Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания студентам



2015-11-07 659 Обсуждений (0)
Методические указания студентам 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При подготовке к семинару № 1 «Древнерусская политико-правовая мысль» необходимо самостоятельно изучить ряд первоисточников – работ мыслителей Древней Руси, в том числе «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение детям, «Послание Олегу Черниговскому» князя Владимира Мономаха. На семинарском занятии при выступлении стоит подкреплять свои умозаключения ссылками на данные памятники. Важно на занятии раскрыть факторы, повлиявшие на тематику, сюжет и политико-правовые идеалы Киевской Руси. Необходимо рассмотреть такие образы как Русская земля, вера, правда, справедливость, Закон, Благодать, милосердие, княжеская власть, симфония властей, обожествление царской власти, обоснование самодержавия и т.д. Кроме того, здесь нужно обозначить сквозные для русского правосознания темы и символы – противопоставление закона и правды, духовные начала справедливости и милосердия в правоприменении, власть как жертва и труд, самодержавие, симфония церкви и государства.

В рамках семинарского занятия № 2 «Политико-правовая мысль в эпоху становления Московского государства» стоит обратить внимание на государственно-правовые последствия для Руси татаро-монгольского ига, раскрыть государствообразующий смысл деятельности Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Обязательными к изучению являются «Послание о неблагоприятных днях и часах», «Послание Великому князю Василию, в котором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» старца Филофея.

При подготовке к семинарам № 3-4 «Политико-правовая мысль Московского государства в XV-XVI вв.» стоит обратить внимание на искаженность образа Ивана IV Грозного в современной историографии. При анализе реформ великого князя стоит учитывать и их огромный положительный потенциал, позволивший создать сильное Русское государство. Спор нестяжателей и иосифлян должен рассматриваться как конструктивный диалог двух духовных течений в отечественной религиозной жизни, приведший к становлению на Руси принципа симфонии властей.

Семинар № 5 «Соборность и общинность как принципы Российской государственности» предполагает знакомство с историей становления на Руси патриаршества. Студенты должны выявить государственно-сохраняющие мотивы деятельности патр. Гермогена, патр. Филарета, митр. Филиппа. При рассмотрении вопроса о симфонии властей необходимо обратиться к практике реализации данного принципа в Византийской империи.

Занятие № 6 предполагает проведение письменной контрольной работы по темам семинаров 1-5. При подготовке к контрольной работе необходимо пользоваться материалами лекций, учебников, дополнительной литературой, привлекать знания, полученные на предыдущих семинарских занятиях.

При подготовке к семинарам № 7-8 «Российская политико-правовая мысль XVIII в.» для более глубокого освоения представленной темы студентам необходимо ознакомиться с работами Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, кн. М.М. Щербатова и др. Следует определить особенности и предпосылки возникновения политико-правовой мысли в XVIII в. Особое значение приобретает анализ концепции регулярного государства и обоснование абсолютизма в трудах мыслителей той эпохой. Для полноценной картины можно обратиться к реформам Петра I, затронуть дискуссию о достоинствах и недостатках реформ императора.

Занятие № 9-11 «Российская политико-правовая мысль XIX в.» предполагает уяснение основных расхождений между двумя течениями русской общественно-политической мысли – славянофилами и западниками. Студентам необходимо чаще обращаться к трудам основных представителей славянофильства и западничества: А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, И.С. и К.С. Аксаковых, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина и др. Важно рассмотреть общественные и правовые идеалы западников, сориентированных на европейские идеалы ограниченной монархии или республики, и славянофилов, опирающихся на традиционный русские институты: самодержавие, земские соборы, земское самоуправление, внутреннюю правду, православие. Пристального внимания заслуживают политико-правовые учения представителей социализма (А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского), анархизма – М.А. Бакунина, Л.Н. Толстого, либерализма – Б.Н. Чичерина.

При подготовке к семинарскому занятию № 12 «Российская политико-правовая мысль конца XIX – начала XX вв.» требуется более серьезно подойти к анализу государственной деятельности К.П. Победоносцева, оригинальных концепций Л.И. Петражицкого (психологической теории права), П.И. Новгородцева (возрожденное естественное право), монархической теории Л.А. Тихомирова. Особого внимания заслуживает политико-правовая идеология большевиков с обоснованием диктатуры пролетариата, советов как высших органов власти, постепенного отмирания государства и права. Желательно подробнее остановиться на размышлениях о судьбе России отечественных эмигрантов – И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, евразийцев (Н.Н. Алексеев).

При проведении занятия № 13 «Российская политико-правовая мысль XX – начала XXI вв.» обязательно ознакомление с такими первоисточниками как: «Народная монархия» И.Л. Солоневича, «Евразийство» П.Н. Савицкого, «Русский народ и государство» Н.Н. Алексеева, «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицына, «Понятие и сущность права в духовной культуре России» В.В. Сорокина.

 



2015-11-07 659 Обсуждений (0)
Методические указания студентам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания студентам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)