Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Фактор – А «замкнутость - общительность»




Приемы составления «хорошей» анкеты.

1) Где только возможно используйте косвенные вопросы вместо прямых. Например, вы можете спросить: Есть ли у вас заболевания способные помешать в выполнении служебных обязанностей? Но, испытуемый, если он заинтересован в прохождении отбора, будет мотивирован скрыть заболевание (если есть, что скрывать). Спросите, к примеру, следующее: «Готовы ли вы к длительным командировкам?» Понятно, что человек может быть не готов к командировкам по разным причинам, и одна из них состояние здоровья.

2) Настаивайте на чрезмерно обстоятельных ответах. Испытуемому легко ответить кратко «нет», на вопрос о хронических заболеваниях. Значительно сложнее, если приходится врать развернуто в ответ на вопрос анкеты: «Обстоятельно охарактеризуйте состояние своего здоровья и работоспособности».

3) Используйте дублирующие вопросы. Это известный способ проверки достоверности, когда испытуемому предлагается отвечать на различные вопросы, которые, тем не менее, направлены на выявление одно и того же обстоятельства. Например, если вас интересует опыт работы, то вы можете сначала спросить в анкете: «Укажите в хронологическом порядке места предыдущей работы». Другой вопрос, направленный на более полное изучение опыта, может быть таким: «Укажите, какие должности вы занимали». Потом вам предстоит решить: достаточно ли согласованны два ответа и нет ли в них противоречия.

Анкета, конечно, важна и сама по себе. Во-первых, как инструмент сбора той информации, которую готов о себе предоставить испытуемый. Однако она также может оказать существенную помощь в проведении беседы (собеседования). Более того, неподготовленная беседа, когда у того, кто ее проводит, нет никакой предварительной информации об испытуемом, теряет половину своей эффективности.

 

Пример анкеты, применяемой при отборе персонала:

 

 

Психологическое тестирование.

Некоторые факторы, свойства личности и характера могут быть выявлены посредством разнообразных тестов. При этом сами тесты могут быть и психологические, и физиологические. Для их проведения может потребоваться специальное оборудование, или только список вопросов. В данный момент мы рассмотрим несколько тестов, но при этом будет отдавать себе отчет, что выбранные нами тесты в некоторых, конкретных, ситуациях будут не самыми эффективными и тогда вам самим придется сделать выбор более подходящей методики.



Перечень и краткое описание используемых в компьютерной программе Loyalty 3.14 психологических тестов:

 

МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р.КЕТТЕЛЛА (16PF - опросник)

В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диаг­ностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституцион­ными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении лич­ностных черт и установок зависит от потребностей и ха­рактеристик ситуации.

Здесь предлагается вариант опросника С— сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный оп­росный лист, а затем обсчитываются с помощью специ­ального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценива­ется двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним бал­лом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопро­сов дает в результате значение фактора. Исключением яв­ляется фактор В— здесь любое совпадение ответа с «клю­чом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 бал­лов; минимальная — 0 баллов.

 

Тестовое задание.

Инструкция для испытуемого. "Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов "правильных" или "неправильных ". Старайтесь отвечать искренне и точно. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. В соответствующей клеточке на бланке ответов поставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу "а", средняя — "в", правая — "с"). Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская ни одного".

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) да

в) трудно сказать

с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да

в) иногда

с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом

в) святым

с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро

в) нечто среднее

с) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) да

в) иногда

с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

а) верно

в) трудно сказать

с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:

а) да

в) иногда

с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами

в) затрудняюсь сказать

с) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да

в) иногда

с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а) всегда

в) иногда

с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выпол­нении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) верно

в) не знаю

с) не верно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это са­мостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно

в) иногда

с) нет

16 .Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно

17 .Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:

а) да

в) не знаю

с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям

в) не знаю

с) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову "неточный " - это:

а) небрежный

в) тщательный

с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да

в) трудно сказать

с) нет

22.Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

24.Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затрудняюсь сказать

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25.Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) да

в) возможно

с) нет

26 .Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

в) делают то и другое поровну

с) дают мне советы

27 .Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да

в) иногда

с) нет

28 .Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29 .Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно

30.Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да

в) не знаю

с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы

в) трудно сказать

с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) да

в) не знаю

с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да

в) трудно сказать

с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а) да

в) иногда

с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) да

в) иногда

с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) кошка

в) близко

с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня

в) нечто среднее

с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

в) не знаю

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

в) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да

в) иногда

с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) не знаю

с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

а) да

в) не знаю

с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да

в) трудно сказать

с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

4.8. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров

в) не знаю

с) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) возглавляя группу в туристском лагере

50.Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние

в) трудно сказать

с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

52. Когда мне все удается, а нахожу эти дела легкими:

а) всегда

в) иногда

с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

а) к лесу'

в) к растению

с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко

в) иногда

с) часто

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть

в) не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а) скорее это так

в) не знаю

с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) .не знаю

с) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастерство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а) да

в) нечто среднее

с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да

в) не знаю

с) нет

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал ка­кую-нибудь глупость:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

в) трудно сказать

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

а) верно

в) иногда

с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз попытаться решить этот вопрос

68.У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. — казалось бы, без определенной причины:

а) да

в) иногда

с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись на­значить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

а) да

в) иногда

с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3,6,5 — будет:

а) 10

в) 5

с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определённой причины:

а) да

в) не знаю

с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) да

в) иногда

с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а) верно

в) трудно сказать

с) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо оттого, сколько людей могут его услышать:

а) да

в) иногда

с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы предпочел встре­титься с:

а) Колумбом

в) не знаю

с) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да

в) иногда

с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины

в) не знаю

с) быть кассиром

80 Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их я продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да

в) трудно сказать

с) нет,

81 .Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

в) не знаю

с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да

в) иногда

с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно

в) иногда

с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) верно

в) не знаю

с) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной:

а) верно

в) иногда

с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто

в) иногда

с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают

в) идут правильно

с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто

в) иногда

с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:

а) верно

в) иногда

с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнении, потому что они утомительны:

а) да

в) иногда

с) нет

92. Дома, в свободное время, я

а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно завязываю дружеские отношения с но­выми людьми:

а) да

в) иногда

с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:

а) да

в) иногда

с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев

в) иногда

с) нет, редко

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов:

а) да

в) иногда

с) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями

в) не знаю

с) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

а) да

в) иногда

с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да

в) трудно сказать

с) нет

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да

в) иногда

с) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

а) да

в) иногда

с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) да

в) иногда

с) нет

104. Какое слово не относится к двум другим?

а) думать

в) видеть

с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом

в) племянником

с) дядей.

 

 

Список факторов.

Фактор – А «замкнутость - общительность»

При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, добро­та, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откли­кается на любые события.

В целом фактор ориентирован на измерение общитель­ности человека в малых группах.

Фактор В— «интеллект»

При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место . эмоциональная дезорганизация мышления.

При высоких оценках наблюдается абстрактность мыш­ления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Фактор С— «эмоциональная неустойчивость» - эмоци­ональная устойчивость»

При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности на­строения, раздражительность, утомляемость, невротичес­кие симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках человек выдержанный, работо­способный, эмоционально зрелый, реалистически настро­енный. Он лучше способен следовать требованиям груп­пы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствитель­ность. По некоторым работам, фактор связан с силой не­рвной системы, лабильностью и преобладанием процесса . торможения.

Фактор Е - «подчиненность - доминантность»

При низких оценках человек застенчив, склонен усту­пать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошиб­ках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почти­тельность, покорность до полной пассивности.

При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим , в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен счи­тать законом для себя и окружающих. В конфликтах об­виняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, сво­енравный.

Фактор F- «сдержанность - экспрессивность»

При низких оценках человек характеризуется благора­зумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливос­тью. Ему свойственны склонность все усложнять, некото­рая озабоченность, пессимистичность в восприятии дей­ствительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач.

Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

При высоких оценках человек жизнерадостен, импуль­сивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энерги­чен, социальные контакты для него эмоционально значи­мы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людь­ми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом груп­повой деятельности, верит в удачу.

В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональ­ную окрашенность и динамичность общения.

Фактор G - «подверженность чувствам - высокая нор­мативность поведения»

При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках наблюдается осознанное соблюде­ние норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

В целом фактор определяет, в какой мере различные нор­мы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

Фактор Н— «робость — смелость»

При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомы­ми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, дер­жится свободно, расторможено.

В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.

Фактор I— «жесткость — чувствительность»

При низких оценках человеку свойственны мужествен­ность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчи­вость, зависимость, стремление к покровительству, склон­ность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопережи­ванию и пониманию других людей.

Фактор L — «доверчивость - подозрительность»

При низких оценках человек характеризуется откро­венностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хо­рошо работает в коллективе.

При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно боль­шое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.

Фактор М— «практичность — развитое воображение»

При низких оценках человек практичный, добросовес­тный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следу­ет общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ог­раниченность и излишняя внимательность к мелочам.

При высокой оценке можно говорить о развитом вооб­ражении, ориентировании на свой внутренний мир, высо­ком творческом потенциале человека.

Фактор N— «прямолинейность — дипломатичность»

При низких оценках человеку свойственна прямолиней­ность, наивность, естественность, непосредственность по­ведения.

При высоких оценках человек характеризуется расчет­ливостью, проницательностью, разумным и сентименталь­ным подходом к событиям и окружающим людям.

Фактор О — «уверенность в себе — тревожность»

При низких оценках человек безмятежен, хладнокро­вен, спокоен, уверен в себе.

При высоких оценках человеку свойственны тревож­ность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

Фактор q1— «консерватизм — радикализм»

При низких оценках человек характеризуется консер­вативностью, устойчивостью по отношению к традицион­ным трудностям, он знает, во что должен верить, и, не­смотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо ин­формированным. Более склонен к экспериментированию. спокойно воспринимает новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не при­нимает.

Фактор Q2 - «конформизм - нонконформизм»

При низких оценках человек зависим от группы, сле­дует за общественным мнением, предпочитает, и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим.

Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

Фактор Q3 - «низкий самоконтроль - высокий само­контроль»

При низких оценках наблюдается недисциплинирован­ность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требова­ний.

При высоких оценках - развитый самоконтроль, точ­ность выполнения социальных требований. Человек сле­дует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности пове­дения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутрен­него контроля поведения.

Фактор Q4 — «расслабленность - напряженность»

При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мо­тивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.

Фактор MD— «адекватность самооценки»

Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.

 

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей мо­гут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.

3. Коммуникативные свойства и особенности межлич­ностного взаимодействия:

факторы А, Н, F, Е, Q2, N, L.

Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностичной ин­терпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.

 

 

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ МИННЕСОТСКОГО МНОГОМЕРНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПЕРЕЧНЯ MMPI) АДАПТАЦИЯ Ф. Б. БЕРЕЗИНА И М. П. МИРОШНИКОВА

 

(Minnesota Multiphasic Personality Inven­tory, MMPI) — опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж.Маккинли в 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению лич­ности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психоди­агностических исследованиях.

Опросник Мини-мульт представляет собой сокращен­ный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 - оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют ис­кренность испытуемого, степень достоверности результа­тов тестирования и величину коррекции, вносимую чрез­мерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются ба­зисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности ис­пытуемого с социопатическим вариантом развития лично­сти. Пятая шкала в этом варианте опросника не использу­ется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склон­ного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмо­циональной отчужденности, сложность установления со­циальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

Время проведения опросника не ограничивается.

 

Инструкция:

«Сейчас вы ознакомитесь с утверждения­ми, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера.

Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам.

Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее есте­ственно то решение, которое первым приходит в голову».

 

Текст опросника

1. У Вас хороший аппетит?

2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.

3. В вашей повседневной жизни масса интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

6. У Вас очень редко бывает запор.

7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.

8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

9. Временами Вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.

10. У вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

11. Иногда Вам хочется выругаться.

12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.

13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.

14. С Вами происходили (или происходят) странные вещи.

15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.

16. В детстве Вы одно время совершали кражи.

17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.

19. Когда Вы находитесь среди людей. Вам слышатся странные вещи.

20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.

21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего.

22. Большинство людей довольны своей жизнью более чем Вы.

23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, что­бы добиться сочувствия и помощи

24. Иногда вы сердитесь.

25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.

26. У Вас часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.

28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.

30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.

31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.

32. Вас часто беспокоит желудок.

33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.

34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.

35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.

36. Временами Вы уверены в собственной бесполез­ности.

37. В последние годы Ваше самочувствие было в основ­ном хорошим.

38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.

39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно нака­зывали.

40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.

42. С памятью у Вас все благополучно.

43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.

44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.

45. У Вас редко болит голова.

46. Иногда Вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.

47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся.

48. Есть люди, которые пытаются украсить Ваши идеи и мысли.

49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.

50. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.

51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.

53. Иногда Вы немного сплетничаете.

54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.

55. У Вас бывает сильное сердцебиение и Вы часто за­дыхаетесь.

56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.

57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

58. Ваши родители и другие члены семьи часто приди­раются к Вам.

59. Ваша судьба никого особенно не интересует.

60. Вы не осуждаете человека, который не прочь вос­пользоваться в своих интересах ошибками другого.

61. Иногда Вы полны энергии.

62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.

63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.

64. В Вашей жизни были случаи (может быть, толь­ко один), когда Вы чувствовали, что на Вас действуют гипнозом.

65. У Вас бывают периоды, когда Вы необычно веселы без особой причины.

66. Даже находясь в обществе. Вы обычно чувствуете себя одиноко.

67. "Вы считаете, что почти каждый может солгать, что­бы избежать неприятностей.

68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.

69. Временами Ваша голова работает как бы медлен­нее, чем обычно.

70. Вы часто разочаровываетесь в людях.

71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.





Читайте также:






Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.124 сек.)