Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМ АГРЕССИИ А. БАССА И А. ДАРКИ АДАПТАЦИЯ А. К. ОСНИЦКОГО





 

Инструкция:

Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверж­дения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте од­ним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

 

Список вопросов:

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.



32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобыих щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36.Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает не­справедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит прав­ду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка данных

При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как от­веты «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).

 

КЛЮЧ 1 для обработки результатов испытания по опроснику

«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):

1+, 9-, 17-. 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к-8):

7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+,73+, 74-, 75-.

«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):

2+. 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-. 56+, 63+.

«4 ». НЕГАТИВИЗМ (к=20):

4+. 12+, 20+. 28+, 36-.

« 5 ». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):

3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+,69-,72+.

«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):

6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

«7». ОБИДА (к=13):

5+, 13+, 21+. 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):

8+, 16+, 24+. 32+, 40+, 47+, 54+, 61+. 67+.

КЛЮЧ 2

с бланком для анализа результатов

 

«1» «3» «5» «4» «7» «6» «2» «8»

1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6+ 7+ 8+

9- 10+ 11- 12+ 13+ 14+ 15+ 16+

17- 18+ 19+ 20+ 21+ 22+ 23+ 24+

25+ 26- 27+ 28+ 29+ 30+ 31+ 32+

33+ 34+ 35- 36- 37+ 38+ 39- 40+

41+ 42+ 43+ 44+ 45+ 46+ 47+

48+ 49- 50+ 51+ 52+ 53+ 54+

55+ 56+ 57+ 58+ 59+ 60+ 61+

62+ 63+ 64+ 65- 66- 67+

68+ 69- 70- 71+

72+ 73+

74-

75-

 

11 13 9 20 13 11 8

 

Номера вопросов со знаком «—» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каж­дом параметре агрессивности, позволяет получить удоб­ные для сопоставления - нормированные - показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результа­ты (нулевые значения не просчитываются). Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3») : 3= ИА,- индекс агрессивности;

(«6» + «7») : 2 = ИВ - индекс враждебности.

А.Басс и А.Дарки предложили опросник для выявле­ния важных, поих мнению, показателей и форм агрес­сии:

1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.

2. Выражение негативных чувств как через форму (ссо­ра, крик, визг), так и через содержание словесных обра­щений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - ВЕР­БАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.

3. Использование окольным путем направленных про­тив других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправ­ленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.) - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.

4. Оппозиционная форма поведения, направленная обыч­но против авторитета и руководства, которая может нара­стать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, — НЕГАТИВИЗМ.

5. Склонность к раздражению, готовность при малей­шем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - РАЗДРАЖЕНИЕ.

6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружаю­щие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.

7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то имен­но или всем миром за действительные или мнимые стра­дания, - ОБИДА.

8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - АУТОАГРЕССИЯ (ЧУВСТВО ВИНЫ).

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напр., в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик).

 

 

Ö МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наибо­лее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факто­ры определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межлич­ностного поведения и по содержанию могут быть соотнесе­ны с двумя из трех главных осей семантического диффе­ренциала Ч.Оттуда: оценка и сила. В многолетнем иссле­довании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оцени­вается по двум переменным, анализ которых осуществля­ется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбность - недружелюбность, эмоциональность - аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разде­ленного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответствен­но более частным отношениям. Для еще более тонкого опи­сания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относи­тельно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма бал­лов каждой ориентации переводится в индекс, где доми­нируют вертикальная (доминирование-подчинение) и го­ризонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонально­го поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из кото­рых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунк­тов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Мето­дика построена так, что суждения, направленные на вы­явление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторя­ются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близ­ких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она раз­делена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов – умеренное адаптивное поведение

9-12баллов — высокая экстремальное поведение

13-16 баллов — экстремальная до патологии

 

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное "Я"», «реальное "Я"», «мои партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утвер­ждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

ДОМИНИРОВАНИЕ

АГРЕССИВНОСТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ

 

ПОДЧИНЕНИЕ

 

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I-V) + 0,7 х (VTII+II-IV-VI)

Дружелюбие = (VII-Ш) + 0,7 х (VIII-II-IV+VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С. В. Максимо­вым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия степени благополучности поло­жения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему пси­хологической совместимости и часто используется в прак­тике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

 

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический харак­тер, тип сильной личности, которая лидирует во всех ви­дах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет при­нимать советы других. Окружающие отмечают эту власт­ность, но признают ее.

9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, ав­торитетный лидер, успешный в делах, любит давать сове­ты, требует к себе уважения.

0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно ли­дер, упорный и настойчивый.

 

П. Эгоистический

13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, незави­симый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окру­жающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склон­ность к соперничеству.

 

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окру­жающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склон­ный во всем обвинять окружающих, насмешливый, иро­ничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

 

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 — критичный, испытывает трудности в интерпер­сональных контактах из-за подозрительности и боязни пло­хого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербаль­ной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

 

V. Подчиняемый

13-16 — покорный, склонный к самоуничижению, сла­бовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ста­вит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, скло­нен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдер­жанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

 

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и сове­тов, доверчивый, склонный к восхищению окружающи­ми, вежливый.

 

VII. Дружелюбный

9-12 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентиро­ван на принятие и социальное одобрение, стремится удов­летворить требования всех «быть хорошим» для всех без. учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоцио­нально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружа­ющих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

 

VIII, Альтруистический

9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, на­вязчивый в своей помощи и слишком активный по отно­шению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 — ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет пол­ной уверенности, знак «+» не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобыим командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62 Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

116. Мягкотелый

117. Почти никогда никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботиться о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.051 сек.)