Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Дебаты (от фр. debat – спор, прения) – прения, обмен мнениями по какому-либо вопросу, споры





Прения (русское слово XVII века, ср. «препираться») – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по какому-либо вопросу. Термины дебаты и прения обычно употребляются для обозначения споров при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

Из всех перечисленных видов спора наибольший интерес вызывает дискуссия, справедливо охарактеризованная исследователем теории и практики спора С.И. Поварниным как «высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная».

Действительно, во время дискуссии требуется особая концентрация и интеллекта, и памяти, и внимания, в ходе дискуссии проявляются гибкость ума, находчивость, речевая культура, эмоциональная, нравственная. Подготовка и проведение дискуссии – прекрасное средство повышения мыслительной, психологической и, конечно, речевой культуры.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно предложенной темы. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется заранее, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно. Участник, выдвигающий и отстаивающий некоторый тезис, называется пропонентом. Участники, оспаривающие этот тезис, называются оппонентами. Кроме того, важную роль в дискуссии играет ведущий, который может быть как пропонентом, так и оппонентом или оставаться нейтральным лицом. Помня, что целью любой дискуссии является поиск и утверждение истины или оптимального решения, и пропонент, и оппоненты должны стремиться к достижению максимально возможного согласия участников по обсуждаемой проблеме.

Говоря о дискуссии, необходимо дать определение таким составляющим понятиям, как стратегия и тактика проведения дискуссии.

Стратегия– это общий план ведения спора, наиболее общие принципы аргументации, приведения одних высказываний для обоснования или подкрепления других.

Тактика – поиск и отбор аргументов или доводов, наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории, а также реакции на контраргументы другой стороны в процессе спора. На разных этапах спора используются и различные тактические приемы. Их характер зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т. д. К наиболее важным моментам тактики спора относят следующие:



- корректное поведение участников;

- внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противоположной стороны;

- открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой;

- так называемое «условное принятие доводов противника», когда вместо прямого опровержения аргументов противника мы превращаем его в нашего союзника и вместе с ним «посредством дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному решению».

В структуре дискуссии выделяют следующие этапы:

1. Определяется тема дискуссии.

2. Идет подготовка к дискуссии, знакомство с материалами (работа в библиотеке, подбор статистических данных, высказываний известных ученых и т.п.).

3. Пропонент выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.

4. Оппонент либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.

5. Пропонент, реагируя на выступление оппонента, может показать несостоятельность его доводов или поддержать его мнение.

6. Другие участники дискуссии подключаются к спору.

 

Успех дискуссии во многом зависит от личности ведущего, от его коммуникативной компетентности, определяемой мыслительной, психологической и речевой культурой. Главная задача ведущего – создать атмосферу психологического комфорта. Ведущий должен быть «добрым духом, помогающим соткать волшебную ткань общения». В то же время он должен строго следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, лишать слова участников, не желающих соблюдать правила и этику спора.

Последовательность действий ведущего схематично может быть представлена так: подготовка – вступление – побуждение – ведение – поддержание порядка – подведение итогов – благодарность.

Наиболее частые ошибки в действиях ведущего:

- стремление самому высказаться по каждому вопросу;

- предоставление слова одним и тем же участникам, когда дискуссия может превратиться в диалог «экспертов» или (что еще хуже) в монолог;

- отступление от темы дискуссии;

- неумение снять напряжение, погасить конфликт; провоцирование агрессивности.

Анализ стратегии и тактики дискуссий, проводимых в СМИ, – следующий этап в процессе совершенствования полемического мастерства.

В ходе подготовки дискуссии необходимо рассмотреть также ряд теоретических вопросов, таких как логические аспекты спора, виды вопросов, корректные и некорректные приемы ведения спора, уловки в споре.

Следует помнить, что «корректный, а значит, успешный, эффективный спор – это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, степень его воспитанности, умение контролировать себя ради общего дела – нахождения истины» (А.К.Михальская).

 

Виды аргументации

Исходя из определения риторики как искусства убеждать (Аристотель), в современных трудах по риторике большое внимание уделяется аргументации.

Аргументация – приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории). Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений, предназначенных для поддержки тезиса аргументации. Кроме того, аргументацией называют также совокупность аргументов в поддержку какого-то положения.

В зависимости от характера аудитории, на которую способно распространяться воздействие аргументации, все способы аргументации делятся на универсальные и неуниверсальные, или контекстуальные.

Универсальная аргументация применима в любой аудитории. Способы универсальной аргументации подразделяются на эмпирические (ссылаются на опыт) и теоретические (опираются на рассуждение).

К эмпирическим относятся прямое подтверждение, косвенное подтверждение, эмпирическое опровержение, или фальсификация, а также примеры, иллюстрации иобразцы, т.е. так называемые эмпирически наблюдаемые случаи, или факты, используемые с определенной целью. Как пример такой случай делает возможным выдвижение общего принципа; в качестве иллюстрации – подкрепляет уже установленное общее положение; как образец – побуждает к подражанию.

К теоретической аргументации относятся логическое обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация.

Неуниверсальная, или контекстуальная, аргументацияэффективна лишь в определенной аудитории, к ней относятся аргументы к традиции, к авторитету, к вере, к интуиции, к здравому смыслу и т.п.

Убедительности речи способствует знание логических форм и приемов изложения материала

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)