Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания преподавателям



2015-11-07 729 Обсуждений (0)
Методические указания преподавателям 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семинарское занятие № 1 «Древнерусская политико-правовая мысль» можно провести с использованием учебных фильмов (по истории русской культуры Древней Руси, крещению или кинобиографий Илариона, Владимира Мономаха). Высокое качество подготовки учащимися к семинару предполагает обязательное их ознакомление с первоисточниками по теме: «Книга Велеса», «Слово о Законе и Благодати с присовокуплением похвалы Кагану нашему Владимиру и изложения веры» митр. Илариона, «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

Подготовка к занятию № 2 «Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства» предполагает раскрытие учащимися подлинного характера новгородско-псковской демократии. В данном случае целесообразно привлечь для демонстрации идеи о совместимости монархической и республиканской форм правления идеи Л.А. Тихомирова о «круговороте» государственных форм.

Проведение занятий № 3-4 по теме «Политико-правовая мысль Московского государства в XV-XVI вв.» предполагает ознакомление учащихся со следующими первоисточниками: «Предание ученикам» Н. Сорского, «Слово об осуждении еретиков», «Просветитель» И. Волоцкого, «Послание митрополиту Даниилу» Ф. Карпова, «Большая челобитная И. Грозному», «Малая челобитная И. Грозному», «Сказание о Магмет-салтане», «Повесть об основании и взятии Царьграда» И.С. Пересветова, «Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным», «Послание шведскому королю Юхану III» 1573 года Ивана Грозного, «Домострой». Преподаватель может организовать дискуссию по таким вопросам как «Ответственность за еретические идеи в русской истории» или «Личность и мировоззрение Ивана Грозного: парадокс «двух Иванов»».

При организации занятия № 5 «Соборность и общинность как принципы Российской государственности» следует обратить пристальное внимание на историю принципа симфонии властей в России в его соотношении с принципом разделения властей, отраженном в современной Конституции РФ. Необходим также анализ истории крестьянской общины на Руси.

Занятие № 6 предполагает проведение письменной контрольной работы по темам семинаров 1-5. При подготовке к контрольной работе необходимо пользоваться материалами лекций, учебников, дополнительной литературой, привлекать знания, полученные на предыдущих семинарских занятиях.

Семинары № 7-8 должны быть посвящены теме «Российская политико-правовая мысль XVIII в.». К ознакомлению учащимся стоит здесь порекомендовать следующие первоисточники: «Духовный Регламент» 1721 г., «Правда воли монаршей…», «Слово на погребение… Петра Великаго» Ф. Прокоповича, «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном», «Духовная моему сыну», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» В.Н. Татищева, «Книга о скудости и богатстве» И. Посошкова, «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» С.Е. Десницкого, «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения» Екатерины II, «О повреждении нравов в России» М.М. Щербатова, «Опыт о законодавстве», «О законоположении» А.Н. Радищева. Изучение темы можно начать с проведения игры-спора с предварительной подготовкой студентами двух контрдокладов на тему «Реформы Петра I: благо или историческая ошибка». Остальные студенты должны будут выступить в роли слушателей, участников дискуссии и судей. Они должны будут оценить выступления сторон и высказать собственное мнение о результатах петровских реформ и их влиянии на культуру и идеологию России. В качестве темы для самостоятельной подготовки и последующего выступления с докладом следует порекомендовать учащимся вопрос «Программа государственных преобразований Петра III и Екатерины II. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения».

При организации занятий № 9-11 «Российская политико-правовая мысль XIX в.» целесообразно обратиться к форме коллоквиума-конференции – свободного, неформального общения по теме «Судьба российского государства и права в свете спора западников и славянофилов». Студентам можно предложить подготовить проекты миниконституций от имени западников и славянофилов. В качестве попыток актуализации знаний можно попросить учащихся определить самобытные, славянофильские и заимствованные, европейские начала в современном государственном и правовом строе России. Возможно выступление с докладом по теме: «Государство и право в мировоззрении Л.Н. Толстого».

Семинар № 12 «Российская политико-правовая мысль конца XIX – начала XX вв.» предполагает изучение следующих первоисточников: «Манифест о незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 г., «Великая ложь нашего времени» К.П. Победоносцева, «Почему я перестал быть революционером», «Монархическая государственность» Л.А. Тихомирова, «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкого, «Путь духовного обновления» И.А. Ильина. Для более вдумчивого рассмотрения концепции И.А. Ильина о государстве и праве, можно поручить одному из студентов подготовит доклад о его жизни и мировоззрении. В качестве подспорья для подготовки к занятию может быть использована работа В.А. Томсинова об Ильине.

При проведении занятия № 13 «Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв.» нужно сконцентрировать внимание студентов на идеологическом противостоянии либералов, консерваторов и социалистов в начале XX в. Стоит основательно охарактеризовать причины неудачи либерализма и торжества большевистской идеологии в России. Важно на занятии показать реализацию ряда идей отечественных эмигрантов в советской практике – национал-большевика Н.В. Устрялова, евразийцев, И.Л. Солоневича. Особое внимание учащихся следует обратить на современную духовно-нравственную концепцию государства и права (В.В. Сорокин, А.М. Величко, В.Н. Синюков).

 

 




2015-11-07 729 Обсуждений (0)
Методические указания преподавателям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания преподавателям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)