.

Принятие игровой инициативы взрослого

Учет этого параметра важен для определения «зоны ближайшего развития» игровой деятельности, т. е. прогноза в развитии игры ребенка и его умственных способностей. Если он проявляет слабый интерес к игрушкам, не владеет игровыми действиями и не пользуется предметами-заместителями, то включение взрослого в игровую ситуацию поможет понять, насколько ребенок готов к принятию нового для него вида деятельности и к продвижению в этой области. Иногда достаточно одного — двух показов взрослым игрового сюжета для того, чтобы ребенок увлекся игрой и начал активно осваивать новую для него сферу. В этом случае следует говорить о педагогических упущениях взрослых. Если же ребенок в процессе неоднократно повторяющихся попыток взрослого наладить совместную игру не понимает его действий, не подражает им, продолжает использовать простые манипуляции с сюжетными игрушками, значит, имеется неблагополучие в психическом развитии и оно требует особых методов диагностики.

При оценке данного параметра учитываются такие показатели, как включение ребенка в совместную игру, подражание действиям взрослого.

Все показатели процессуальной игры оцениваются в баллах.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)