Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 6 страница





объяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения ре-лигии. Церковь учит, что религия появляется вмес те с человеком, существует исконно. Материалисти­ческие учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сфе­рах жизнедеятельности, первобытный человек при­писал естественным природным силам сверхъестест­венные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные га­рантировать получение искомого результата. Посте­пенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к завет­ным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъес­тественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логич­ность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К то­му же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался опре­делить свое место в окружающем мире, приспосо­биться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм— поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и за­щитнику (само слово «тотем» на языке североамери­канских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и перво­начально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объ-единения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под кот рой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окру-жающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной цер­ковью.



Тотемизм сменился анимизмом(от лат. anima — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую оду­хотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только само­стоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древ-

негреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство ис лам и другие современные религии, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтниче-ский характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных

групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важ­нейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизи­рованная, специально разработанная для данной ре­лигии совокупность принципов, идей, понятии), ре­лигиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. ковь, упорядочивающую жизнь религиозной об-щины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, вы­свобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистиче­ских) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, од­нако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

 

 

  1. Искусство

 

 

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, де­ятельности, которая представляет собой отраже­ние окружающей действительности в художест­венных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида позна­вательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, од­нако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называ­ли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической де­ятельности, т. е. искусства в его современном пони­мании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украше­нием их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритми­ческом чередовании и организованном расположе­нии абстрактно-геометрических или изобразитель­ных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с пред­метным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эс­тетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечиваю­щим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так­же жизнь людей в определенных исторических ус­ловиях. Искусство обусловлено миром природы и об­щественных отношений, которые окружают индиви­дов.

Формой бытия искусства является художествен­ное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве ма­териального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфи­ческим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооруже­ний, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает пред­меты, а создает их. Архитектура бывает обществен­ная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения ко­торого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живо­писцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых об­щим кругом тем или предметов изображения, назы­вается жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейст­вительности;

б) натюрморт — изображение окружающих чело­века вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преоб­разованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение жи­вотных;

е) исторический жанр — изображение историче­ских событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выпол­няются на бумаге, меньше по формату и легче пере­мещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном по­вторяют жанры живописи. В известной мере специ­фическим графическим жанром является карикату­ра (сатирический рисунок, шарж).

3 Скульптура- вид изобразительного искусст­ва произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на ба­рельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декора­тивную и монументальную. Станковая — это неболь­шая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство — вид изо­бразительного искусства, непосредственно связан­ный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, вы­полняемые из самых различных материалов (тради­ционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим факто­ром формирования среды обитания человека.

5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда чело­вечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято назы­вать фольклором.

6. Музыка — вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных обра­зах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр- вид искусства, специфическим сред­ством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера пе­ред публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибрис­тики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, кон­ной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которо­го создаются с помощью киносъемки реальных, спе­циально инсценированных или воссозданных сред­ствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство — искусство создания хими­ко-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вырази­тельного и с достоверностью запечатляющего в за­стывшем изображении существенный момент дей­ствительности.

12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют со­бой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстети­ческое воздействие на людей, включает их в направ­ленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заклю­чается в восстановлении в сфере духа гармонии, ут­раченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выра­жается в свойстве искусства анализировать состоя­ние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способ­ность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искус­ства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человече­ской личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она игра­ет ведущую роль в общей системе функций искус­ства.

Эстетическая функция — это специфическая спо­собность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности же­лание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, ду­ховный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само­ценного значения личности и осуществляет ее, до­ставляя человеку бескорыстную радость эстетическо­го наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показыва­ет познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественно­го познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусст­ва — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и от­ражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи

результатом вымысла, тем не менее являются отра­жением действительности и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с по­мощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков по­знаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став сим­волами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания ха­рактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художе­ственных образов. В литературе таким средством яв­ляется слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совер­шенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусст­во исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является осо­бой формой познания окружающей действитель­ности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникаю­щем благодаря их взаимосвязям.

 

 

  1. Образование и самообразование

 

 

Среди социальных институтов современного обще­ства образование играет важнейшую роль, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенст­вованию. Если такие знания, умения и навыки при­обретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его са­мообразовании .

Целью образования является приобщение индиви­да к достижениям человеческой цивилизации, ре­трансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача уча­щемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творче­ской деятельности в избранной сфере занятий. От ка­чества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономиче­ского и политического развития, его нравственное со­стояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социаль­ной мобильности человека или социальной группы;

2)сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их соци­ализации.

Различают следующие виды образования: началь­ное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими по­требностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государствен­ный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Ев­ропе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В пер­вых готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основ­ном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церков­ные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникав­шие при епископских кафедрах, давали иное образо­вание. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных ис­кусств»: грамматику, риторику, диалектику, ариф­метику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На началь­ном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые нахо­дились в ведении городского совета). Растущим го­родам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребнос­тями того или иного города. Латынь в этих шко­лах постепенно вытеснялась национальными язы­ками.

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университе­тов. Создавались они либо на основе бывших кафед­ральных (епископальных) школ (именно так возник в XII в. Парижский университет, выросший из шко­лы, существовавшей при соборе Парижской Богома­тери), либо в городах, где жили прославленные учи­теля, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменито­го знатока римского права Ирнерия развился Болон-ский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовы­вали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно сту­денты и преподаватели избирали руководителя уни­верситета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, фило­софский (богословский) и медицинский. Срок обуче­ния на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5—6 лет, философа-богослова — 15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по за­ранее поставленным вопросам.

В XIV—XV вв. появляются так называемые кол­легии (от этого названия впоследствии произойдет слово «колледж»). Сначала коллегиями называли об­щежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, ко­торую основал Робер де Сорбон, духовник француз­ского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому универси­тету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 уни­верситетов. Многие из них — Болонский, Кембридж­ский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заве­дения появились поздно. Еще сподвижники Пет­ра I предлагали создать в России светские «акаде­мии». В 1724 г. император издал указ об «учине-

нии» в Санкт-Петербурге Академии наук, при кото рои создавались университет и гимназия где долж-ны были «молодых людей публично обучать» Пред-полагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные евро пеиские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие сту­денты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык нау­ки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипен­дий для студентов — первый университетский вы­пуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ло­моносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего универси­тета не бывало, но еще ни образа, ни подобия универ­ситетского образования».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддер­жал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.

12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугу­рация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академическо­го университета фактически прекратилась. Студанты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридичеком. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов говили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин Наиболее способных отправляли на стажировку в ев­ропейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, матема­тика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юри­дический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной спе­циальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа математиче­ских и навигацких наук — было основано Петром I еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не су­ществующей Сухаревой башне.)

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только от­дельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство населения не имело возможности полу­чить не только высшее, но даже среднее образование. Положение начало меняться с конца XIX в. А XX в. стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации негра­мотности среди населения. В развитых странах полу­чение среднего образования стало обязательным. Се­годня можно констатировать тот факт, что образова­ние в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на не­го составляют в развитых странах до 8—9% ВНП.Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них, по различным данным, составляет от 75 до 85% всего населения. Такое положение фактически обре­кает эти страны на отставание в области экономики,

ибо эффективное развитие последней сегодня воз можно только на базе достижений НТП и при нали чии огромного количества высококвалифицирован ных кадров.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отли­чается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наря­ду с учебными заведениями иных типов, осуществля­ет подготовку квалифицированных кадров для раз­личных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы образования.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)