Определение коммерческой значимости товаров
Под коммерческой значимостью товара понимается его обобщенная ценность, определяемая не только прибыльностью, но и целым рядом других, стратегически важных показателей (пер-спективность, постоянные клиенты, операционное удобство и т.п.). Эти другие показатели представлены в исходных данных (табл.П1) в виде экспертного рейтинга Ui . Таким образом, ценность товаров определяется двумя факторами:
- прибыльностью товара R;
- экспертным рейтингом товара U.
Значимость этих факторов для компании ξR, ξU устанавливается по таблице исходных данных (табл.П4).
Для корректирования плана закупок с учетом коммерческой ценности товаров используется метод относительных предпочте-ний (МОП). Суть метода заключается в расчете весовых коэффи-циентов значимости товаров на основе парных сравнений факто-ров и товаров.
Общий алгоритм МОП в матричном виде выглядит следую-щим образом.
1). Формирование матрицы предпочтений факторов. Имеется m наименований товаров и n=2 факторов (факторы предпочтения). Показатели значимости факторов ξR, ξU сравни-ваются попарно между собой путем деления значения одного на значение другого. Результаты называются отношениями пред-почтения и записываются построчно в виде матрицы с элемен-тами
То есть, матрица отношений предпочтения факторов будет иметь вид
2). Расчет весовых коэффициентов.
Вектор весовых коэффициентов предпочтения факторов
g1 G ={g i }n = g2 1 ...
gn
вычисляется по формуле
gi =1∑n naij n j ∑akj
k
(14)
(15)
(16)
n при условии ∑gi =1. В данной формуле aij – элементы мат-
i
рицы парных сравнений. 3).Определение матриц предпочтений товаров по факторам. Сравнивая попарно товары по каждому из факторов и записы-вая эти сравнения в виде отношений предпочтения (13-14), по-лучим две (n=2) матрицы (B, D) порядка m (по количеству фак-торов): - матрица предпочтений товаров по прибыльности В
; (17) - матрица предпочтений товаров по рейтингу D
, N – количество экспертов (N=10). В данном случае dij определяется усреднением отношений экспертных оценок. Например:
4). Весовые коэффициенты предпочтения товаров по факторам. Используя для расчетов формулу (16), для матриц (17-18) полу-чим два соответствующих им весовых вектора Gb и Gd:
из которых формируется агрегированная весовая матрица вари-антов решений
5). Весовые коэффициенты коммерческой ценности товаров. Конечное решение задачи определения весов товаров представ-ляет собой вектор V, определяемый произведением матрицы H
(20) на вектор G (15)
Расчетная форма для вычислений весовых коэффициентов по формуле (16) представлена в табл.10.
Порядок выполнения расчетов в Excel следующий.
1) Подготовить таблицу исходных данных в форме табл.11.
2) Сформировать единичную матрицу А (диагональные элементы равны 1).
3). Сформировать матрицу предпочтений факторов по правилу (13-14), используя значения значимости факторов и вводя ре-зультат сравнения построчно справа от диагональных элемен- тов. Например, a12= ξR,/ ξU .
4). Выполнить обращение элементов матрицы. То есть заполнить оставшиеся свободные слева от диагонали элементы матрицы значениями aji=1/aij.
5). Вычислить весовой вектор факторов G по формуле (16), ис-пользуя форму табл.10.
6). Сформировать диагональную матрицу В размером m x m для определения весового вектора Gb (17, 19) (вектор предпочтений вариантов по фактору R).
7). Заполнить матрицу В (17) так же, как описано в п.п. 3-4, ис-пользуя значения фактора R из табл. 11. 8). Вычислить весовой вектор Gb так же, как описано в п.5. 9). Повторить п.п.6-8 для вычисления весового вектора Gd (19). Эта операция легко выполняется средствами копирования с по-следующим редактированием.
10). Сформировать сводную весовую матрицу H (20) путем агре-гирования частных решений (векторов Gb и Gd). Примечание: Матрица формируется в одной сплошной
Области листа Excel. 11). Вычислить результирующий весовой вектор V (21) путем ум-ножения матрицы H на вектор G. Для этого следует использо-вать функцию умножения матриц =МУМНОЖ(__;___).
Таблица 11 Форма представления данных для МОП-анализа
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1129)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |