Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ





Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

 

 

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

 

Античные теории     ® Меркантилизм ® Классическая политэкономия ®
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
| | |
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту      
Марксизм ® Маржинализм ® Кейнсианство ®
| | |
             
| | |
             

 

Неоклассика (монетаризм) ® Институционализм ® ??? ®
|   |   |  
        Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
             

 



Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

 

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

 

Эмпирический метод   Статистический метод   Метод научных абстракций
|   |   |
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов    
         
Причинно-следственный метод   Функциональный метод   Эконометрические методы
|   |   |
         

Тесты

Тест Обоснование
1. Экономическая теория: это наука: a) о том, как улучшить личное экономическое положение; b) о регулировании государством национальной экономики; c) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; d) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить; e) о законах функционирования рыночной экономики.  

 

2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: a) спрос и предложение; b) эффективность и справедливость; c) предпринимательство и прибыль; d) ограниченность и выбор; e) производство и потребление.  

 

3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: a) существует только в бедных странах; b) связана с определенными типами цивилизаций; c) типична для социализма (экономика дефицита); d) никогда не возникает в богатых странах; e) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.  

 

4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: a) объяснения законов функционирования реальной экономики; b) демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности; c) содержания сведений о свойствах изображаемой модели; d) отражения всех деталей экономического развития общества; e) подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез.  

 


 

5 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: a) макроэкономический; b) нормативный; c) описательный; d) микроэкономический; e) позитивный.  

 

6. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: a) как обществу достигнуть полной занятости; b) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов; c) проблемы ускорения экономического роста; d) вопросы экономической безопасности; e) организацию деятельности отдельных фирм.  

 

7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: a) способности удовлетворять потребности; b) ценности; c) редкости; d) могут быть в неограниченном количестве; e) могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.  

 

8. Полное использование всех ресурсов общества показывает: a) сдвиг кривой производственных возможностей вправо; b) точка вне кривой производственных возможностей; c) точка внутри кривой производственных возможностей; d) точка на кривой производственных возможностей; e) сдвиг кривой производственных возможностей влево.  

 

9. Кривая производственных возможностей показывает: a) все возможные комбинации выпуска продуктов; b) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; c) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; d) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; e) степень социального неравенства в обществе  
10.Понятие метода науки включает: a) набор фактических данных; b) структуру предмета; c) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; d) мировоззренческие установки ученого.  
11. Какое из утверждений ложно применительно к модели: a) модель строится на основе абстракции; b) на основе модели возможно дать представление будущего; c) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности; d) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению.  
12. Какую проблему из перечисленных не решает экономическая модель: a) делать вывод о свойствах изображаемой модели; b) отражать все реальности экономического развития общества; c) подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы; d) давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности; e) объяснять законы функционирования реальной экономики.  
13.Экономист систематизировал и обобщил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является: a) гипотетическим; b) эмпирическим; c) дедуктивным; d) описательным; f) индуктивным.  

Эссе





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)