ГЛАВА 5. Теория спроса и полезности. Равновесие потребителя
Типы задач: расчет общей и предельной полезности. Построение графиков; условие максимизации полезности; построение бюджетной линии; построение кривых безразличия; определения равновесия; рента потребителя и производителя.
Примеры решения задач 5 а.Заполните пропуски в таблице.
Решение: можно использовать формулу: TU = TU n-1 + MU n
Ответ:
5 б.Допустим, что общая полезность от потребления фруктов и овощей изменяется следующим образом:
Сколько фруктов и овощей приобретет покупатель, если цена кг фруктов примерно 12 рублей, овощей 4 рубля за кг, а для покупки предназначалось 12 рублей в неделю.
Решение: Сначала определим предельную полезность фруктов и овощей. Оптимальный набор достигается тогда, когда отношение предельных полезностей равно отношению цен этих товаров и при этом израсходован весь бюджет. MU овощей: 8, 7, 5, 3, 2. MU фруктов: 15, 14, 13, 12, 11. В нашем примере это 1,5 кг овощей и 0,5 кг фруктов: 12/4 = 15/5. Теперь проверим соответствие этой комбинации бюджетному ограничению: 4 * 1,5 = 6 руб. стоят овощи. 12 х 0,5 = 6 руб. стоят фрукты 6 + 6 = 12 руб. всего. 5 в.Даны: функция спроса Qd = 7 – P и функция предложения Qs = - 2 + 2P. Рассчитать равновесную цену и равновесный объем. Определить ренту покупателя и продавца.
Решение: Из уравнения Qd = Qs находим, что Ре = 3, Qe = 4. Рента покупателя может быть рассчитана как разница между той ценой по которой покупатель мог бы купить товар и по которой покупает. В нашем примере по цене 3 долл. покупают 4 ед. товара. При этом первую единицу покупатель мог бы приобрести по 6 долл., а покупает по 3, рента составит 3 долл. На второй ед. рента составит 2 долл., а на третьей –1 долл.На четвертой единице рента равна 0. Таким образом, при покупке 4 единиц товара рента покупателя составит: 3+2+1 =6 долл. Рента продавца аналогично составит: 1,5+1 + 0,5 = 3 ( долл.) ЗАДАЧИ:
5.1.Имеются следующие данные о полезности блага:
Рассчитать предельную полезность. Построить графики.
5.2.Имеются следующие данные:
Рассчитать общую полезность, построить графики общей и предельной полезности.
5.3.Общая полезность трех съеденных апельсинов равна 20 единицам, четырех - 22 единицам, а пяти - 21. Определить предельную полезность четвертого и пятого апельсина.
5.4. Общая полезность пяти съеденных порций мороженого равна 14 единицам, шести - 15 ед., а семи - 10. Определить предельную полезность шестой и седьмой порции мороженого.
5.5. Предельная полезность первого съеденного банана равна 5, второго - 3 ед., а третьего - 2. Вычислите общую полезность.
5.6. Заполнить пропуски в таблице:
5.7 Заполнить пропуски в таблице:
5.8.Объясните взаимосвязь полезности взаимозаменяемых и взаимодополняемых благ. В знаменитом примере американского экономиста и математика Ирвинга Фишера: «Если количество хлеба увеличится, то предельная полезность одного и того же количества сухого печенья _____________, а масла - ___________». Заполнить пропуск в цитате. 5.9..Данные об общей полезности различного количества шляп и яблок приводится в таблице: А) подсчитать предельную полезность указанных благ и занести данные в таблицу. В) проиллюстрируйте полученными данными действие закона убывающей предельной полезности, сформулируйте этот закон. Цена шляпы – 2 долл. Цена яблок – 1 долл. Доход – 12 долл. С) определите реальный доход потребителя выраженный в шляпах, в яблоках.
В положении равновесия сколько шляп и яблок купит потребитель? Чему будет равна общая полезность? Сформулируйте условие равновесия потребителя.
5.10.Вы делаете выбор между товарами Х и У. Предельная полезность приведена в таблице.
1.Cколько единиц каждого товара Вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход составляет 9 дол, а цены товаров Х и У составляют 2 и 1 долл.? 2. Определить величину общей полезности, которую Вы получите. 3. Теперь положим, что цена товара Х упала до 1 долл. В каких количествах Вы купите товары Х и У теперь? 4. Построить график индивидуального спроса на товар Х.
5.11.Имеются следующие данные о предельной полезности, которые покупатель получил бы при покупке товаров А,В,С,Д:
Q – количество товара MU – предельная полезность товара В последней колонке показана предельная полезность сэкономленных долларов. Допустим, что цены товаров А, В, С, Д составляют 18,6,24, 4 долл., а доход 106 долл. Какое количество товаров А, В, С, Д, приобретет покупатель при максимизации удовлетворения своих потребностей? Сколько покупатель предпочтет сберечь? Проверить условие максимизации полезности.
5.12.С помощью таблицы Менгера распределить 9 единиц товара в трех альтернативных целях (например, 9 кг яблок).
5.13.Допустим, потребитель имеет доход 100 долл. в месяц и весь расходует на покупку двух товаров: товара Х ценой 2,5 долл. за единицу и товара У ценой 5 долл. 1. нарисовать бюджетную линию. 2.определить,как она изменится: а) если доход вырастет до 120 долл. в месяц в) при понижении цен на товар Х до 2 долл.
5.14.Построить линию бюджетного ограничения для двух взаимозаменяемых товаров при доходе потребителя равном 900 денежным единицам. Цена продукта А – 10 ед., а товара Б - 20 ед. Как отразится на графике снижение цены продукта Б на 10 %.
5.15.Составить уравнение бюджетного ограничения для двух взаимозаменяемых товаров при доходе потребителя, равном 2000 денежных единиц. Цена продукта Х – 40 ед., а продукта У – 20 единиц.а) Как изменится уравнение бюджетной линии при снижении цены продукта У на 20 %?б) Как изменится уравнение бюджетного ограничения, если после этого (а) доход увеличится на 40%?
5.16.Данные в таблице характеризуют кривую безразличия потребителя.
Построить кривую безразличия. Цены товаров А и В составляют 1,5 и 1 долл. Доход равен 24 долл. 1.Построить бюджетную линию. 2.В какой пропорции покупатель приобретет товары А и В? 3. Проверить условие равновесия.
5.17.Имеются следующие данные, приведенные на рисунке (бюджетная линия и кривая безразличия индивидуального потребителя):
1. Определить доход потребителя, если цена товара У = 5 долл. 2. Записать уравнение бюджетной линии. 3. Каков наклон бюджетной линии? 4. Какова цена товара Х? 5. Чему равна предельная норма замены в точке равновесия?
5.18.Общая полезность 2000 ед. товара А равна 10000 денежных единиц. Предельная полезность последней штуки товара составляет 4 денежных единицы. Определить выгоду (ренту) потребителя при приобретении этого товара (предельная полезность денег предполагается постоянной). Изобразить ренту потребителя графически.
5.19Имеются следующие данные:
Определить ренту потребителя. Сделать рисунок. Предельная полезность денег предполагается постоянной.
5.20.До введения «добровольных» ограничений импорта японских автомобилей в США, в середине 80-х годов продавалось 2,69 млн автомашин по средней цене 4573 долл. После введения импортных квот объем ввоза японских автомобилей сократился до 1,91 млн.штук в год, а их средняя цена поднялась до 4967 долл. В результате потребительский излишек американских автомобилистов сократился на: А) 3566,94 млн. долл. В) 752,54 млн.дол С) 153,66 млн.дол Д) 906,2 млн.дол 5.21. Фахретдинов Р.Г.Допустим, соотношение между спросом и предложением на товар при данной динамике цен складывалось так:
Определите: а) равновесную цену; б) ренту потребителя; в) излишек производителя.
5.22.В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 долл. за кг и 4 кг груш по цене 5долл. за кг. Чему равна предельная норма замены груш помидорами?
5.23. Потребитель тратит 20 долл. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него составила: MU x = 20 – 3 х, где х – количество яблок в кт. Предельная полезность апельсинов MU y = 40 – 5 y где y –количество апельсинов в кг. Цена одного кг яблок составляет 1 долл., а цена одного кг апельсинов - 5 долл. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
5.24.Для Саши потребление буханки хлеба ценой 7 рублей приносит удовлетворение на 10 ютелей. Какое количество ютилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 21 рубль, если он находится в состоянии равновесия.
5.25. Фахретдинов Р.Г.Допустим недельный расход потребителя на питание равен 20 долл. Для упрощения возьмем лишь два продукта: масло и мясо. Рыночная цена масла стабильна и равна 2 долл. за кг. Рыночная цена мяса колеблется так: 2 долл за кг; 3 долл за кг; 4 долл. за кг и 8 долл. за кг. Исходя из своего бюджета потребитель покупает:
При условии, что он тратит все 20 долларов, определите равновесие данного потребителя при различных вариантах цен на мясо. Постройте график спроса на мясо. 5.26.Предельная полезность масла для француза описывается формулой: MU m= 40 – 5Qm, где Qm – количество масла в кг; MU - предельная полезность масла. Предельная полезность хлеба MU x = 20 - 3Qx,где Qx – количество батонов хлеба; MUx – предельная полезность хлеба. Цена килограмма масла равна 5 франкам, а батона хлеба 1 франку. Общий доход 20 франков в неделю. Какое количество масла и хлеба потребляет француз?
ОТВЕТЫ 5.1.MU: 10, 8, 6, 4. 5.2.TU: 10, 16, 18, 18, 13. 5.3.MU: 2, - 1. 5.5. TU: 5, 8, 10. 5.6.TU = 10; MU: 8, 7. 5.7.TU: 51, 91, 125. MU: 51, 40, 34. 5.8.«Если количество хлеба увеличится, то предельная полезность одного и того же количества сухого печенья сократится,а масла - возрастет». 5.9.МU шляп: 100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 20, 10. MU яблок: 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. В равновесии потребитель приобретет 4 шляпы и 4 яблока. TU = 510. MUшляп/P шляп = MU яблок/P яблок; 70/2 = 35/1. 5.10. 5 ед. блага Y и 2 ед. блага Х. 5.11.А - 4ед., В – 3 ед., Д - 3 ед., сбережет 4 долл., 36/18 = 12/2 = 8/4 5.15.а) Y = 125 – 2,5x; б) Y = 175 - 2,5 x 5.16. А = 8 ед. В = 12 ед. 8/12 = 1/1,5. 5.17. 1. 100; 2.Y = 20 – 0,5 x; 3. – 0,5; 4. P x = 2,5; 5. 2,5/5 = ½ 5.18. 2000 ден.ед. 5.19. Если Р = 25, рента потребителя равна 0, если Р = 19, рента = 6, если Р = 16, то рента равна 12. 5.20. 752,54 млн. долл. 5.21.а) 10; б) 7500; в) 2500 5.22. 3/5 5.23. х = 5;y = 3 5.24. 30 ютилей 5.25.
5.26.масла - 3 кг, хлеба - 5 батонов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3020)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |