Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Базовые экономические понятия





Министерство образования Российской Федерации

 

Магнитогорский государственный технический университет

 

им. Г.И. Носова

 

Кафедра экономики и маркетинга

 

 

СБОРНИК ЗАДАЧ

(Часть I)

 

по микроэкономике с решениями

для студентов всех технических специальностей заочного отделения

 

 

Магнитогорск

 

Составитель: Потапова М.А.

 

 

Сборник задач (часть 1) по микроэкономике для студентов всех технических специальностей заочного отделения. Магнитогорск: МГТУ, 2002. 21 с.

 

Рецензент: доцент, к.э.н. Медведева Н.Н.

 

 

© Потапова М.А.

 

 

Данное пособие составлено в соответствии с программой курса «Экономика» и государственными стандартами по специальности.

Цель предлагаемого пособия – оказать помощь студентам заочной формы обучения при изучении основ экономической теории и выполнении контрольной работы по экономике.

В пособии представлены основные понятия и типовые задачи с решениями (микроэкономика часть первая).

 

Тема1. Предмет и метод экономической теории.

 

Базовые экономические понятия

В процессе производства любого товара или оказания услуг используются экономические ресурсы. Их называют также факторами производства. К ним относится земля, капитал и труд. К категории ресурсов относят предпринимательские способности, которые означают организацию производства, принятие решения, риск и внедрение новшества. Ограниченность ресурсов характерна для экономики и она порождает фундаментальную экономическую проблему выбора. Наглядное представление ограниченности ресурсов и необходимости выбора дает кривая производственных возможностей.Кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внутри фигуры, означают неполное использование ресурсов и, наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами, не будет обеспечена данными ресурсами. Альтернативные издержки – издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов . Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения ресурсов.



 

Задача 1.

Программист Иванова зарабатывает в час 45 рублей. Ее мама на пенсии. В магазине за говядиной по 40 рублей за килограмм нужно стоять час, по 60 рублей за килограмм очередь отсутствует. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Ивановой? Ее матери?

Решение: данная задача показывает альтернативную ценность времени.

Альтернативная ценность времени мамы-пенсионерки равна нулю, следовательно, для нее рациональный выбор – простоять час в очереди.

Альтернативная ценность времени программиста Ивановой-45рублей в час. Цена покупки для нее , где - объем покупки в кг.

Решаем неравенство:

Итак, для программиста Ивановой при покупке мяса больше 2,25 кг постоять в очереди рационально.

 

Задача 2.

Используя данные таблицы производственных возможностей изобразить кривую производственных возможностей.

Таблица производственных возможностей.

Варианты Зерно (млн. т.) Ракеты (шт.)
А 5,0
Б 4,8
В 4,5
Г 3,9
Д 3,0
Е 1,8
Ж

 

Зерно (млн.т.)

 

 

       
 
   
 

 


Ракеты

 

Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов. Все точки, расположенные внутри фигуры, означают неполное использование ресурсов и, наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами, не будет обеспечена данными ресурсами.

 

Задача 3.

В таблице 1 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условных единицах.

Варианты A B C D E F G H
Машины
Хлеб.издел.

 

Рассчитать альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий.

Решение:

При переходе из точки А в точку В будет производится 10 ед. хлебобулочных изделий, для этого необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (7-6 /10-0), т.е. 1/10.

При переходе из точки В в точку С будет производится 19 ед. хлебобулочных изделий, для этого необходимо отказаться от производства 1ед. машин. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (6-5/19-10), т.е. 1/9.

При переходе из точки С в точку D будет производится 27 ед. хлебобулочных изделий, для этого необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (5-4/27-19), т.е. 1/8.

При переходе из точки D в точку E будет производится 34 ед. хлебобулочных изделий, но необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (4-3 /34-27), т.е. 1/7.

При переходе из точки E в точку F будет производится 40 ед. хлебобулочных изделий, но необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (3-2/40-34), т.е. 1/6.

При переходе из точки F в точкуG будет производится 45 ед. хлебобулочных изделий, но необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (2-1/45-40), т.е. 1/5.

При переходе из точки G в точку H будет производится 49 ед. хлебобулочных изделий, но необходимо отказаться от производства 1ед. машины. Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий составят (1-0/49-45), т.е. 1/4.

Альтернативные издержки производства единицы хлебобулочных изделий возрастают по мере увеличения выпуска за счет отказа ресурсов производства машин.

 

Задача 4.

Студент обучается в университете, получая стипендию280 рублей. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 2000 руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?

Альтернативные издержки (вмененные)- издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе.

Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

Следовательно, альтернативные издержки обучения в университете составят 2000рублей.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)