Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Искусство привлекать сторонников





Сфера общения, связанная с политикой, предполагает, что один человек, каким бы сверхталантливым он ни был, не в состоянии реализовать свои планы и самореализоваться как правящий политик, если у него не будет сильной команды сподвижников и огромной армии сторонников, поэтому задача разъяснения и распространения своих идей, привлечения на свою сторону как можно большего числа людей – это задача, которая стоит перед каждым политиком и каждым политическим объединением. А это значит, что умение агитировать для политика – это основа основ.

Каковы же особенности и цели агитационной речи?

Агитационную речь от других видов речей отличает, прежде всего, то, что она всегда направлена на побуждение к действию. Агитационная речь воздействует на слушателя так, чтобы агитируемый почувствовал потребность сделать то, о чем его просит агитатор.

Это возможно только тогда, когда

- у обоих участников процесса агитации есть что-то, их объединяющее;

- цели каждого и их установки не противоречат друг другу;

- агитатор пользуется доверием агитируемого.

В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы

– найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого;

– развить и укрепить общее между ними;

– заинтересовать агитируемого в ценностях конкретной политической организации;

– проинформировать его относительно деятельности этой организации;

– заинтересовать его в приобщении к деятельности этой организации;

– организовать агитируемого поддержать данную политическую организацию участием в конкретных политических акциях.

Как это сделать?

Прежде всего – установить и упрочить коммуникативный контакт с человеком, чтобы понять, стоит ли его агитировать, а если да, то подготовить почву для этого.

Соответственно агитационная речь должна содержать

- необходимые для агитации факты,

- пробуждать нужные эмоции агитируемых,



- приводить к их согласию выполнить то действие, к которому побуждает агитатор.

Прямая политическая агитация всегда апеллирует к общественному благу и гражданственности. При этом она основывается на оценке пользы и вреда для страны в целом, для каких-то определенных групп населения, к которым принадлежит данная аудитория, в частности. На основании этого агитация всегда проводится ЗА что или против чего-либо, исходя из ценностей и потребностей людей.

Основными потребностями людей, по А. Маслоу, являются потребности материального существования, в безопасности, в любви, в самореализации, в самоактуализации. Кроме того, в сотрудничестве, в понимании, в осмыслении и в идентификации себя. (А.И. Юрьев). Эти потребности являются общими для всех людей и могут различаться для тех или иных личностей лишь в иерархическом отношении.

В социальных науках принято различать универсальные ценности, групповые и индивидуальные. Универсальные ценности – это свобода, демократия, справедливость и т.д. Групповые ценности – активность, правдивость и др. Индивидуальные ценности – дружба, здоровье, слава, надежда. Все эти группы ценностей могут использоваться при агитации.

При этом необходимо иметь в виду, что агитация всегда предполагает явное или скрытое противопоставление (раньше/сейчас; сейчас/ в будущем; мы/они и т.п.) и явную оценочность (хорошо/плохо; хорошо/еще лучше; плохо/еще хуже и т.д.). Можно обращаться к тому, что если сделаешь, будет хорошо, или к тому, что если не сделаешь, будет плохо (или и к тому, и к другому одновременно). В агитационной речи нужно показать, что то, что мы сообщаем, лично касается этих конкретных людей с их понятными нам потребностями и ценностями; что то, о чем мы говорим, поможет им решить какую-то важную для каждого из них проблему.

Не менее важные средства агитации – конкретность и подтверждение слов делом, ибо «долго путь наставлений, краток и убедителен путь примеров» (Сенека). Соответственно, речь нужно связывать с тем, что делаешь сам и с тем, что делает организация, за которую ты агитируешь. Примеры в агитационной речи важно связывать с непосредственными событиями или явлениями, характерными для жизни агитируемых, приводить самые свежие, еще не потерявшие своей эмоциональной силы примеры. Кроме того, важна доходчивость примеров, то есть их яркость и доступность для понимания, популярность именно в этой аудитории.

Агитационная речь всегда воздействует не только за счет логической стороны, но и за счет эмоциональной. Агитатору обязательно нужно пробудить в слушателях те эмоции, которые помогут ему достичь цели. При этом предпочтительнее обращаться не к самим эмоциям, а к фактам, вызывающим нужные эмоции.

В то же время чрезмерно активное воздействие, повышенная экспрессивность и напор могут быть обоюдоострым оружием: сила воздействия может быть равна силе отталкивания, а не притяжения. Это вызывает защитный барьер общения и его логичное следствие – уход от общения (физический или психологический) или активное противодействие вплоть до агрессии. В результате вы достигнете противоположной цели – навсегда поселите отрицательные ассоциации с тем политическим образованием, относительно которого агитировали. А со сторонниками высокий градус эмоций в агитации также неуместен. Следовательно, «нагревайтесь» постепенно, под контролем критерия целесообразности.

Это особенно важно иметь в виду при агитации в группе слушателей, потому что в этом случае у каждого из них активизируются процессы мышления и эмоционального восприятия, более глубокая эмоциональная реакция одних передается другим, в результате у слушателей, как правило, возникает психологическое единство (как результат действия механизма психического заражения). Если агитация воспринята положительно – то положительная, если отрицательно – то резко негативная, особенно в том случае, когда именно так воспринимает речь лидер этой группы. Следовательно, при агитации важен дифференцированный подход к слушателям.

В связи с этим различают две формы агитации: прямую (открытую) и косвенную (скрытую), которые различаются и по степени ее интенсивности. Открытая агитация носит яркий наступательный характер. Она используется тогда, когда у агитатора есть полная уверенность в том, что его речь будет воспринята положительно. Если же такой твердой уверенности нет, агитацию целесообразно вести более осмотрительно, осторожно. В этом случае косвенное воздействие будет осуществляться за счет самих фактов и их интерпретации, а не за счет эмоционально подчеркнутого призыва к определенному действию. Например, можно проинформировать слушателей о Движении, собрании, акции и т.д., а далее в зависимости от реакции слушателя решать, переводить ли речь в дальнейшем в агитационную или нет. Если ваша речь была убедительна и содержала нужную информацию, ненавязчивая агитация в не меньшей степени может достичь цели.

Обратите внимание на то, что агитационная речь в любой форме не должна в начале содержать прямое выражение своей основной цели, то есть нельзя сказать: я пришел вас агитировать, я вас сейчас сагитирую и т.д. В начале речи нужно говорить о слушателях, их оценках происходящего, информировать о Движении и его целях, а только в конце – побуждать прийти на собрание Движения и присоединиться к нему. В то же время в основной части речи агитация всегда будет скрыто присутствовать, поскольку агитатор будет говорить о преимуществах Движения, его целях, идеологии и т.д.

А вот закончить агитационную речь необходимо призывом к конкретному действию и информацией обо всех условиях осуществления этого действия (если агитируете прийти на собрание – где, когда, как долго оно будет проходить, кто в нем будет принимать участие и т.д.).

При любой форме агитации агитатор должен оставаться коммуникативным лидером. Лидерство в общении, как правило, реализуется в следующем речевом поведении: он выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу, руководит развитием и сменой тем, задает выясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство, таким образом, оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности. Все это остается справедливым и для агитации. Соответственно, как только агитатор перестает быть коммуникативным лидером, он не справляется со своей задачей.

Такая ситуация общения предполагает повышенные требования прежде всего к личности агитатора, ибо «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Прежде всего, агитатор должен быть яркой личностью, лидером, потому что только в этом случае он сможет кого-то привлечь к себе, а затем и к своей речи. Агитатором может быть только такой человек, который искренне убежден в том, что он поступает правильно, в согласии со своей совестью и что он не пожалеет о том, что агитировал за эту политическую организацию. В противном случае агитатор будет бороться прежде всего со своими внутренними психологическими проблемами и барьерами, что сделает его речь в лучшем случае недостаточно убедительной. Кроме того, агитатор должен хорошо не только знать, но и понимать то, чем и с какой целью занимается та политическая организация, за которую он агитирует, иначе он ничего не сможет толком объяснить, а значит, опять-таки не достигнет цели.

И не менее важно, чтобы агитатор владел речью, знал, что, когда, кому и для чего он говорит, умел бы сформулировать (и неоднократно переформулировать) четко и доступно любую свою мысль.

Речевые действия агитатора зависят не только от цели и содержания его речи, но и от той фазы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение в данный момент.

Основными фазами успешной коммуникации являются

- вступление в контакт,

- упрочение взаимодействия,

- основная часть взаимодействия,

- прекращение контакта (выход из него).

В каждой фазе коммуникации складывается особый уровень взаимодействия между партнерами, который требует своих средств для привлечения и удержания внимания к речи.

Прежде всего это, конечно же, само содержание речи. Именно оно должно быть интересным и важным для слушателей, отвечать их потребностям и запросам.

Кроме того, сама форма изложения должна быть захватывающей, чтобы внимание не ослабевало. Не даром Квинтилиан подметил: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит».

К специальным средствам привлечения внимания относятся в первую очередь несловесные средства: жесты, мимика, расположение в пространстве, поза человека, его телодвижения, взгляд, звуки голоса, интонация, даже особенности его внешности и одежды. Это тем более важно, что чаще всего мы их используем неосознанно и они воспринимаются также на подсознательном уровне. Нужно учесть, что несловесные средства начинают «работать» еще до того, как произнесены первые слова: мы друг друга видим и сразу понимаем, хочется ли вступать с ним в общение, обоюдно ли это желание, кто в каком настроении находится и т.д. Несловесные средства сопровождают всю нашу речь и часто продолжаются после ее окончания (вспомните жесты прощания и соответствующие взгляды). Все это объясняет, почему несловесные средства мы рассматриваем в первую очередь.

В первой фазе общения – фазе установления контакта несловесные средства играют часто определяющую роль. В этой фазе каждому партнеру необходимо преодолеть барьеры незнакомости (познакомиться), нейтральности (оценить друг друга по возможности положительно) и молчания (начать говорить). И от того, кто как на кого посмотрит, улыбнется ли, сделает ли шаги навстречу, от того, какими будут жесты и мимика – от всего этого зависит, состоится ли контакт вообще и каким он будет по эмоциональной окраске.

В следующих фазах общения несловесные средства (в частности, поза, положение в пространстве, мимика и жесты) должны постоянно подтверждать внимание и интерес собеседников друг к другу и к речи каждого, но особую роль приобретает голос, его звучание и те интонации, с помощью которых передается отношение говорящего к собеседнику и предмету речи, подчеркиваются наиболее важные ее моменты. В агитационной речи интонация – это одно из важнейших средств убеждения, поэтому ей нужно уделять особое внимание в речи.

Привлекает внимание и удерживает его в течение речи также такое специальное средство, как обращение. К нему нужно проявить особую осторожность, так как именно обращение задает тональность речи и позволяет произвести отбор партнеров по общению по принципу «свой/чужой». Например, обращение «товарищ» сейчас будет говорить прежде всего о преклонном возрасте или коммунистических симпатиях того, кто так обратился. «Гражданин», скорее всего, напомнит о стражах порядка. «Братья и сестры» мы слышим преимущественно от представителей религиозных организаций. «Россияне», «Граждане России» подходит только для массовых мероприятий. В связи с этим становится ясно, что выбор правильного обращения для осуществления коммуникативного контакта – это половина успеха. В других фазах общения обращение подкрепляет, поддерживает взаимодействие и привлекает наибольшее внимание слушателя к той части высказывания, которой предшествовало обращение. Кроме того, обращение по имени – это средство проявления уважения и внимания в собеседнику, что также повышает доверие к говорящему и положительную эмоциональную оценку его личности.

Еще одним эффективным средством привлечения внимания и установления контакта является вопрос, который предполагает высокую компетентность того, к кому обращаются, в данной области знаний. И в дальнейшей речи важно время от времени использовать вопросные формы разного плана для создания диалога или хотя бы его видимости. К таким вопросным формам относятся собственно вопросы, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и т.д. Особенно успешно и разнообразно можно использовать вопросно-ответное единство, когда оратор задает вопрос и сам на него отвечает: оно создает ситуацию непринужденного разговора со слушателями. Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество...

Не стоит пренебрегать и образными средствами речи, тем более, что «мы говорим не столько уху, сколько глазу», а значит, наша речь обязательно должна давать пищу воображению – внутреннему зрению.

В агитационной речи очень важно не только привлечь внимание, но и обеспечить ощущение общности партнеров. С этой целью мы часто используем обороты, которые подразумевают наше единство (воображаемое или реальное) в каких-либо вопросах: «Как мы с вами знаем... Как нам говорят... Мы все вместе...» и т.п. Этот компонент общения позволяет установить личные доверительные отношения, на основе которых и передаваемая информация воспринимается как личностно адресованная, ненейтральная, что особенно необходимо при агитации. Кроме того, в числе средств диалогичности можно назватьформы повелительного наклонения (подумайте, посмотрите, обратите внимание и т.д.).

Таким образом, для того чтобы овладеть искусством общения в целом и в процессе агитационной речи в частности нужно учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.


 

Тема № 5





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)