Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несмотря на это, она решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Кате, если цена билета 40 руб



2015-11-07 3135 Обсуждений (0)
Несмотря на это, она решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Кате, если цена билета 40 руб 4.60 из 5.00 5 оценок




СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО КУРСУ

«ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

МИКРОЭКОНОМИКА


Сборник задач и упражнений по курсу «Общая экономическая теория»: Микроэкономика / Под ред. Л. В. Беловой. Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2003

Сборник предназначен для самостоятельной работы студентов всех форм обучения по курсу «Общая экономическая теория» раздел Микроэкономика.

Предлагаются задачи по углубленному изучению основных элементов рыночного механизма, разбираются наиболее типичные задачи, приводятся примеры их решения.

При подготовке издания наряду с авторскими задачами использовались задачи из публикаций ряда авторов. Список источников прилагается.

 

 

Печатается по решению редакционно–издательского совета академии.

 

Составители: кандидат экономических наук, профессор Фахретдинов Р.Г., кандидат экономических наук Рязанова О.Е., кандидат экономических наук Белова Л.В.

 

Ответственный редактор к.э.н. Л. В. Белова

 

 

Рецензенты:


Введение

 

Решение задач – это одна из важнейших составляющих экономического образования. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют усвоить материал эффективнее.

Решение задач требует определенной теоретической подготовки. Работа с задачником поможет студентам закрепить и систематизировать полученные в процессе обучения знания, научиться анализировать экономическую реальность и делать самостоятельные выводы, позволит раскрыть качественные зависимости экономических явлений и процессов, лучше уяснить категории, их взаимосвязь. Без умения решать задачи и владения экономической математикой невозможно представить современного грамотного экономиста.

Настоящий сборник задач и упражнений предназначен для самостоятельной работы студентов, изучающих основы рыночной экономики, содержание и механизм рыночных отношений.

Задачник составлен в соответствии с учебной программой и охватывает наиболее значимые темы курса: «Общая экономическая теория» раздел «Микроэкономика». Все задачи сгруппированы в 10 глав:

Глава 1. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

Глава 2. Спрос, эластичность спроса.

Глава 3. Предложение, эластичность предложения.

Глава 4. Равновесие на индивидуальном рынке.

Глава 5. Теория спроса и полезности. Равновесие потребителя.

Глава 6. Издержки производства.

Глава 7. Равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции.

Глава 8. Несовершенная конкуренция.

Глава 9. Производство и спрос на экономические ресурсы. Рынок труда.

Глава 10. Рынок капитала и рынок земли.

 

В начале каждой главы разбираются наиболее типичные задачи, приводятся примеры их решения. В конце главы помещены ответы.

При составлении задачника наряду с авторскими задачами использовались наиболее интересные задачи из публикаций ряда авторов. Список источников прилагается.


ГЛАВА 1. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

Типы задач:

­ вычисление альтернативной стоимости и упущенной выгоды;

­ построение кривой производственных возможностей.

Примеры решения задач.

1 а. Петр отказался от работы столяром с заработной платой 24 тыс. руб. в год и отказался от работы референтом за 18 тыс. руб. в год. Вместо этого он поступил в институт с годовой оплатой за обучение 12 тыс. руб. Половину платы за обучение Петру компенсирует государство. Какова альтернативная стоимость обучения за этот год.

Решение:

Экономисты полагают, что человек рационален. Наилучшим местом работы будет то, где платят больше денег, если о других предпочтениях не известно. Альтернативная стоимость может быть рассчитана как недополученный доход плюс прямые затраты. В нашем примере лучший из вариантов приносит 24 тыс. руб. в год, тогда как обучение уносит 6 тыс. руб.: плата за обучение минус компенсация государства (12-6). Таким образом, альтернативная стоимость равна 24 + 6 = 30 тыс. руб. и равна упущенной выгоде.

 

1 б. На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки. Поездка на поезде займет двое суток. Билет на самолет стоит 300 долл., а на поезд – 180 долл. а) Какой способ передвижения дешевле, если менеджер зарабатывает 150 долл. в день? б) При каком дневном заработке будет безразличен выбор средства передвижения из Москвы в Амстердам?

Решение:

а) Сравним альтернативные затраты в первом и втором случае:

Статьи затрат Самолет Поезд
1. Недополученный заработок 150 долл. 300 долл.
2. Прямые затраты 300долл. 180 долл.
Итого: 450долл. 480 долл.

Ответ: лететь самолетом дешевле на 30 долл.

б) Безразличие двух вариантов пути будет в случае, когда альтернативные стоимости будут равны. Пусть W неизвестный заработок, тогда 300 + W = 180 + 2W. Откуда находим W = 120.

Ответ: при заработной плате 120 долл.

В. На одном поле фермер может произвести 300 т. картофеля или 100 т. пшеницы, на другом альтернативная стоимость выращивания 1 т. пшеницы равна 2 т. картофеля при максимальном производстве картофеля равном 400 т. а) Какова альтернативная стоимость производства 1 т. пшеницы на первом поле? б) Построить кривую производственных возможностей для каждого поля. в) Построить общую кривую производственных возможностей фермера.

Решение:

а) На первом поле, пожертвовав 1 т. пшеницы, фермер высвободил площадь для производства 3 т. картофеля. Следовательно, альтернативная стоимость производства 1 т. пшеницы на первом поле равна 3 т. картофеля, наоборот, 1 т. картофеля стоит 1/3 т. пшеницы.

б) Построение кривой производственных возможностей для каждого поля очевидно. В данном случае это прямая (частный случай выпуклой кривой) соединяющая точки максимального производства пшеницы и наибольшего производства картофеля.

в) Построение общей кривой производственных возможностей может вызвать затруднения. Ключом к решению является понятие альтернативной стоимости. Максимум производства пшеницы на двух полях 300 т. (100+200). Аналогично находим максимум производства картофеля – 700т. Соединив эти две точки, получим кривую производственных возможностей для двух полей.

 

ЗАДАЧИ:

1.1 . Студент имеет возможность получить работу во множестве мест, где оплата труда колеблется от 180 до 200 руб. в час. Пусть привлекательность работ примерно одинакова. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени?

 

1.2. У Кати 4 часа времени. Она запланировала дела в порядке убывания важности так:

­ выполнение домашнего задания – 2 часа;

­ домашние дела – 2 часа.

Несмотря на это, она решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Кате, если цена билета 40 руб.

 

1.3. Студент платит 50 тыс. руб. за год обучения. Бросив обучение, он мог бы зарабатывать 43 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться не хватает сил и времени. Определить альтернативную стоимость обучения за один год.

 

1.4. Андрею предложили работать моляром за 15 тыс. руб. в год или водителем за 18 тыс. руб. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой оплатой за обучение 7 тыс. руб. Подсчитать альтернативную стоимость его обучения, если в свободное время он имеет возможность подработать за 500 руб. в месяц.

1.5. На путешествие самолетом из Москвы в Иркутск инженер тратит сутки. Поездка поездом займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. руб., а железнодорожный – 700 руб. Каким транспортом добраться до Красноярска дешевле? Сколько он должен получать (в воскресные дни он не работает), чтобы было безразлично каким видом транспорта добираться? (Пусть 4 дня дороги будут буднями, а не выходными).

 

1.6. Допустим самолетом из пункта А в пункт В можно добраться за час, а автобусом – за 5 часов. Пусть авиабилет стоит 30 долл., а автобусный – 10 долл. Какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать: а) 2 долл. в час; б) 5 долл. в час; в)10 долл. в час.

 

1.7. Экономисту нужно сделать ремонт квартиры. Он может нанять маляра, который покрасит за 30 часов и просит за работу 1200 руб. Жена предлагает сделать ремонт самому. При этом мотивирует тем, что раньше экономисту приходилось выполнять подобные работы и он сможет сделать все быстрее – за 20 часов, и сэкономит деньги. Экономист зарабатывает примерно 100 руб. в час. Экономист отказывается делать ремонт, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена выбора?

 

1.8. Имеются следующие данные об альтернативных возможностях производства какой-то страны при полной занятости ресурсов:

Вариант Масло, т Пушки, шт.

а) Построить кривую производственных возможностей.

б) Определить альтернативную ценность пушек.

в) Рассчитать альтернативную ценность масла. Проанализировать полученные данные.

г) Предположим, что в данный момент производится 600 т. масла и 350 пушек. Как можно охарактеризовать такую ситуацию?

д) Предполагается производить 1200 т. масла и 400 пушек. Возможно ли осуществление этих целей при данных ресурсах? Как можно добиться выполнения поставленных задач?

 

1.9.Имеются следующие данные об альтернативных возможностях производства пиццы и промышленных роботов при полной занятости ресурсов:

Вид продукта Производственные альтернативы (при полной занятости ресурсов)
  А Б В Г Д
Пицца, сотни тыс.
Роботы, тыс.

а) Построить кривую производственных возможностей.

б) Рассчитать альтернативную ценность пиццы и роботов по всем вариантам. Сделать выводы о динамике.

1.10. Имеется следующая шкала производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вид продукта Производственные альтернативы (при полной занятости ресурсов)
Вариант А Б В Г Д
Автомобили, млн.
Управляемые ракеты, тыс.

 

а) Изобразить данные графически. Что означают точки А, Б, В, Г, Д на кривой?

б) Предположим, что технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, а производства автомобилей осталась неизменной. Начертить новую кривую производственных возможностей.

в) Теперь предположим, что технологический прогресс имел место в производстве автомобилей. Как это отразится на кривой производственных возможностей? Начертить кривую производственных возможностей, отражающую совершенствование технологии обоих продуктов.

1.11.Фермер Иванов имеет 4 поля, расположенные на склоне холма. Он может выращивать на каждом поле картофель или пшеницу. Поля, расположенные ниже, лучше использовать под картофель, а более высокие – под пшеницу. Некоторые сочетания производства пшеницы и картофеля приведены в таблице:

Количество полей под картофелем картофель пшеница

 

Используя эти данные построить кривую производственных возможностей для пшеницы и картофеля. Какова альтернативная стоимость 1 тонны пшеницы, выраженная в картофеле, если для производства пшеницы используется только одно верхнее поле? Как изменяется альтернативная стоимость пшеницы при увеличении числа используемых для нее полей?

 

1.12.В 1991-1993гг. российская угольная промышленность временами практически бездействовала из-за забастовок. Как это могло повлиять: на кривую производственных возможностей российской экономики? На место точки по отношению к кривой, отражающей реальное функционирование российской экономики?

 

1.13.При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует?

Продукт А Б В Г
Алюминий, кг
Керамические вазы, шт.

 

1.14. Дана таблица производственных возможностей:

Пух, кг ?
Перья, кг

 

Заполните оставшуюся клетку.

 

1.15.Допустим, Вам дают билет на финальный матч местного футбольного клуба, цена которого – 10 долл. Цена билета на черном рынке – 100 долл. В каком случае Вы охотнее пойдете на матч: когда кто-то Вам дал билет, или когда Вы его купили за 100 долл.?

1.16. Фахретдинов Р.Г.Замечено, что во время экономического бума имеет место увеличение числа людей, решивших прервать обучение, по дневной форме в ВУЗах, а во время спада – уменьшается. С чем, по-вашему, связана эта тенденция?

1.17.Предприниматель Х вкладывает 10 тыс. долл. своих сбережений в покупку компьютера для своей фирмы. Он мог бы получать 12 % годовых, если бы не купил компьютер. Если бы не было сбережений, он все равно купил бы компьютер, взяв кредит в банке под 18% годовых. Выбрать наилучший вариант. Уменьшается ли альтернативная стоимость предпринимателя, когда покупка оплачивается из его сбережений?

1.18.В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране А.

а)Построить кривую производственных возможностей.

б) Какую форму имеет кривая производственных возможностей?

в) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика находилась на кривой производственных возможностей?

г) Рассчитать альтернативные издержки производства товара У по данным таблицы (заполнить таблицу).

д) Как меняются альтернативные издержки при увеличении объемов производства товара У?

Варианты Товар Х Товар У Альтернативные издержки един.У
А  
В  
С  
D  
E  
F  
G  
H  

 

ОТВЕТЫ

1.1200 руб. в час.

1.240 руб. + не сделанные домашние дела.

1.393 тыс. руб.

1.419 тыс. руб.

1.5100 руб.

1.6а) Автобусом; б) безразлично; в) самолетом.

1.7Экономист. Экономия составит 800 рублей.

1.110,25 т. картофеля. Альтернативная стоимость возрастает.

1.13ВариантВ.

1.149.

1.15Когда купили за 100 долл., так как в этом случае Вы сами оценили просмотр матча в 100 долл.

1.16Альтернативная стоимость обучения меняется с изменением конъюнктуры на рынке труда.

1.17Нет. Выгоднее взять компьютер в кредит, а сбережения держать в банке. В этом случае альтернативная стоимость будет меньше (18 –12) = 6%. Если покупать на сбережения, то альтернативная стоимость вырастет до 12 %.

1.18Б) Выпуклую;

В) полная занятость и полное использование всех ресурсов;

Г) 1/10, 1/9, 1/8, 1/7, 1/6, 1/5, ¼;

Д) растут.




2015-11-07 3135 Обсуждений (0)
Несмотря на это, она решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Кате, если цена билета 40 руб 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Несмотря на это, она решила пойти в кино на двухчасовой фильм. Во что это обойдется Кате, если цена билета 40 руб

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3135)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)